Кто и как манипулирует сознанием узбекистанцев?
Защита информационного поля страны деструктивного воздействия на общественное мнение со стороны внешних сил стало стратегической задачей любого государства.
В Узбекистане созданы законодательные основы информационной безопасности, но они, скорее, больше нацелены на предотвращение угроз технического характера. Основная деятельность уполномоченных структур под общим руководством Службы государственной безопасности РУ связана с защитой информационных систем и ресурсов страны. В то же время, нет единого, слаженного механизма противодействия пропаганде со стороны иностранных государств, что делает Узбекистан уязвимым перед идеологической экспансией.
Какие масс-медиа предпочитают?
Результаты опроса 2021 года показали, что основным источником информации для узбекистанцев является телевидение (66,29 %). Чуть меньше интерес к интернет-изданиям и социальным сетям (39,85 %). При этом в обоих сегментах спрос на русскоязычный контент достаточно высок, более четверти потребителей информации смотрят телепередачи на русском языке (основная масса сконцентрирована в городе Ташкенте, немного в Каракалпакстане и Наманганской области). Среди пользователей интернета цифра достигает почти 17%.
В Узбекистане функционирует 74 телеканала. Доля государственного и частного сектора разделена между ними практически поровну – 38 и 36 соответственно. Самыми популярными среди них являются Z’or TV, Sevimli TV, Milliy TV и Mening Yurtim. Все они негосударственные, имеют развлекательный формат и вещают преимущественно на узбекском языке.
Из зарубежных медиа ресурсов в Узбекистане наибольшей популярностью пользуются российские федеральные телеканалы – «Первый канал», «Россия-1», НТВ, «Россия 24 (по результатам соцопроса, совокупный показатель потребления составил порядка 23%), а также онлайн-ресурс Sputnik.ru. Высокие зрительские симпатии позволяют информационным рупорам Кремля успешно продвигать нарративы российской пропаганды среди местного населения, что нередко приводит к дезинформационному эффекту.
Так стало в случае с освещением войны в Украине, которые официальные СМИ Узбекистана освещали достаточно пассивно. Лишь несколько ведущих онлайн-изданий, преимущественно Gazeta.uz и Kun.uz, ограничивались эпизодическими новостями.
Как следствие, в узбекском медиа пространстве оказался массивный поток антизападного и антиукраинского контента из российских каналов информации. В борьбу за «умы и сердца» узбекистанцев также активно подключились тролли и боты. Об их масштабной атаке на отечественный сегмент социальных сетей в феврале прошлого года писал Kun.uz, когда любые высказывания или комментарии в поддержку Украины вызывали массовый шквал критики со стороны обладателей лжеаккаунтов, расплодившихся в основном в телеграмм-каналах.
На этом фоне в экспертной среде Узбекистана усилился дискурс о необходимости создания независимого информационного пространства. В качестве первого шага предлагался запрет вещания одиозных российских телеканалов на территории страны или хотя бы исключение из эфира пропагандистских программ.
Но все осталось на своем месте за исключением одного – отныне российское ТВ не доминирует в цифровой сетке Узбекистана. С ноября 2022 года операторы кабельного телевидения включили в свои пакеты ряд зарубежных телеканалов, в т.ч. британское BBC, американское CNN, турецкое TRT и китайское CGTN. Позже этот список пополнился еще на 142 пункта. Причем 35 из 192 ныне доступных телеканалов специализируются на освещении социально-политической повестки.
Социальные сети стали оперативным источником информации для интеллигенции и молодежи, но и здесь предпочтение отдается контенту на русском языке. Наиболее популярны русскоязычные телеграмм каналы, они абсолютные лидеры и по уровню доверия – почти 75 процентов. Возможно, это связано с тем, что большинство госорганов страны имеют свои телеграмм-каналы, которые для узбекистанцев всегда были и остаются самыми надежными официальными источниками информации.
Пропаганда в действии
Как показывают исследования ряда организаций Европейского Союза, в силу последних геополитических потрясений на евразийском пространстве, Россия стала чаще прибегать к деструктивному информационному воздействию на страны ближнего зарубежья.
На наш взгляд, именно фактор языка подпитывает дезинформационную активность некоторых российских СМИ в отношении Узбекистана и других государств Центральной Азии. Это наглядно показал вышеупомянутый кейс по запуску в медиа пространства наших стран многочисленных троллей и ботов для оправдания военного вторжения РФ в Украину.
К сожалению, центральноазиатские республики продолжают находиться под мощным информационным воздействием России. Москва довольно эффективно продвигает выгодные ей нарративы, формируя, таким образом, необходимую точку зрения в политических и экономических кругах стран-партнеров.
В последние годы нарастает тенденция, при которой некоторые политические инициативы российской стороны, предполагающие участие в них государств Центральной Азии, преподносятся как уже одобренное партнерами решение. В качестве примера можно привести преждевременное заявление председателя Совета Федерации Федерального собрания России Валентины Матвиенко в ходе ее визита в Ташкент в октябре 2019 года о намерении Узбекистана присоединится к Евразийскому экономическому союзу. По ее словам, решение якобы уже было принято руководством страны. И хотя узбекская сторона эту информацию не подтвердила, тем не менее, новость мгновенно разлетелась по национальным и зарубежным пабликам.
Кроме этого, в декабре 2022 во время визита в Узбекистан премьер-министра РФ Михаила Мишустина, по сообщениям СМИ, обсуждался вопрос создания тройственного партнерства России, Казахстана и Узбекистана в энергетической сфере. Причем, идея возникла также внезапно, как заявление российского истеблишмента о готовности Узбекистана к вступлению в ЕАЭС.
Отметим, что газовый альянс существует лишь на словах. Судя по реакции «задействованных» сторон, инициатива даже не была с ними заранее согласована. Однако российские политики при помощи различных медиа ресурсов пытаются убедить общественность в обратном. Так, вице-премьер РФ Александр Новак информировал журналистов о заинтересованности Узбекистана в создании газового союза с Россией. Создавалось впечатление, будто узбекские власти уже одобрили проект, что, конечно же, не соответствует действительности.
Ассоциированный научный сотрудник лондонской Школы восточных и африканских исследований Алишер Ильхомов в своих трудах говорит о возможном наличии на просторах Узнета «фабрики троллей», спонсируемой Россией. «Хотя прямых доказательств этого нет. По крайней мере, в самой России, а также в некоторых других странах Европы и в США такие «фабрики» уже были обнаружены. Было бы логичным предположить, что подобная практика применяется и по отношению к странам ближнего зарубежья, включая Узбекистан», – отмечает эксперт.
Для сохранения доминирующей позиции в нашем регионе Россия использует деструктивную пропаганду. В отношении Узбекистана чаще всего применяется техника систематических информационных вбросов (распространение по специально подготовленным каналам массива информации пропагандистского толка) на наиболее чувствительные темы. Таким образом, аудитории посылается месседж с необходимым заказчику акцентом и тональностью.
Например, в прессе частенько муссируется вопрос о «притесненном положении русского языка и ущемлении прав русскоязычного населения в Узбекистане». Публикации подобного содержания не раз появлялись на сайте узбекистанского информационного агентства Podrobno.uz, российской «Независимой газеты», а также некоторых одиозных изданий наподобие «Азиатерры».
Интересная полемика развернулась под материалом «Шахноза Соатова назвала вывески на русском языке символом того, что Узбекистан не может избавиться от колониального прошлого», опубликованном 15 августа 2022 года в Podrobno.uz. Это пересказ поста известного блогера, выразившей свое недовольство оформлением большинства уличных вывесок на русском языке, хотя в законе «О рекламе» приоритет отдан государственному языку. Вслед за основным текстом статьи приводится так называемое «мнение общественности», где нет ни одного положительного отзыва. Аналогичную картину создают комментарии на форуме, где отчетливо проглядывается почерк троллей. Таким нехитрым способом была создана иллюзия о тлеющей ненависти к русскому языку в Узбекистане.
Искусственно создаваемый негативный информационный фон порождает панику и чувство тревоги среди многонациональной общественности страны, создает мнимое представление о росте национализма и радикализации, при этом полностью дискредитируя политику толерантности государства.
В Узбекистане также развернута целая информационная кампания против перехода на латинскую письменность. В некоторых случаях отказ от кириллицы преподносится как недружественный шаг в отношении России. Даже высказываются предположения о том, что данное политическое решение принято под воздействием Турции, якобы стремившейся установить свое господство над современным тюркским миром.
Напомним, что в информационных кампаниях практически всегда используется механизм запугивания внешними угрозами. Этот прием рассчитан не только на изменение общественного мнения, но и корректировку поведения граждан. К нему часто прибегают российские пропагандисты (и не только!). Иносми не перестают устрашать центральноазиатского читателя различного рода фобиями. Примером могут стать публикации российского ИА REGNUM и аналитической платформы Eurasianet.org о китайской экспансии, многочисленные статьи о пантюркизме и афганской угрозе.
Как противостоять инфоугрозам?
Угрозы информационной безопасности сегодня являются актуальной проблемой не только для Узбекистана, но и всего региона. Вопрос о противодействии им был включен в повестку четвертой Консультативной встречи глав государств Центральной Азии, которая прошла летом прошлого года в Чолпон-Ата.
Практической реализацией этого пункта могла бы стать система раннего предупреждения информационных угроз с координирующей ролью компетентного регионального ведомства. Узбекские специалисты не раз писали о предпосылках создания такой системы на местном уровне. Безусловно, все это должно сопровождаться разработкой и принятием отдельного закона или концепции информационной безопасности Узбекистана. Но ключевой фактор – повышение конкурентоспособности национальных СМИ для сохранения информационного суверенитета наших стран.
Комментариев пока нет