Кто и как распоряжается наворованным в Казахстане?
Президент Токаев встретился сразу с тремя людьми, ответственными за возврат незаконно приобретенных активов – премьер-министром Бектеновым и руководителями АФМ и «Антикора». Акорда отметила, что процесс идет успешно. Но все ли так гладко на самом деле?
– С 2022 года обеспечен возврат имущественных активов и денежных средств государству и субъектам квазигосударственного сектора на сумму 1,02 трлн. тенге (более 2,2 млрд. долларов), – сообщил в своем отчете Токаеву председатель Агентства по противодействию коррупции Асхат Жумагали.
– В предстоящий период работа АФМ будет сосредоточена на возврате незаконно выведенных активов и пресечении преступлений в сфере теневой экономики без вмешательства в работу добросовестных предпринимателей, – вторил ему хором председатель Агентства по финансовому мониторингу Дмитрий Малахов.
Но много это или мало? С одной стороны, число с двенадцатью нулями выглядит внушительно. С другой стороны, всего месяц назад бывший премьер Алихан Смаилов, осмелился назвать общую численность активов, которую предстоит вернуть Казахстану:
– Выявлено 344 незаконно приобретенных объектов движимого и недвижимого имущества, в том числе 131 объект за рубежом. Получены данные о ценных бумагах стоимостью 448 млрд тенге. Изучаются банковские транзакции на 220 трлн. тенге, – сказал Алихан Смаилов на заседании Комиссии по вопросам возврата государству незаконно приобретенных активов 26 января.
Таким образом, сопоставив слова председателя АФМ и Алихана Смаилова, нетрудно посчитать, что за два года в страну вернулось от силы только 0,5% от известных незаконно приобретенных активов. Так много это, или мало?
Вероятным оправданием недостаточных масштабов возвращенных средств могло быть огромное количество лиц, у которых активы отбираются, – то есть утверждение о том, что такая большая сумма разбросана среди множества так называемых представителей «Старого Казахстан», которых еще не успели поймать. Но на вопросе о том, как много лиц и кто именно вернул стране активы, авторы представленных президенту актуальных отчетов вновь предпочли не акцентировать внимание, упомянув только два громких уголовных дела: дело в отношении ТОО «Оператор «РОП» и одно из дел в отношении племянника Назарбаева Кайрата Сатыбалды.
И тут вновь следует возвратиться к предыдущим словам тех, кто отвечает за возврат активов. Буквально полтора месяца назад, 10 января, официальный представитель антикоррупционной службы Арман Тлеукенов сообщал журналистам, что из 912 млрд. вернувшихся на тот момент тенге Кайрат Сатыбалды вернул 650 млрд., то есть 70%. Еще почти 10% – 90 млрд. тенге, – вернул бизнесмен Кайрат Боранбаев, добившись благодаря этому досрочного освобождения из колонии, то есть легально «откупившись» перед властью.
Таким образом, едва ли можно говорить о том, что инициатива президента по возврату всех украденных активов прилежно исполняется, ведь только два человека обеспечили 80% количества, которым «Антикор» и АФМ сейчас так гордятся в своих отчетах.
А кто и сколько активов возвращал Казахстану помимо этих двух персон остается неизвестным. В сентябре 2023 года, когда госорганы официально отчитывались о перечислении 151,6 млрд. тенге возвращенных активов в Фонд поддержки инфраструктуры образования, журналисты издания ProTenge попытались узнать официальную информацию о том, по чьим делам и сколько средств было перечислено, но в результате их запрос оказался «отфутболен». На тот момент премьер-министр Алихан Смаилов перенаправил просьбу дать комментарий министерству финансов и министерству просвещения. Оба министерства переслали запрос «Антикору», который, в свою очередь, заявил, что ответить на этот вопрос может только Генеральный прокурор, если посчитает нужным. Ответа со стороны прокуратуры так и не случилось.
Есть еще один, более серьезный вопрос, который для властей является неудобным – куда уходят вернувшиеся деньги?
В сентябре 2022 Токаев выступил в роли «Робин Гуда», объявив о том, что вернувшиеся средства поступят в Фонд, который будет финансировать строительство школ. Прошло полтора года, но четкой информации о том, кто, где, сколько и по каким ценам построили образовательные инфраструктуры, нет. Публично озвучиваемые цифры путаются в показаниях.
К примеру, в марте 2023 министр просвещения Гани Бейсембаев объявлял, что на деньги коррупционеров в тот год построят 70 школ. Спустя месяц в подписанном постановлении правительства поступило небольшое уточнение – не 70, а 72. Уже в августе правительство отчиталось, что на деньги коррупционеров были успешно построены 62 школы. Но прошло полгода, и в начале января министерство просвещения, будто бы забывшись, указало в своем пресс-релизе об итогах работы в 2023 году, что на вернувшиеся средства построены были 43 школы. Куда же делись еще 19?
Официально детальная информация о построенных на вернувшиеся средства школах – стоимость, кто именно получил заказы вовсе не демонстрировалась. В середине декабря Токаев посетил гимназию №96 в Астане, которая, по словам его пресс-службы, была «построена на конфискованные у коррупционеров средства», но даже в этом случае сумма строительства и имя подрядчика не были упомянуты.
Особо обращает на себя внимание подача пресс-релиза Акорды об отчете нового премьер-министра. Крайне важным является тот факт, что состоявшаяся в прошедшую пятницу встреча была первым приемом Олжаса Бектенова в качестве премьер-министра и произошла спустя почти месяц после его назначения.
Однако, вопреки традициям, пресс-релиз Акорды был сухим и очень коротким. По теме возврата активов было написано ровно одно предложение: «Премьер-министр проинформировал о деятельности Комиссии по вопросам возврата государству незаконно приобретенных активов». А пресс-служба правительства свой релиз о посещении Бектеновым Токаева вовсе выдавать не стала, и просто ограничилась репостом публикации пресс-службы президента. Поэтому фактическая информация, которую премьер-министр рассказал президенту, осталась в тайне.
Сокрытие и предоставление крайне ограниченной информации – главная причина, по которой инициатива по возврату активов подвергается критике.
– Отсутствие прозрачности вокруг процесса возврата активов может привести к дальнейшему падению позиции Казахстана в ежегодном Индексе восприятия коррупции Транспаренси Интернэшнл. Возвращение активов представляет собой основополагающий принцип Конвенции ООН против коррупции, к которой Казахстан присоединился в мае 2008 года. Согласно Преамбуле и Статье 13 Конвенции ООН против коррупции государство должно сотрудничать с гражданским обществом и неправительственными организациями, однако на деле эти обязательства по сотрудничеству государством не соблюдаются, – указывал в апреле 2023 фонд «Транспаренси Интернэшнл – Казахстан».
Отдельно подмечалось, что скрытность и келейность по возврату активов несет риски создания неафишируемых списков неприкасаемых лиц, которых действие закона о возврате активов не касается, и «неугодных» лиц, которых закон коснется в первую очередь даже без процессуальных обоснований, отсутствия независимых решений органом по возврату активов и судами, несоблюдения международных обязательств и принципов в области возврата активов, превращения действий правоохранительных органов в «охоту на ведьм», дестимулирования экономики страны и возникновения новой группы теневого политического влияния в стране с политическими амбициями.
– Незаконное засекречивание данных по возврату активов, несмотря на то, что, согласно законодательству Казахстана о государственных секретах, не подлежат засекречиванию сведения о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, фактах нарушения законности государственными органами и организациями, их должностными лицами, а равно привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам и организациям, – также отмечалось фондом в качестве одного из рисков.
Напомним, в октябре 2023 при Генпрокуратуре был создан комитет по возврату активов. Но его официальный сайт обновляется крайне редко и той информацией, которая не содержит точных данных о непосредственной деятельности по процессу возврата активов.
В сентябре 2023 для возврата незаконно приобретенных активов при Комитете государственного имущества и приватизации Минфина было создано ТОО «Компания по управлению возвращенными активами», которой, согласно закону, все полученные объекты и средства должны были перечислять в уставной капитал для дальнейшего владения и пользования.
– На сегодня активы по основаниям, предусмотренным законом, в управляющую компанию еще не поступали. Информацией об активах, планируемых к передаче в управляющую компанию, комитет не располагает, – ответил в конце января владеющий компанией комитет журналистам издания BES.media.
Так где же все-таки зависли вернувшиеся предметы, компании и средства?
8 Комментариев
[…] Exclusive.kz публиковал материал «Кто и как распоряжается наворованным в Казахстане?», в котором отмечал, что процесс возврата активов, […]
[…] который считался одним из идеологов этого процесса. Между тем, как мы уже писали, за два года в страну вернулось всего 0,5% от известных […]
[…] марте Exclusive.kz публиковал аналитический материал «Кто и как распоряжается наворованным в Казахстане?», в котором отмечалась, что процесс возврата активов, […]
[…] проблемы работы по возврату активов в материале «Кто и как распоряжается наворованным в Казахстане?», а также сообщал об оставшемся практически […]
[…] проблемы работы по возврату активов в материале «Кто и как распоряжается наворованным в Казахстане?», а также сообщал об оставшемся практически […]
[…] проблемы работы по возврату активов в материале «Кто и как распоряжается наворованным в Казахстане?», а также сообщал об оставшемся практически […]
[…] что Exclusive.kz писал об этом ещё в марте в материале «Кто и как распоряжается наворованным в Казахстане?» после нескольких попыток утверждений госорганами, […]
[…] Казахстане, как неоднократно отмечали журналисты, начатый после Кантара процесс возврата активов […]