Кто и зачем хочет сделать тенгрианство официальной религией - Exclusive
Поддержать

Кто и зачем хочет сделать тенгрианство официальной религией

В Алматы прошла пресс-конференция, на которой инициативная группа молодых интеллигентов и ученых заявила о подаче заявления в органы власти страны для регистрации тенгрианства как одной из официальных религий Казахстана, наравне с Христианством, Исламом, Буддизмом и другими конфессиями.

Ерлан Еспенбетов, филолог, исследователь и переводчик древних рукописей и петроглифов, один из руководителей добровольного тенгрианского объединения «Тенгри Эль», подробно рассказал о целях и задачах, которые эта организация преследует, а также почему такая регистрация необходима.

В Казахстане, по его словам, официально зарегистрированы свыше 3 960 религиозных объединений, которые представляют 18 конфессий. В их число входят как крупные мировые религии (Ислам, Христианство, Буддизм), так и вероисповедания с небольшой по численности приверженцев среди граждан РК: Церковь Иисуса Христа Святых последнего дня (мормоны), Свидетели Иеговы, Буддизм, Новоапостольская церковь, Общество сознания Кришны, Иудаизм, Церковь объединения (муниты) и Бахаи. Еспенбетов подчеркнул, что вероучение некоторых вышеперечисленных организаций аналогично с учением неортодоксальных направлений в христианстве или индуизме, но отличается своеобразным трактованием некоторых религиозных догматов, что существенно затрудняет их классификацию. В частности, отдельные исследователи и религиоведы причисляют некоторые организации к сектам, что разделяет мнение большинства граждан РК по данному вопросу. Несмотря на это обстоятельство, эти общины продолжает законно вести свою деятельность.

Тенгрианство же совершенно не представлено в этом ряду. Тенгрианство (древнетюркское «Тәңріліг» / каз. «Тәңрілік»») – это древняя религия и духовная традиция, зародившаяся у тюркских и монгольских народов. Она основана на вере в небесного бога Тенгри, который олицетворяет небо, а также на почитании природы и духов предков. Термин «тенгризм/тенгрианство» впервые использовал казахский ученый Чокан Валиханов, также это определение позже применяли французский востоковед Жан-Поль Ру и Олжас Сулейменов.

– Без сомнений, Тенгрианство может выступать как элемент культурной и цивилизационной самоидентификации в условиях становления многополярного мира как казахского народа, так и всех тюрко-монгольских народов в целом, – заявил Еспенбетов.

– Необходимо особо подчеркнуть, что духовные центры всех перечисленных нами религий, располагаются далеко за пределами Казахстана. – сказал спикер. – Например, священными местами христиан являются Иерусалим и Ватикан, мусульман – Мекка, Медина, Иерусалим, буддистов – Кайлас, Бодх-Гая и Лхаса. К сожалению, в нашей стране практически не уделяют должного внимания Тенгрианству, по всей вероятности – единственного учения, в первую очередь ориентированного под местные климатические и природные условия, реалии жизнедеятельности и сформировавшегося как религиозно-политическая идеология во времена Великого Тюркского Каганата в VI веке. С сакральными местами, расположенными именно в Центральной Азии, к примеру: Тянь-Шань / Тенгри таг пик Хан-Тенгри или местность Отукен.

В последние годы, по его словам, в Казахстане повсеместно увеличивается число приверженцев Тенгрианского вероучения, сформировавшегося и достигшего статуса государственной религии в период возвышения ряда древнетюркских каганатов и империй в ранее средневековье. Предполагается, что количество граждан, открыто идентифицирующих себя как тенгрианцы достигнет более одного миллиона человек уже через несколько лет.

 – На первый взгляд, высока вероятность, что концепция о присвоении Тенгрианству легального статуса может стать актуальной проблемой из-за теоретических опасений по поводу религиозного «раскола» общественности страны в целом. – рассуждал Ерлан Еспенбетов. – Однако, как показывают годы независимости, в Казахстане, как светском и демократическом государстве, гармонично соседствуют различные конфессии и верования, что лишний раз подчеркивает решительную позицию страны в отделении института государства от института религии.

– В марте этого года наш Президент Касым-Жомарт Кемелевич Токаев заявил на заседании Национального курултая: «Казахстан является прямым преемником кочевой цивилизации Великой степи. Признанной вершиной государственного строительства на огромных просторах Центральной Евразии всегда выступал Улус Джучи, всемирно известный как Золотая Орда», – сказал глава государства, процитировал спикер.

– Однако у нас часто забывают, что до реформ властолюбивого хана Узбека, деятельность которого со временем способствовали к упадку и ослаблению Орды на международной арене, все ее ханы были Тенгрианцами. – заявил Еспенбетов. – Став правителем, Узбек хан, принял ислам (по Симеоновской летописи: «сел на царстве и обесерменился») и получил имя Мухаммед. Попытка ввести ислам в качестве государственной религии встретила жесточайшее сопротивление ордынской аристократии. Лидеры оппозиции Тунгуз, Таз и эмир Сарая Кутлуг-Тимур заявили Узбеку: «Ты ожидай от нас покорности и повиновения, а какое тебе дело до нашей веры и нашего исповедания и каким образом мы покинем закон и устав Чингисхана и перейдём в веру арабов?»

 – Утверждая ислам, Узбек хан казнил 120 чингизидских эмиров за отказ переходить в религию Пророка. Он узурпаторски держал власть в своих руках и хладнокровно пресекал всякие сепаратистские выступления на окраинах. Благодаря недальновидной политике хана Узбека, уже через несколько веков вся территория Орды стала частью других империй. – сказал Еспенбетов.

В защиту Тенгрианства выступил на встрече археолог Алан Бондарев. Последователей Тенгрианства, по его словам, даже в научной среде зачастую именуют «шаманистами».

– С нашей точки зрения, такая умышленная фальсификация названий крайне недопустима. – считает он. – Во избежание дальнейших недоразумений. Важно сразу подчеркнуть различие между тенгрианством и шаманизмом. Шаманы (Бақсы) помимо Тенгрианства, играли заметную роль в социальной жизни также во многих культурах. Шаманизм – это не более чем деятельность отдельной личности или определенной группы, владеющей особыми навыками, к примеру – лечение, предсказание, духовное наставничество и т.д. Шаманизм – это всего лишь вера в способности шамана входить в контакт с миром духов и получать определенные ответы на запросы, в то время как тенгрианство – это уже целый комплекс определённой системы взглядов, основанной на вере в трансцендентные силы, вобравший в себя свод моральных норм и типов поведения, традиций и культово-обрядовых действий.

Благодаря недоброжелателям или некоторым тенгрианским дилетантам, часто в медиа пространстве и обществе, Тенгрианцев воспринимают как бесноватых маргиналов в средневековых лохмотьях, бегающих возле костра с бубном. Это ложное мнение необходимо разоблачить и преодолеть.

Спикеры выразили недовольство тем, что у тенгрианской общины Казахстана нет собственного места («Тенгрилиг» – дословно «Храм») для регулярных собраний тенгрианцев. В древности Тенгрианцы собирались в определенных священных (часто удаленных) местах для совершения обрядов и ритуалов, однако в нынешних реалиях урбанизированного общества, возросла потребность постройки Тенгрилига непосредственно в городской черте. Собственное Тенгрианское религиозное объединение поможет урегулировать многие волнующие в последнее время общества вопросы, а также будет активно препятствовать развитию маскирующихся под видом Тенгрианства сектантских течений.

– Даже на пике своего возвышения, исторически приверженцы тенгрианства без особого прозелитизма почтительно относились к религиозным убеждениям своих подданных и покоренных ими народов. Поэтому и в наши дни большинство представителей тенгрианской общины также очень уважительно относятся ко всем мировым религиям. – уверен Ерлан Еспенбетов.

Однако на пути воссоздания нового (старого?) Тенгрианства стоит немало трудностей. И дело даже не только в регистрации объединения как религиозной организации. Тенгрианство сегодня лишено общепринятой догматики, у него очень скудны письменные источники, которые можно бы назвать сакральными. Нет общепринятой обрядности, нет своих пророков и святых, не существует священства, иерархий, смутны символы веры… Например, в Тенгрианстве, как сообщил Ерлан Еспенбетов, не существует понятия искупления. Значит, любой грех человек несет с собой всю жизнь, и даже после смерти. Даже в вопросе о бессмертии человеческой души, о ее существовании после смерти у тенгрианцев существуют разные мнения – а ведь это основополагающий вопрос любой религии.

И потом – слабо верится, что религии можно создать, или воссоздать бумажками и регистрацией в Минюсте. Если бы Пророк Мухаммед смиренно подавал прошения о защите себя и своих приверженцев в администрацию Мекки, мало бы толку это принесло. Нет, основатель ислама бежал с верными в Медину, а потом триумфально вернулся, на коне и с саблей, утверждая свою Истину и приводя к исламу племена Аравии. «И меч полумесяцем над головой, и конь его мчит стрелой!».

И Христос не заваливал Синедрион кляузами на беспорядки в Храме, а просто взял бич и прогнал торговцев и кощунствующих из священного места…. Для религии нужен подвиг, горение веры, самоотверженность, а главное – нужны примеры подвигов и чудес, особое, присущее только этой вере, религиозное мировоззрение.

Впрочем, если регистрация Тенгрианства произойдет, беды большой не будет. Кто знает, из чего может возродиться пламя веры, а пока представители религии Высокого Неба получат все возможности открывать окружающему обществу его тайны. В полном согласии, как говорилось на пресс-конференции, с цивилизованными и демократическими принципами.

Дмитрий Слинько




3 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Аллаһ сақтасын бұлардың адасушылығынан Қазақ елін.Бұл сыртқы алпауыттардың Исламға қарсы жобаларының бірі,одан басқа ешнәрсе емес.надандарды құрал етіп,шайтанның қисынына (логикасына) бағындырып, Ақылдары перделер дер едім.

  2. Бізге сырттан келген дін — ислам, ал бүгінде кейбіреулер сырттан арандатушылық мақсатымен енгізуге тырысып жүрген тәңіршілдік емес, шынайы тәңіршілдік — біздің көне дініміз. Мұсылмандар басқаларға ақыл үйреткенше Газада қиналып жүрген діндес ағалары мен әпкелеріне нақты көмек көрсетпей жүргеніне бір жылға жақындап қалған жоқ па? Интернетте видеомен және комментариймен қолдаудан басқа, ешқандай көмек жоқ. Морализаторлық пен намазхандықтан басқа сенімдерін дә көрмедім. Сөздері мен әрекеттері үйлесіп тұрған жоқ. Өзін мұсылман дейтін мемлекеттер бұдан түк көрмегенсіп құтылғысы келеді, ал араб мемлекеттері қазіргі соғыс кезінің өзінде Израильмен тіпті одақтастық қарым-қатынас орнатқысы келіп жүр. Елді тонап, Орталық Азиядағы ең үлкен мешіт салған кісі туралы айтпай ақ қояйын. Бұл жерде кім шайтанның қисынына бағынып тұрғаны — үлкен сұрақ.

  3. Азаматтын жазганы дурыс. Тэнирликке биздин ата бабамыз сенген тулга. Ал Исламды арабтардан әкелген бөтен сеним. Эр жолик урлаган акшага мечеть салғанын корип, Ислам урылардын Дини болып кеттіме деген ой тугызады.