Кто и зачем разрушал тюркское единство - Exclusive
Поддержать

Кто и зачем разрушал тюркское единство

Создание Организации Тюркских Государств (ОТГ) – эпохальное событие, которое формирует основу для восстановления социально-культурного единства тюркского мира. Декларации превращаются в реальность. Но надо признать, что тюрки плохо знают и себя, и друг друга. Но мы не можем обвинить себя в формировании такой печальной ситуации. Нас так учили, так «программировали».

Сегодня мы называем себя азербайджанцами, казахами, узбеками, туркменами, киргизами, татарами…, осознаем и представляемся миру через эти идентичности. Но мы дети одной истории, одной культуры. И восстановление, привитие в массы общетюркского исторического сознания является кардинальным вопросом, стоящим перед нами.

Нетрудно заметить, что сепаратизм по отношению к тюркам является наиболее общей характерной чертой советской историографии: начиная со средних веков, наша общая история разделена на историю стран, регионов, городов, событий, рода занятости, искусств и т. д, то есть «размыты», локализованы и уменьшены масштабы. Изучение фундаментальных проблем, общих исторических тенденций затруднялось всеми возможными средствами, и все это обосновывалось необходимостью «специализации и дифференциации в исторической науке».

В действительности же таким способом были нарушены основные линии нашей общей истории, нарушена ее внутренняя гармония, а цепочка причинно-следственных связей этносоциальных, традиционных аспектов событий разорвана. Теперь нам предстоит собрать и накопить все существующие исторические факты и исследования в единой базе или банке данных.

Известно, что в мусульманском мире историография была связана с процессами распространения ислама и на первом этапе понималась как отрасль религиозной литературы. Турецкий историк Халил Иналджык называет это явление «эпосной («дастанной») историографией». В произведениях Фирдоуси, Низами невозможно определить истинные «границы» исторических реалий и художественного воображения. Великий узбекский поэт Алишер Навои был одним из первых тюркских историков (об этом свидетельствуют его работы «Тарихи-анбия и хукама», «Тарихи-мулуки-Аджам»). Как отмечает Л. Гумилев, заслуги филологов-востоковедов, переводивших и интерпретировавших произведения восточных авторов, перед наукой велики, но, тем не менее, наблюдения показывают, что от массовости истории, начиная с ХХ века, не осталось и следа.

Артефактов о древней истории тюрков и так крайне мало. Степная культура, имеющая глубокие корни и богатые традиции, изучена слабо по сравнению с цивилизацией оседлых народов. Причина в том, что материальная культура кочевников хранилась в основном на войлочных, кожаных, деревянных и меховых материалах, и эти носители по сравнению с каменными быстро выходили из строя. Поэтому велика необходимость более глубокого изучения средневековых источников, в том числе написанных на других языках. Турецкие ученые проделали большой путь в этом направлении. Не следует отказываться и от достижений советского источниковедения, мы должны использовать его «рациональные зерна». Но нельзя упускать из виду и тот факт, что многие источники тенденциозны и априорно носят предвзятый характер.

Известно, например, что в советский период история Золотой Орды и производных от нее тюркских ханств была написана в большей степени на основе летописей православной церкви. Однако налицо и тот факт, что наблюдается разница по времени от ста до двухсот лет между периодом, когда были написаны церковные хроники, и произошли события.

История Золотой Орды и тюркских ханств, возникших с ее распадом, является актуальной темой для общетюркской историографии.

Во-первых, потому, что в исследованиях, посвященных Золотой Орде, тюркский элемент сознательно отодвинут на задний план за счет выпячивания монгольского. Однако факты свидетельствуют о том, что в первый период своей истории эта сверхдержава, носившая по этнической принадлежности тюркско-монгольский характер, на более поздних этапах трансформировалась в полноценное тюркское государство. Что касается дочерних ханств, то это безоговорочно сугубо тюркско-мусульманские государства.

Во-вторых, история Золотой Орды и производных от нее государств даже после их падения составляет значительную часть общетюркской истории. Не изучив историю Казанского, Астраханского, Крымского ханств, Ногайской Орды и их взаимоотношения с окружающими их мусульманскими государствами, мы не сможем понять истинную сущность большинства судьбоносных событий XIII-XVIII веков. Освобождение Казани и Астрахани от оккупации (соответственно в 1552 и 1556 гг.) надолго становится приоритетным направлением во внешней политике соседних и родственных ханств.

Кавказ: место раздора Османского и Московского государств

Упорное стремление русского царизма после захвата Астрахани пойти на Кавказ заставляет максимально активно вмешаться Османское государство. Знаменитый Астраханский поход 1569 года – ярчайший пример османской политики по освобождению татарских ханств от оккупации. Главной целью плана визиря и полководца Сокуллу Мехмед-паши по прокладке канала между реками Дон и Волга и соединению Каспия с Черным морем было изгнание русских из бассейна Нижней Волги и, таким образом, обеспечение безопасности Северного Кавказа. Мехмед-паша преследовал также цель нанести удар в тыл противнику в войне с Сефевидами, установить связь между Османским государством и его союзниками – Туркестанскими ханствами.

Один из вопросов, представляющих большой интерес, заключается в том, что идея борьбы за золотоордынские земли существовала даже в XVIII веке. В российской историографии достаточно популярна мысль о том, что Надир-шах Афшар в последние годы своей жизни намеревался совершить поход на Астрахань после полного покорения Дагестана.

В-третьих, падение татарских ханств – переломный момент, оставивший глубокий след в судьбах всего тюркского мира. Это начальная и центральная тема многовековой колониальной политики, последовательно проводимой царской Россией по отношению к тюркским народам, и проливает свет на бедствия, постигшие нас впоследствии.

Неоспоримо, что торе (тюрский свод древних законов), ясы (законы, санкции, запреты Чингизхана), религиозные нормы, верования, обычаи и традиции играли направляющее и стимулирующее влияние на политические процессы и общественные отношения, в том числе на массовые движения сопротивления.

Сам феномен оккупации также не был исследован должным образом. Негативные эмоции, рожденные комплексом бескомпромиссности, нигилизма, неадекватности, глубоко депрессивные настроения – не полный перечень основных психологических черт таких обществ.

После взятия Астрахани русское правительство взяло курс на Кавказ и в том месте, где река Сунжа впадает в Терек, была построена крепость Тарки (1567). Несмотря на то, что в результате Астраханского похода Османского государства эта крепость была разрушена, интерес Ивана IV к прикаспийским территориям не уменьшился. Государство Сефевидов, считавшее захват Казани и Астрахани признаком могущества России, пыталось склонить этот интерес в свою пользу в борьбе с османами. Шах Тахмасиб I видел в лице русского царя союзника, который в османо-сефевидской войне мог бы помешать крымским татарам, регулярно совершавшим набеги на азербайджанские земли с севера – через Дагестан и Дербент. В 1553 году он отправил для переговоров в Москву своего посла Сеида Гусейна. Известно также, что в 1561 году во дворце Ивана IV находилось еще одно сефевидское посольство.

В 1569 году, когда войска султана Селима вторглись в Астрахань, Тахмасиб вновь отправил посланника и предложил царю союз, а Иван IV направил ответное посольство в Казвин во главе с Алексеем Хозниковым. Во многих источниках сообщается, что в качестве выражения «доброй воли» русского царя Хозников привез в сефевидский дворец 100 пушек и 500 винтовок. Доказанным фактом является то, что на переговорах обсуждалось открытие единого фронта против османов. В этот период Иван IV, стремившийся к рынкам Ближнего и Среднего Востока и уделявший особое внимание укреплению торговых связей с Тахмасибом, еще сильнее провоцировал сефевидско-османское противостояние, ослабляя таким образом оба государства, пользовался их взаимной враждой, и медленно продвигался к Каспию. Именно поэтому мысль о том, что продвижение османского государства в Кавказ в 1578 году «на самом деле имело целью предотвратить походы России в регион Каспийского моря» (Гасан Ганиев), имеет серьезную основу. Восстановление крепости Тарки (Терек) в 1580 году, строительство новых крепостей и размещение казаков на прилегающих территориях, а в 1587 году принятие Картли-Кахетии под покровительство России свидетельствовали о решимости русского царя. Османское государство всячески пыталось препятствовать экспансии России в этом направлении. Мирный договор, подписанный в 1590 году с сефевидами в городе Сараб, подтверждает эту версию. По свидетельству турецкого историка Наимы, по настоянию османского двора в этот договор было включено условие, что сефевидская сторона не должна препятствовать исполнению султанского указа о разрушении русской крепости Тарки. Этот пункт также может быть расценен как предупредительный масседж сефевидам, желающим вступить в союз с царским правительством.

Как торговали Баку и Дербентом

Развитие российско-сефевидских отношений к концу XVI века является всесторонне изученным вопросом в азербайджанской историографии. Но есть один важный факт, который азербайджанские историки либо игнорируют, либо комментируют поверхностно. Хотя он имеет исключительное значение с точки зрения правильной оценки кавказской политики царского правительства.

Турецкий историк Джихат Айдогмушоглу пишет, что «вскоре после прихода к власти шаха Аббаса в Иран был послан русский посол Васильчиков, который 9 апреля 1589 года был принят во дворце. Он принес шаху подарки и царское письмо. В письме русский царь для укрепления дружбы между двумя странами просил отдать ему Дербент и Баку, которые были обещаны до этого еще шахом Мухаммедом Худабанде. Шах Аббас сказал, что ради дружбы двух стран эти два города будут подарены русскому царю. Баку и Дербент в то время находились в руках османов. Шах Аббас, разрешив русскому послу вернуться в свою страну, послал вместе с ним своих послов Хаджи-бея и Будаг-бека… Эта делегация была принята в мае 1590 года в Кремле. Шах Аббас в письме писал, что обеим сторонам необходимо восстановить прерванные из-за Османского государства связи, наладить отношения, основанные на взаимной дружбе, и отмечал, что он дарит Баку и Дербент своему брату – русскому царю. Шах, пославший царю шелковые ткани, меха и другие дары, попросил от него прислать в качестве подарка немного беличьего, соболиного меха и охотничьих птиц (сокол, ястреб, и др.) «.

Азербайджанский историк Низами Сулейманов подтверждает, что Шах Аббас дал им задание вновь поднять вопрос о военном союзе с Россией и послы попросили царя о военной помощи, но не смогли добиться успеха. Однако автор не упоминает вопрос Баку и Дербента.

В книге «История Азербайджана (с древнейших времен до XX века)», изданной в 1994 году в качестве учебника для вузов под редакцией академика Зии Буниятова и профессора Юсифа Юсифова, отмечается: «…в последней четверти XVI века международная обстановка также неблагоприятно изменилась для Сефевидского государства… Только отношения с северным соседом, Россией, были налажены. Однако предложение вступить в союз с русскими против османов за счет передачи Баку и Дербента России оказалось безрезультатным». С одной стороны, фраза «осталось безрезультатным» звучит неуместной, а с другой авторы учебника демонстрируют фактическое молчание по поводу предложения передать Баку и Дербент русским.

Интересно, что вопрос по поводу уступки Баку и Дербента русским со стороны Мухаммеда Худабанде (1578-1587), подробно прокомментирован русскими историками, в отличие от азербайджанских. В частности, Тимур Кораев в своей обширной статье о сефевидско-российских отношениях дает более точную и полную трактовку этого вопроса. Получается, что Мухаммед Худабанде и царь Федор Иванович решили совместно выступить против Османского государства, договорились о передаче России Баку и Дербента после того, как прикаспийские земли будут отобраны у османов, и даже был подготовлен соответствующий документ. А в 1588 году царь Федор с целью завершить переговоры, проходившие в Москве, отправил в город Газвин Г.B.Васильчикова. В это время Мухаммед Худабенде был уже свергнут, на престол взошел его сын Шах Аббас I (1587-1629). Встречу Васильчикова с шахом Аббасом описывают как К.Айдогмушоглу, так и Т.Кораев, но второй автор отмечает, что русский царь уже претендовал и на Ширван, и посол выдвинул перед «молодым шахом» требование «подарить» вместе с Баку и Дербентом и Шемаху.

Шах Аббас I отправил в 1592 году в Москву делегацию под руководством Гаджи Искандера, а в 1593 г. – под руководством Гаджи Мухаммеда. Обе делегации стремились добиться поставок огнестрельного оружия и военного снаряжения. А русские цари Федор Иванович и Борис Годунов в 1593, 1595 и 1598 гг. посылали послов в сефевидский дворец «с торговыми целями». Историк Н. Сулейманов, описывая эти миссии, обращает внимание на вопрос прикаспийских территорий уже только когда говорит о начале XVII века: «Шах Аббас I, отправил в августе 1603 года в Москву своего посла Лачин бека, попросил у России военной помощи в начавшейся войне с Османским государством. А Борис Годунов, отправив Ярославского во дворец Сефевидов, взял на себя обещания, что Россия не заключит мирного соглашения с османами в случае, если Шах Аббас I начнет войну против Османского государства. Царь довольствовался тем, что отправил в Дагестан русские войска, чтобы помешать местным кавказским феодалам помогать османам. Тем самым российское правительство намеревалось отнять у Сефевидов Дербент, Баку и Шамаху». Таким образом, суждения Н. Сулейманова хоть опосредованно (и с некоторым запозданием) дополняют те факты, которые выявили Дж. Айдогмушоглу и Т. Кораев.

Теперь перейдем к интерпретации факта, который находит прямое или косвенное подтверждение (во всяком случае, не опровергается) в исторической литературе.

Прежде всего оказывается, что утверждение о том, что идея захвата Баку и Дербента принадлежит Петром I (1682-1725), является совершенно ошибочной (хотя и довольно распространенной). В азербайджанском переводе романа английского писателя Лесли Бланша «Мечи Рая», посвященного освободительной борьбе имама Шамиля, говорится: «Петр I, приехавший в 1722 году в Дербент со своими людьми, увидев плодородные долины, порты этих мест, задумался о том, чтобы вырвать из рук Ирана этот жирный кусок». В то время как сефевидский шах Мухаммед Худабенде еще в конце XVI века обещал передать Дербент и Баку Ивану IV, этот вопрос приобрел актуальность в 1589-1590 годах и после этого больше не терял своей актуальности.

Во-вторых, тот факт, что Россия начала движение в направлении Кавказа сразу после занятия Астрахани (или даже параллельно), также указывает на то, что идея захвата прикаспийских территорий возникла со времен Ивана IV или даже раньше. Овладев ключами Кавказа вместе с Астраханью, царизм в последующий период, умело используя сефевидско-османское противостояние, неуклонно продвигался в этом направлении и в начале XIX века распространил свою власть на весь Кавказ, включая Азербайджан.

В-третьих, в этих процессах, подорвавших социо-этнокультурное единство народов региона, и коренным образом изменивших их исторические судьбы, решающую роль сыграло длительное кровавое сефевидско-османское противостояние. Можно смело сказать, что если удалось бы объединить силы этих двух сверхдержав перед лицом коварного и беспощадного врага, поставившего в центр своего стратегического курса вторжение на тюрко-исламские земли (и народы), то большая часть последующих катастроф, пожалуй, не произошла бы. Советские историки отмечают, что дипломатические и торговые отношения с Московской Русью сложились еще во времена Ширваншахов, Аккоюнлу и Каракоюнлу и в 1465, 1475, 1499 годах. Также известно, что в регионе была широко распространена морская и сухопутная торговля. Как пишет М.Альтман, со второй половины XV века ширванские купцы часто «становились гостями Большого Московского дворца» с официальными дипломатическими поручениями. Другие исследователи также затрагивают интенсивность отношений: «У Ивана III были сведения о городах Шамахе, Баку, Дербенте». Или: «Правители Аккоюнлу пытались поддерживать связи с российским государством. Во дворец Аккоюнлу приходили послы русского государства». Доподлинно известно, что в 1475 году Иван III отправил своего представителя Марка во дворец Узун Гасана (Аккоюнлу), а весной 1499 года Махмуд, внук Фарруха Яссара (ширваншаха), отправил своего посланника Шахабада ко двору Ивана III.

Одним словом, уже в XV веке при Московском дворе хорошо знали об Азербайджане.

Что касается тенденции сближения с московитами, то в современной русской историографии началом этой тенденции считают, главным образом, Кавказский поход Султана Сулеймана Великолепного в 1548 году. Подчеркивается, что именно в том году сефевидские шахи начали мечтать об использовании военной мощи России в борьбе с османами. Видимо, именно в этот период Московская Русь начала смотреть на Кавказ «глазами покупателя». А если предположить, что краеугольные камни в кавказской политике России были заложены в середине XVI века, причем не после оккупации Казани, а раньше, то, на наш взгляд, мы не ошибемся.

Факты дают основу для следующего заключения: провоцирующую, стимулирующую и даже катализирующую роль в продвижении России на Кавказ сыграла неизменная и бескомпромиссная антиосманская политика Сефевидов. В конечном итоге это привело к беспрецедентным изменениям в тюркском культурном ареале.

Мы видим, что в XVII веке царская Россия, ссылаясь на союзнические отношения с Сефевидами, перешла к практической деятельности по экспансии на Кавказ. В 1602 году послы Сефевидов подписывают в Москве договор о военном союзе с правительством Бориса Годунова против Османской империи. Согласно этому документу, который некоторое время хранился в тайне, царские войска должны были наступать с территории Тарковского шамхальства на османский гарнизон в Дербенте. В 1604 году воевода И.M.Бутурлин с подчиненными отрядами входит на территорию шамхальства, где начинает строительство 3 крепостей. Тарковский шамхал, в это время прочно стоящий на проосманской позиции, получив военную поддержку от Крымского ханства, разрушает эти сооружения и изгоняет воеводу Бутурлина со своих земель. Тем не менее, во время очередного похода Османского государства в 1617 году шах Аббас I вновь обращается к русскому царю с просьбой взять под контроль Северо-Кавказский путь и не допустить перехода в наступление османско-крымских сил.

Союзные отношения Сефевидов с Россией носили достаточно неустойчивый, произвольный и довольно условный характер, почти никогда не имели стойкого геополитического значения. В контексте османско-сефевидских войн этот военно–политический союз рассматривался обеими сторонами как временное партнерство. На самом деле главным соперником Сефевидов на Кавказе была не Османская империя, а Россия, и с подписанием Касри-Ширинского мирного договора (1639 г.) с османами это соперничество приобрело конкретные черты. В период царствования шаха Аббаса II (1642-1666 гг.) столкновение интересов на почве непрекращающихся набегов яицких и донских казаков перешло в стадию открытого противостояния. В это время уже по приказу царя Алексея Михайловича (1645-1676) вновь начали предприниматься попытки строительства крепостей на реке Терек и вокруг Дербента.

Крепость Тарки, главная опора России на Кавказе, в начале XVII века была превращена в городок, в котором жил наместник царя, здесь был размещен постоянный гарнизон из двух тысяч солдат, а также сюда было переселено значительное количество русских, армянских и кабардинских семей. В 1635-1645 годах Сунженская крепость, располагавшаяся на правом берегу Терека, была укреплена и сюда был перенесен административный центр. Кабардинцы, принявшие русское подданство (ими командовали князь Муцал Черкасский, Ильдар-Мурза и другие), расселились вокруг Сунжи. Примерно в те же годы кахетинский правитель Теймураз, заручившись поддержкой царя в борьбе против Сефевидского государства, попросил построить крепость в Гейсу. Эта крепость должна была прервать связи черкесов с Сефевидами и облегчить отправку помощи из России в Грузию.

Опасаясь усиления русских войск на северных рубежах, грабительских набегов казаков и русских подданных, Шах Аббас II посылает правителям областей указы об укреплении военных строений, устройстве новых караульных пунктов и о размещении в этих местах стрелков. В 1650 году на пограничном пункте с Россией кубанские казаки захватывают караван ширванских и дагестанских купцов и грабят их. Разбойное нападение было совершено и на грузы Ширванского бейлербея Хосров хана. Хосров хан обвиняет сардара Астрахани (главного наместника царя) в поддержке казаков, требуя компенсации. Хан писал: «Казаки не раз наносили ущерб как лично моему, так и государственному имуществу. А вы как всегда оправдываетесь, ссылаясь на что-то. Они черпают эту смелость из Астрахани. Если вы не можете усмирить своих пиратов, я отрежу их корни раз и навсегда. Если будет нужно, я сравняю Тарки и Астрахань с землей. Шах знает обо всем этом, и, если это повторится еще раз, мы примем необходимые меры». На самом деле Шаха Аббаса II больше беспокоило укрепление Сунженской крепости и переселение туда русских подданных, чем грабительские действия казаков. Кабардинские отряды, поселившиеся здесь с целью захвата контроля над перевалом Дарьял, часто совершали нападения на сефевидских подданных, проживающих поблизости. Воспользовавшись сложившейся ситуацией, он посылает Хосров хану приказ разрушить русские крепости на реках Терек и Сунжа. В 1653 г. объединенное войско азербайджанских и дагестанских правителей (Таркийский шамхал Сурхай, Эндирейский мелик Казан Алп, Гайтагский усми Амирхан Султан и др.) разрушает несколько небольших крепостей под Сунжей и Дербентом, но Шах Аббас II отдает приказ не трогать крепости на реке Терек, чтобы не портить отношений с Россией.

Таким образом, обещание Мухаммеда Худабенде подарить Дербент и Баку «царскому брату» проливает свет на целый спектр судьбоносных событий, произошедших до него и намного позже (от вторжения России на Кавказ до аннексии этих земель). И это доказывает неразрывную связь между оккупацией Казани и Астрахани и «Кавказской политикой», которая, расширяясь, включает в себя также хронику беспрерывной борьбы за Ногайскую Орду и Крымское ханство.

Крайне идеологизированная интерпретация истории привела к тому, что известные события в свое время были неправильно «прочитаны», а нормализованные шаблоны прочно внедрены в мозги людей.

Сейчас процессы оккупации, начиная с Казанского ханства и заканчивая азербайджанским и среднеазиатским ханствами, анализируются как различные векторы одной и той же колониальной политической линии, целенаправленно проводимой русским царизмом против тюрков. Такой подход к нашему прошлому доказывает, что культурное единство тюркских народов основано на прочном историческом фундаменте.

Фото на обложке из открытых источников.

Низамеддин Мустафа, Баку




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *