Кто и зачем создал миф о том, что у казахов не было своей государственности?
Уш-жуз, как партия социалистов, канула в лету вместе с ее предводителями и вместе с неведомым для казахского крестьянства «социализмом». Судя по всему, казахскому народу был неизвестен и их посыл о трех жузах.
Уш-жуз не получил народной поддержки на выборах в Степи
Об этом косвенно свидетельствует катастрофичное поражение этой партии на выборах от Алаш-орды. А ведь партия Уш-жуз выпускала газеты, а значит, имела хорошее финансирование. Особо активна Уш-жуз была в городах: «Согласно архивным данным на начало 1918 года в г. Омске членов партии «Уш-жуз» было более 450 человек, в Петропавловске примерно – 200». И это штрих к вопросу о финансировании их газет. Скорее всего, финансирование было от горожан, а также – от большевиков, выступавших против Алаша.
Но «городские» газеты не помогли. 12-18 ноября 1917 года казахское крестьянство голосовало за Алаш, то есть за традиционную элиту. На выборах в Учредительное собрание Алаш-Орда получила 407 тысяч голосов, то есть практически всё взрослое казахское население страны.

И, скорее всего, тут есть огромный нюанс. Несмотря на всеобщий допуск женщин к выборам, в казахской действительности того времени в большинстве голосовало все-таки мужское население. Как зачастую случается в патриархальном обществе, женщины оставались в аулах «на хозяйстве», а мужчины уезжали на курултаи, в нашем случае – на выборы. Этот «нюанс» ставит вопрос для демографов о том, какова же была общая численность казахского населения с учетом огромной рождаемости, предположительно, от 5 до 10 детей на каждую семью!?
С такими отрицательными результатами на выборах ушжузовцы должны были уйти в маргинальное небытие. И они ушли физически, их казнили белогвардейцы. Однако, вслед за ними остался их нигилистический для казахской истории посыл об отсутствии государственности у казахов. Он стал спекулятивным мемом со стороны внешних сил.
«Историческая» анти-ханская программа Уш-жуза
Изначально Уш-жуз выступил против традиционной аристократии, включая демократически избранной власти потомков ханов. И здесь у лидеров ушжузовцев проглядывается личностная конкуренция с традиционалистами. Конечно, это потребует дополнительного изучения, но по факту ушжузовцы объявляли плату за Букейханова, Байтурсынова …
В их анти-алашской активности проглядывается не просто личное, но маргинальное. Выступая против ханов, Уш-жуз выдвинул тезис о отсутствии государственности у казахов. Борясь с ханами, уш-жузовцы «выплеснули вместе с водой и ребенка»!
Это был очевидный нонсенс. Русские цари писали личные письма казахским ханам, называя их царями, а вот казахского царства-ханства якобы не было!? То есть ханство было, а ханов не было!?
Это псевдоисторическое государственное безханствие можно было бы рассматривать как политическое недоразумение, но посыл не ушел вместе с его носителями. Позже он был взят на идеологическое вооружение большевистских нео-имперцев. Они отрицали мнение даже царских историков о ханствах тюрков как формах кочевнической государственности.
Тем не менее, в дальнейшем, даже после уничтожения Уш-жуза, их анти-государственнический тезис перерос в новый огромный миф. Для казахской аудитории появились сказания о неких жузах, которые якобы самоуправлялись опять же без ханов. Все это напоминало чисто большевистское народничество с нигилистической оценкой царизма в целом и каждого царя в частности.
Да, в тезисе о прямом казахском народном самоуправлении есть часть истины. Она состоит в том, что племена самоуправлялись своими биями. Но власть родовых биев не распространялась на другие рода и, тем более, на ордынские межплеменные и, тем более, на многоплеменные союзы. Во главе всех межплеменных союзов-орд стояли чингизиды. Орда была конгломератом разных племен, в котором власть биев растекалась по горизонтали, а власть хана утверждалась по вертикали.
Таким образом, Казахское государство имело место быть и возглавляли его ханы.
Антигосударственный нигилизм Уш-жуза
Алашорда рассматривались ушжузовцами как их основной политический соперник в борьбе за власть. Их целью была политическая дискредитация элиты традиционалистов. Но похоже, это было и нечто личное. Иначе чем объяснить, что ими была объявлена «плата за голову» Алихана Букейханова!?
И, возможно, из-за этого посягательства на признанного вождя народа ушжузовцы разгромно проиграли Алаш на выборах и, поскольку они себя дискредитировали, их лидеры были казнены белогвардейцами. Правда, их идеология не исчезла и оказалась востребованной большевиками.
Сделав целью своей политики борьбу со знатью казахов, ушжузовцы не смогли вычеркнуть из истории ханов. Но благодаря их идеологеме о жузовской структуре ханства большевики вместе с физически уничтоженной чингизидской элитой выбросили из истории казахов саму Казахскую Орду.
Обратите внимание на то, что историко-политическая доктрина и у ушжузовцев, и у советского курса отрицали государственность казахов. Но у ушжузовцев это было по крайней мере не тотальное отрицание. В их основном посыле было личное отрицание авторитета-власти ханов-султанов. Их нигилизм был направлен конкретно против султанов. Это политиканство было направлено против потомков ханов. Но ушжузовцы выразили его в идее того, что «у казахов никогда не было своей государственности». Совместить это утверждение с наличием ханства – невозможно.
Но именно эта политиканская идеологема ушжузовцев стала духовным оружием колонизации Великой степи.
Большевистское разрушение ордынской истории Казахского ханства
Большевики уловили идеологический посыл самого названия жузов и в дальнейшем разрушении истории Казахского ханства использовали фольклорное наименование жузы. Вначале большевики использовали анти-элитную агитацию ушжузовцев с практической стороны. Уш-жуз на выборах стал орудием против Алаша. Но в выборной гонке Уш-жуз катастрофически проиграл.
От него остался только термин «жуз». И именно он нашел своё второе применение в курсах сталинской истории. Большевики разрушили царское востоковедение, физически истребив целые научные институты и создали новый советский исторический курс. В нём большевики уже вовсю использовали жузы как синоним отсутствия государственности у казахов. Якобы ханство было не государством, это было некое аморфно-хаотичное народническое полу-государство. Этому, по сути, антиказахскому выпаду жузовских маргиналов большевистские историки нашли и практическое, и теоретическое применение в курсах «о том, как они принесли цивилизацию в степь».
Они убрали власть ханов как субъектов политики и как субъектов титульного выражения власти. А затем заменили и само ханство на жузы. Но была еще более глубинная диверсия против целой цивилизации. Мало того, что кочевники были чужими в мире победившей городской промышленной цивилизации. Они стали приравниваться к варварам, несмотря на построенные Ордой стотысячные города Сарай-Бату и Сарай-Берке. Возражать им было некому. Да, были отдельные попытки рассказать правду. Но было небезопасно писать о Едиге, о восстании Кенесары, так как они влекли репрессии.
Орда была огромным комплексом, выражающим понимание государства в цивилизационной традиции кочевничества. Но городская цивилизация окончательно победила не только Орду, но и свое собственное крестьянство. Пользуясь плодами этой цивилизационной победы, большевики и советские нео-цивилизаторы стали отрицать любое культурное наполнение государства-Орды и ее кочевнической цивилизации. Они стали вещать о якобы постоянно и априорно «диких племенах» без государства, без городов, без культуры.
И в этом цивилизаторам помогла концепция уш-жуз. Простой заменой орды на термин жуз они начали разложение государственнического прошлого казахов. А ведь, как мы помним, во всех царских документах использовались наименования Орда и орды. Но орду «забыли».
Еще более страшный урон был нанесен позднее в виде привнесенной жузовщины. Казахский традиционный социум был разрушен. Были привнесены мифы, которые еще предстоит разобрать.



Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.