Кто из казахстанских олигархов может попасть под вторичные санкции?
Казахстан готовится к тому, что некоторые из наших компаний попадут под вторичные санкции. Подготовка эта идет по-разному – одни не верят, вторые допускают это, но уверяют, что ничего серьезного в этом не нет, третьи и вовсе предпочитают делать вид, что это их не касается. Однако, на самом деле, это может коснуться всех.
Для начала напомним, что принято называть «вторичными санкциями». С юридической точки зрения это понятие было введено в правовое поле в 2017 году. Тогда в США был принят федеральный закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций», (Countering America’s Adversaries Through Sanctions Act, CAATSA). Его появление было вызвано необходимостью введения дополнительных санкций в отношении России, Ирана и КНДР, хотя могло распространяться и на другие страны.
Заметим, что тогда, семь лет назад, он вызвал критику на самом Западе, включая Евросоюз и даже самого тогдашнего хозяина Белого дома. Первые заявляли, что Штаты вмешиваются во внутренние дела ЕС, а Дональд Трамп заявлял, что сенаторы взяли на себя его, президента США, функции во внешней политике. Как бы то ни было, уже в октябре того же года были определен список из 33 компаний (в основном, представляющих российский ВПК), а сам закон опосредованно касался строительства газопровода «Северный поток-2». Тогда стали говорить, что Вашингтон нарушил негласное правило не трогать газовые дела в санкционной войне, а в Европе (в частности, в Германии) электорат даже стал выступать против антироссийских санкций.
Однако, подчеркнем, это было за 4,5 года до полномасштабного вторжения в Украину, и на сегодняшний день много изменилось – и во взглядах землян, и в геополитике, и в сроках введения новых пакетов экономических ограничений в отношении стран-изгоев. Именно санкции оказались одним из главных оружий Запада против российской агрессии. По понятным причинам. Поэтому США, ЕС, Великобритания и другие страны предпочитают на этот раз действовать сообща, но при этом особое внимание уделяя «третьим государствам», которые прямо не участвуют в санкционных войнах, но как члены мирового сообщества (ну и ООН) не могут оставаться в стороне. Особенно, если у них налаженные торгово-экономические контакты с РФ.
Именно поэтому в Конгрессе США еще в марте прошлого года стали прямо намекать на то, что пока весь цивилизованный мир пытается помочь Украине выстоять, «некоторые страны» прямо или косвенно помогают стране-агрессору. Позже об этом стали говорить более открыто, в том числе и в Европе, а различные международные и некоммерческие организации стали выявлять факты увеличения поставок в Россию сырья и товаров двойного назначения.
В этом плане Казахстан тоже «отличился», хотя наши чиновники и дипломаты всех уровней и рангов как мантру повторяют заявления о том, что мы не собираемся помогать обходить западные санкции, при этом постоянно оговариваясь, что Российская Федерация – это давнишний стратегический партнер Республики Казахстан. Впрочем, как мы все понимаем, с каждым разом это осуществлять на практике удается все труднее и труднее, а пресловутая многовекторность все меньше срабатывает.
А на деле?
Конечно, просто так взять и обвинить Казахстан или какие-либо отечественные компании в прямом соучастии в обходе санкций довольно сложно. Тут есть много факторов, которые могут сработать только в комплексе. Например, кто-то может заявить, что ничего такого не хотел, что он против войны и насилия, а просто продавал стиральные машины, даже не предполагая, что в них есть какие-то секретные чипы, которые могут использоваться в ракетах. Тем более, трудно уследить за теми, кто осуществлял поставки бытовой техники или мобильных телефонов северному соседу в небольших количества и разово. Но следует помнить, что проследить в наше время можно все и всех, а также о том, что на кону стоит международный имидж страны.
Впрочем, одно дело частники, а другое – юридические лица. Пару месяцев назад совместными усилиями отечественных журналистов-расследователей из «Власть.кз» и OCCRP была выявлена казахстанская фирма, в большом количестве поставлявшая дроны российским «партнерам». Тут уже вряд ли можно сослаться на незнание, для чего эти аппараты будут использоваться. А буквально на прошлой неделе президент Украины Владимир Зеленский подписал очередной указ, согласно которому были наложены национальные санкции на ряд юридических и физических лиц.
Там преимущественно российские компании, но есть и белорусские, грузинские и пара наших. Причем, эти фирмы откровенно работали на ВПК и, судя по всему, продолжали делать поставки в воюющую страну. Тут, кстати, следует отметить, что не только международные санкционные ограничения, но и национальное законодательство не дает право поставлять предметы военного назначения какой-либо из воюющей стран. И аргумент, что договор был заключен еще до войны, в данном случае не срабатывает. Есть немало примеров отечественных предприятий, работающих в области ВПК, которые разорвали или приостановили действия договоров с российской стороной по поставкам ей того или иного оборудования.
Но кроме мало кому известных фирм есть и огромные компании, в том числе и национальные, операторами деятельности которых является правительство. Президенты РФ и РК в прошлом году часто встречались – чуть ли не каждые два месяца, и постоянно поднимался вопрос о развитии сотрудничества на уровне правительств, а российский премьер Мишустин даже как-то проговорился, что с казахстанской стороной будет обсуждаться вопрос обхода санкций. Наши это не признают, но приведем один лишь пример: ровно год назад, Алихан Смаилов с большой делегацией отправился в Оренбург, где прошли встречи на разных уровнях. Кроме прочего, были встречи с руководством КАМАЗа, который буквально за неделю до этого вошел в американские санкционные списки, а также с «Русской медью», чья продукция в той или иной мере идет на нужды военно-промышленного комплекса. Более того, на правительственном уровне были заключены договора с этой компанией, в том числе на добычу руды на наших землях.
Огласите весь список
Кстати, про медь. В числе потенциальных фигурантов «вторичного» санкционного списка может оказаться один из самых известных казахстанских олигархов Владимир Ким. По крайней мере, его имя, говоря о таком списке, назвал руководитель «Заграничного бюро казахстанской оппозиции» Серик Медетбеков в интервью каналу Elmedia на прошлой неделе. Он был назван вместе с другими «рудокопателями» Эдуардом Огаем и Олегом Новачуком, как лица, чью компании помогают России воевать против Украины. «Вес это – медь, цинк, редкоземельные металлы – поставляются на металлургические заводы России. И вы прекрасно понимаете, что это, по сути, российский ВПК», – сказал он и добавил, что «эти люди совершенно точно попадут под санкции в самое ближайшее время».
Отметим, что эти лица вошли и в «довоенный» санкционный список казахских олигархов и клептократов, поэтому могут попасть под, скажем так, под двойные ограничения. Равно как и Тимур Кулибаев, чье имя тоже как-то называлось в числе тех, кто мог так или иначе «дружить» с российскими олигархами, уже много лет входящими в «Акт Магнитского» и другие санкционные списки. Правда, остается вопрос: какие из санкций, вторичные или персональные, будут включены в первую очередь, но то, что они заработают в ближайшее время (речь идет о нескольких месяцах), сомнений нет.
Добавим, что сейчас в США находится группа казахстанских активистов, которые как раз работают по санкционным спискам, в том числе, и по «вторичным». Кроме этого, есть информация, что уже был составлен и представлен доклад, в котором указаны конкретные имена, названия фирм, которые так или иначе помогают обходить финансово-экономические ограничения в отношении России и Беларуси. Пока не известно, сколько таковых с казахстанской пропиской и нашим гражданством, а также, сколько из них войдут в окончательный вариант списка, но думается, что одним-двумя (не считая упомянутых выше) на этот раз дело не ограничится.
Понятное дело, что большинство казахстанских «помогаек» действует из чистой (точнее, грязной) меркантильности, а некоторые и «по старой дружбе», однако следует еще раз напомнить, что такие действия прямо влияют на международный имидж РК и лично президента. Поэтому правительству и Акорде хорошо бы еще до обнародования этих списков предпринять какие-нибудь шаги. Генпрокуратура, например, может устроить свою проверку. Тем более, что оглашение всего списка как правило происходит после введения в действие соответствующего закона, и уже практически невозможно будет что-либо исправить.
Комментариев пока нет