Кто обувает казахов
Дастан Махамбетов, основатель бренда «Z-Shoes», производящий модельную обувь в столице, полагает, что проблемы развития обувной промышленности характерны для всего казахстанского легпрома. Об этом он рассказал на заседании бизнес-клуба «Bailanystar».
По его расчетам, ежегодная потребность в обуви в Казахстане составляет порядка 60-80 млн. пар. За 30 лет наша страна потребила 2 млрд. пар, что, по самым минимальным подсчетам, составляет 50 млрд. долларов. Основная часть – 99 процентов – ушли на поддержку чужих экономик. Одна из наших бед – отсутствие точной статистики. Но даже по официальным данным, Казахстан производит из этого объема порядка 5%. Но на самом деле – в десять раз меньше. Сколько знаете вы обувных производств? Нас настолько мало, что мы знаем друг друга в лицо. Государство абстрагировано от производителей.
Почему важно развитие обувной промышленности? Во-первых, это создание рабочих мест. Для обеспечения внутреннего рынка только для прямого пошива обуви требуется минимум 50 тысяч рабочих рук. Не считая того, что обувная промышленность тянет за собой 15 смежных направлений, в которых нужно в три раза больше людей. А это порядка 150 тысяч человек. В итоге это 200 тысяч рабочих мест. По казахстанским меркам – население одного города, не считая их членов семей.
Параллельно обувное производство тянет за собой повышение рентабельности животноводства. Шкура является не основным продуктом животноводства, а сопутствующим, и сельхозпроизводители получат дополнительную прибыль, а это будет стимулировать развитие отрасли в целом.
Мы можем легко поставлять обувь не только на свой рынок, но и на экспорт. Но эта идеальная картина недостижима без решения ряда вопросов.
Первый – контрафакт, который убивает всю легкую промышленность страны. Порядка 60-80% продукции легкой промышленности в РК завозится без уплаты пошлин, НДС. Фактически мы конкурируем со странами с развитой легкой промышленностью вопреки всем законам экономики. Вопреки тому, что имеем неравные стартовые условия. Такие меры, как маркировка обувных товаров, не приносит результатов. Процедура усложнена и оттягивается все последние годы. Но и это не решит проблему серого импорта. Основной мерой должно служить введение твердых акцизов на все категории товаров легпрома. Во-вторых, нам нужны преференции при реализации продукции. По опыту других стран следует обязать сетевых ретейлеров, чтобы они размещали нашу продукцию в своих магазинах. Третье – информационная поддержка, реклама для повышения узнаваемости. Это основной индикатор любого бренда. Не зная нас, не будут покупать.
Опыт нашего бренда показывает, что можно создавать недорогую качественную обувь с гарантией. Она востребована. Она относится к одной из основных категорий товаров народного потребления. Перспективы роста есть, даже несмотря на все сложности. Находясь в неравных условиях, мы рентабельны.
Если же решить проблему с контракфактом, это приведет к зарождению новых отраслей, которых в РК просто не существует. И это касается не только легпрома, но и всех других отраслей.
Поэтому мы ничего не производим, поэтому у нас такая высокая импортозависимость. При этом мы способны конкурировать даже с китайскими производителями, как бы это ни было тяжело.
Есть полностью казахстанские кожа, мех, подкладочная ткань, упаковочные материалы. Понятно, что есть категория товаров, которая не производится у нас. Но, как я уже сказал, то же обувное производство тянет за собой смежные производства. Если таких, как мы, появятся сотни, соответственно появятся и другие производства. Появится спрос на несырьевые комплектующие – колодки, подошвы, другие виды комплектующих. А нам приходится завозить часть подошв, например, из Турции или России (сейчас, скорее, из Турции).
Мы можем делать большой ассортимент, но пока ограничены определенной группой товаров, которые импортируются. В себестоимости нашего товара порядка 40% – казахстанские комплектующие. Плюс порядка 50% – это фонд оплаты труда. Кооперация – это очень хорошая модель, но пока еще малоприменима к нам из-за контрафакта – предложение превышает спрос.
Когда Дастана Махамбетова спросили о планах ребрендинга из-за ненавистной в Казахстане буквы «Z», он объяснил, что открыл свое предприятие задолго до войны в Украине. «Z» – это «Сделано в Астане».
1 Комментарий
Вот таким образом, вопреки всему, всем только благодаря своим стараниям и уму, Дастан развивает обувную отрасль в Казахстане. Без инженеров, квалифицированных рабочих!!!Но,ему должны помогать, это дело государства, но оно молчит. Что, сказать? Дай бог, чтоб не опустились руки, удачи и успехов!!!