Кто осквернил старинный курган в поисках сокровища алашординцев? - Exclusive
Поддержать

Кто осквернил старинный курган в поисках сокровища алашординцев?

«Казахстанский Институт монголистики и тюркологии» обвиняют в незаконных раскопках уникального кургана близ села Когерис Сырымкого района ЗКО, где якобы в 1920 году глава Западного отделения автономного правительства Алаш-Орда Жаханша Досмухамедов закопал автомобиль Mercedes, подаренный ему Лениным и Сталиным, а также клад с золотыми царскими рублями.

Савроматские курганы

В конце января в программе «7 күн» на телеканале «Хабар» вышел сюжет о том, как археологи из Института тюркологии и монголистики раскопали старинный курган (захоронение), якобы в поисках автомобиля, в котором, согласно распространенной легенде, находятся документы правительства Алаш-Орды.

Директор института, доктор исторических наук Талгат Жумаганбетов, полностью отвергает эти обвинения.

– Все началось со звонка коллеги из Уральска, профессора Мурата Сдыкова, – рассказывает он. – Немного предыстории. Профессор был моим преподавателем, когда я учился на историческом факультете Уральского пединститута. Он в те годы (середина 80-х) специализировался на статистике советского периода, но когда начали давать деньги под археологию, смог организовать «Управление археологии истории» при областном акимате.

Так вот, сообщив мне в начале лета 2024 года, что в Сырымском районе ЗКО есть интересный памятник с неизвестной в Казахстане архитектурой, он пригласил меня туда в качестве эксперта, с одной стороны, а с другой – если понадобятся срочные исследования, то очень кстати, по его словам, пришлась бы моя археологическая лицензия.

Трое местных краеведов привезли нас в поселок Жымпити, районный центр Сырымского района, бывший когда-то ставкой Западного отделения правительства Алаш-Орды. Заинтересовавший профессора Сдыков археологический объект находился в селе Когерис в 30 километрах от него.

Пока ехали туда, сопровождавшие нас краеведы рассказали нам популярную в этих краях легенду про клад главы Западного отделения автономного правительства Алаш Жаханши Досмухамедова. Когда в 1920 году алашское правительство, не выдержав натиска красных, вынуждено было бежать, он якобы недалеко от села Когерис, возле кургана, где есть холм (бугор) с двумя вершинами, закопал в одном месте свой автомобиль Mercedes, а в другом – золотые рубли.

Я им попытался объяснить, что убегающие люди золото обычно не закапывают. Может быть, это было оружие, чтобы раствориться среди местного населения. К счастью, краеведы оказались адекватными людьми. Они сказали, что вопрос не в том, что кто-то что-то закопал, а в том, что бугор, о котором идет речь, до весны прошлого года никто еще не трогал, что является уникальным фактом, потому что земля на расстоянии примерно ста метров от бугра до самого поселка Когерис, который находится от него примерно в трех километрах, вся перекопана. Я насчитал одиннадцать ям с выбросами, которые уже заросли травой. Их глубина составляла примерно 5-6 метров.

На интересующем нас объекте краеведы обнаружили свежевырытую квадратную яму, уходящую вглубь на 1,5-2 метра, только весной прошлого года. После того, как там, видимо, случился обвал, кладоискатели бросили его.

В той яме мы увидели ту самую кирпичную кладку, которая так заинтересовала профессора Мурата Сдыкова. Когда я впервые услышал про нее, то, честно говоря, подумал, что это сагана – оградка из саманного кирпича эпохи Улуса Джучи (Золотой орды), когда на территорию Казахстана пришел ранний ислам.

Но осмотрев бугор с двумя вершинами, увидел, что объект сложен из отлитых в форме земляных кирпичей. Я немного знаю эту технологию по раскопкам в Аксае (Бурлинский район ЗКО) в начале 90-х годов, когда мы, археологи, работали вместе с почвоведами. Руководитель той экспедиции, преподаватель естественнонаучного факультета, объяснил нам, что если чернозем полить соленой водой, он превращается в камень, который не может взять даже трактор.

Тоненькие кирпичики на кургане близ села Когерис были сделаны по этой же технологии. Но это были вовсе не казахские кирпичи из глины сырца, перемешанной с соломой. Они, с моей точки зрения, относятся к савроматской археологической культуре, датируемой VII-IV веками до нашей эры.

Осмотр показал, что квадратная яма посередине двух вершин и следы подкопов у подножья привели археологический памятник в аварийное состояние. Чтобы успеть исследовать его, пока кладоискатели не разрушили окончательно, требовались средства. Но ни у профессора Сдыкова, ни у меня их не было. Мой проект, связанный с раскопками, отложили на 2025-й, а сейчас уже и на 2026 год. Я решил для себя, что приеду на раскопки в следующем году, с тем мы и уехали оттуда.

Яма кладоискателей

Я был уже в Актобе, когда мне позвонили краеведы, которые возили нас на тот курган. Они готовы были оплатить мне гостиницу и работу экспедиции, если соглашусь на работы по исследованию кургана в этом году. Договорились на июль 2024 года. Я написал уведомление о раскопках аварийного археологического памятника в Инспекцию по охране памятников культурно-исторического наследия ЗКО. Но удалось выехать только в середине августа.

После расчистки гумусного слоя обнаружили, что весь памятник сложен из кирпича. Копать лопатами не было никакой возможности, поэтому акимат села Когерис выделил нам технику.

Через неделю, 14 августа, мы закончили основные раскопочные работы, а в сентябре мне позвонил профессор Сдыков, чтобы сообщить, что некий аксакал ходит по инстанциям с жалобой о том, что археолог из Актобе, то есть я, раскопал могилу казахских святых. Я тогда ускорил подготовку археологического отчета, приложил фотографии всех этапов исследования данного кирпичного археологического памятника, свидетельствующих о том, что никаких мусульманских следов там нет, и отослал в Инспекцию по охране памятников культурно-исторического наследия ЗКО.

На этом моя история заканчивается. Как археолог, я сделал все, чтобы уникальное погребение, выложенное земляными кирпичами, не исчезло. О технологии изготовления такого строительного материала, как я уже сказал, мы знаем, о выложенных ими савроматских (савроматы – кочевые ираноязычные племена) курганов, где погребенные лежат строго головой на запад, нигде больше на территории Казахстана нет.

Эту работу я сделал фактически бесплатно, но теперь некие люди пытаются обвинить меня, вернее, возглавляемый мною научный Институт, в том, что мы занимаемся раскопками, не имея на это лицензии. Думаю, что за этими, не имеющими под собой почвы слухами, тиражируемых с помощью государственных СМИ, стоят кладоискатели, разыскивающие автомобиль и деньги, которые алашординец Жаханша Досмухамедов якобы закопал в этих местах.

При этом они, насколько мне известно, прикрываются тем, что будто бы занимаются поисками документов Западного отделения правительства Алаш-Орды. Но даже если бы они и были закопаны, то за сто лет бумага давно бы уже истлела. Перекапывая вдоль и поперек землю вокруг поселка Когерис, они работали не один год. И все этого время Инспекция по охране памятников ЗКО не интересовалась тем, что происходит в Сырымском районе.

Переговоры с большевиками

Талгат Жумаганбетов рассказал также и историческую фабулу вопроса, связанного с поисками таинственно исчезнувшего автомобиля Mercedes Жаханши Досмухамедова.

– В 1917 году в Оренбурге было образовано Алашское правительство. Когда в город зашел атаман Дутов, оно перебралось в Семипалатинск. В марте 1918 года оттуда выехали в Москву на переговоры с председателем Совнаркома Лениным и народным комиссаром по делам национальностей Сталиным два представителя Алашского правительства – братья Жаханша и Халел Досмухамедовы.

Их инициатором была Москва. Дело в том, что на территории Казахстана или Туркестанского края, рабочего класса, поддерживающего большевиков, не было, зато имелись четыре казачьих правительства. Они (большевики) хотели получить в лице алашевцев временных союзников, чтобы в дальнейшем казахи боролись со своими извечными врагами – казаками, оттягивая тем самым на себя силы от большевиков.

Переговоры прошли успешно, после подписания взаимного признания правительств, Досмухамедовы получили от большевиков, а не от Самарского «белого» движения, как утверждается в вышеназванной программе на «Хабаре», зафиксированный в учебниках истории эшелон с вооружением – ружьями, патронами, пулеметами, а также 2 миллиона рублей золотом. Возможно, там был и Mercedes, из-за которого сейчас и разгорелся весь сыр-бор, но упоминании о нем в архивных источниках нет.

Эшелон тронулся в сторону Уральска, а там весной 2018 года было два совета. Один – казачий, другой – рабоче-крестьянский, возглавляемый левым эсером Колосовым и его заместителем большевиком Дмитриевым. Пока в Москве велись переговоры, казаки разогнали рабоче-крестьянский совет. Дмитриев попал в тюрьму, где через некоторое время, не выдержав, видимо, пыток, повесился, а Колосов бежал в Саратов. Там он заявил, что казахские националисты-алашординцы помогали казакам совершить переворот. Досмухамедовы как раз в это время приехали в Саратов. Началась перепалка, во время которой Колосову удалось отобрать у них часть оружия и денег. Тогда же была создана так называемая Особая армия во главе с известным всем нам Василием Ивановичем Чапаевым, перед которой была поставлена задача – вернуть в Уральск большевистско-эсеровскую власть.

Досмухамедовы все-таки сумели добраться до Жымпити, что в 130 километрах от Уральска, где летом 1918 года началось формирование Западного отделения правительства Алаш. Вскоре алашординцы примкнули к Белому движению, где находились до середины следующего года. Но ни Самарское учредительное собрание, ни генералы Колчак, Деникин и оренбургский атаман Дутов не гарантировали им автономию в новой России, они все были за неделимую Русь.

Поэтому в 1919 году начались новые переговоры с большевиками, которые обещали всем национальным силам автономию вплоть до отделения и создания независимого государства. Казахстанские большевики в это время уже создали свой орган – Киргизский революционный комитет (Кирревком), в котором казахов практически не было. Им (большевикам) явно не хватало национальных сил, а тут такой подарок – алашординцы вышли из Белого движения, и большая часть из них приняла марксизм, став частью большевистской партии. Среди них Жаханша и Халел Досмухамедовы.

В 1920 году в Оренбурге появилась Казахская автономная советская социалистическая республика. На прошедшем там Втором Всеказахском съезде было создано правительство, где большая часть руководителей были деятелями, которые вышли из самораспушенной партии «Алаш». Будучи хорошо образованными, имеющими опыт политической борьбы людьми, многие из них достаточно плодотворно работали в советском Казахстане.

Что касается Mercedes, который Жаханша и Халел Досмухамедовы якобы получили от Ленина и Сталина, то разные источники (краеведы, а теперь и журналисты, сделавшие сюжет на телеканале «Хабар»), говорят, что Жаханша Досмухамедов закопал его близ села Когерис.

Однако кладоискатели, в том числе и этого Mercedes, забывают о биографии Жиханши. В 1920 году Западное отделение правительства Алаш-Орды было задержано в Жымпити и вывезено в Москву. Через некоторое время его члены получили амнистию и продолжили работу в Советском Казахстане. С 1920-го по 1928 годы Жаханша Досмухамедов работал выпускал учебники в обществе развития культуры «Талап», юрист по образованию, переводил Уголовный и Гражданский кодекс Казахской АССР и т.д. То есть у него была масса возможностей за эти 8 лет выкопать этот Mercedes, если он, конечно, был.

После 1928 года начались аресты и ссылки, а в 1938 году после очередного ареста Жаханша был расстрелян. Журналисты «Хабара» заявляют, что в его Mercedes хранились документы Западного отделения правительства Алаш-Орды. Если это так, то НКВД-шников судьба этого автомобиля должна была заинтересовать в первую очередь. И тогда Жаханша, не выдержав пыток, мог добровольно выдать его местонахождение. Это к тому, что есть большая вероятность того, что сотрудники НКВД тоже имели возможность неоднократно и перед первым задержанием, и после основного ареста выкопать его.

Но я предполагаю, что писатели и ученые-историки, участвовавшие в передаче «7 кун» на «Хабаре», скорее всего, сами и являются кладоискателями. Упоминая об автомобиле Mercedes, полученном Досмухамедовыми, по их версии, от эсеровского Самарского правительства, они ни разу не сказали о главном общеизвестном факте – о двух миллионах рублей золотом, полученных братьями в Москве после переговоров с Лениным и Сталиным. Похоже, что они ищут именно их, однако вероятность того, что эти деньги существуют, минимальна. Если бы у Жаханши Досмухамедова, действительно, имелись значительные денежные средства, которые он якобы где-то закопал, то, повторюсь, у него была тысяча возможностей откопать их.

Подытоживая эту историю, я хочу сказать всем кладоискателям, разыскивающим сокровища и мифический автомобиль Жаханши Досмухамедова, что надо вначале изучить его биографию. Как было сказано, в 1920 году большевики приняли решение не трогать алашевцев и даже разрешили участвовать в управлении советским Казахстаном. Но даже если предположить, что они спрятали какие-то клады, то все это могло быть выкопано еще в 20-30 годы ХХ века. Поэтому нужно прекратить заниматься этими незаконными действиями, из-за которой портятся памятники археологии.  




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *