Кто построит АЭС: сможет ли Казахстан не прогнуться под Россию - Exclusive
Поддержать

Кто построит АЭС: сможет ли Казахстан не прогнуться под Россию

Развитие атомной энергетики необязательно усилит финансовую и геополитическую зависимость Казахстана от России. Сегодня переговорные позиции Астаны выглядят куда сильнее, чем когда-либо ранее.

Более 70% казахстанцев проголосовали за строительство в стране новой атомной электростанции. Таков итог третьего за всю постсоветскую историю Казахстана референдума, который состоялся 6 октября под жестким контролем властей.

В целом ядерная тема для Казахстана давно не чужая: страна – мировой лидер в добыче природного урана (43% от общемировой выработки в 2022 году). Однако к атомной энергетике здесь всегда относились с большой осторожностью.

В немалой степени это объясняется историей: в советские времена в Семипалатинской области провели более 450 ядерных испытаний, что нанесло мощнейший удар по экологии и здоровью местных жителей. Также многие казахстанцы сомневаются, что власти способны отнестись к делу со всей ответственностью, чтобы в ходе строительства АЭС не возникло опасных проблем из-за коррупции, ошибок в регулировании, избыточного внешнего долга и зависимости от других стран в плане критической инфраструктуры.

Впрочем, для властей Казахстана общественные настроения – это далеко не главное. Они уже давно решили, что стране нужна атомная энергетика, но остается вопрос, как именно ее развивать.

С конца 1990-х планы построить АЭС упоминались во всех стратегиях развития казахстанской энергетики. А главным препятствием для их реализации раз за разом становилось не столько противодействие со стороны общества, сколько банальное отсутствие денег или невыгодные условия передачи прав интеллектуальной собственности.

Есть и еще одна важная проблема – как увязать технические соображения и коммерческие интересы с таким деликатным геополитическим аспектом, как выбор поставщика реакторов. Им могли бы стать Россия, Китай, Франция и Южная Корея.

Опасения, что Москва может воспользоваться ситуацией, чтобы усилить зависимость казахстанской энергетики от российского финансирования, технологий и поставок, не лишены оснований. Кремль давно и активно продвигает свои интересы в атомной отрасли Казахстана при помощи непрозрачных инструментов влияния (вспомнить хотя бы историю с арестом в 2009 году Мухтара Джакишева, тогдашнего главы госкомпании «Казатомпром»). К тому же «Росатом» – традиционный ключевой партнер в атомных проектах Казахстана – по-прежнему контролирует значительную часть казахстанских урановых запасов.

Тем не менее развитие атомной энергетики необязательно усилит финансовую и геополитическую зависимость Казахстана от России. Сегодня переговорные позиции Астаны выглядят куда солиднее, чем когда-либо ранее. Причина в том, что страны из шорт-листа претендентов на участие в строительстве новой казахстанской АЭС сами зависят от поставок урана из Казахстана.

Благодаря французским технологиям и китайским инвестициям Казахстан сегодня может самостоятельно производить тепловыделяющие сборки для водяных реакторов как французской, так и китайской конструкции. То есть если выбор падет на Париж или Пекин, то проблемы уязвимости поставок совершенно точно не возникнет. И это – заметное отличие от ситуации, в которой в последние годы находятся европейские операторы российских реакторов ВВЭР.

Что касается финансирования, то у суверенного фонда Казахстана есть достаточно средств, чтобы обеспечить 30% от необходимых инвестиций в атомные проекты. Кроме того, все более доступными становятся зарубежные кредиты. Ведущие мировые финансовые институты недавно пообещали поддерживать строительство новых АЭС по всему миру. А западные правительства пересмотрели подходы к экспорту технологий мирного атома и стали предлагать многомиллиардные кредиты для обеспечения сделок со своими компаниями.

Впрочем, даже выбор в пользу России не будет автоматически означать усиления зависимости. У «Росатома» есть много гибких схем взаимодействия с внешними партнерами: не только «строительство – владение – эксплуатация», но и просто проектирование и производство ядерных компонентов. Так что усилится ли зависимость – станет понятно лишь по итогам согласования конкретных условий договора.

Показательно, например, что турбины и системы управления для многих зарубежных атомных проектов «Росатома» поставляются из западных стран – соответствующие соглашения не пострадали из-за нынешней геополитической турбулентности. А Китай, недавно закупивший восемь российских реакторов ВВЭР, сумел избежать сколь-либо заметной зависимости в плане финансирования, технологий или поставок.

Во многом это стало возможным благодаря применяемой Пекином стратегии локализации: 70% контрактов на производство оборудования были заключены с китайскими компаниями (то есть выплаты в пользу России сократились на две трети от максимального уровня). Важно и то, что в двустороннем соглашении была прописана локализация в Китае производства топлива за счет передачи российских технологий – это практически устранило проблему зависимости от поставок из РФ.

Казахстан не обладает – по крайней мере пока – промышленным потенциалом для полноценной локализации. Но его переговорные позиции достаточно сильны, чтобы требовать выгодных условий передачи технологий, особенно в сфере производства топлива, и обеспечить себе разнообразные источники финансирования и поставок.

В долгосрочном же плане самый важный вопрос – сможет ли Казахстан интегрироваться в глобальные цепочки поставок в сфере атомной энергетики. Строительство АЭС может стать первым шагом на этом пути. Такие амбиции представляются вполне реалистичными. У Казахстана есть сеть исследовательских центров, которые уже занимаются НИОКР в области атомной энергетики по зарубежным контрактам. Кроме того, страна пыталась сотрудничать с Россией в разработке, строительстве и продаже небольших модульных реакторов (совместное предприятие не заработало из-за разногласий по вопросам интеллектуальной собственности, а не из-за дефицита компетенций у Казахстана).

В любом случае дальнейшее положение Казахстана в глобальной цепочке поставок в атомной энергетике будет зависеть не от общественного мнения, а от наделенных властью лиц. Тех, кто принимает стратегические решения. Новая АЭС поможет смягчить дефицит энергии в Казахстане, но не решит проблему раз и навсегда. Будущее атомной энергетики в стране обеспечит другое: продуманная локализация и наращивание собственного потенциала.

Источник здесь

Яньлян Пань, Дженнет Чарыева




2 Комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Алмасадам Саткалиев не тот человек, который способен принимать стратегические решения. Он самостоятельно обуться не может. Интеллектуальные способности этого чиновника хватает ровно на то чтобы продать интересы Казахстан России., что собственно он и делает. Он еще себя мнит патриотом. Только какой страны неизвестно.