Кто разрушает здравоохранение Казахстана? - Exclusive
Поддержать

Кто разрушает здравоохранение Казахстана?

Сможет ли обязательное медицинское страхование обеспечить нам качественную медицину, если оно трещит по швам из-за долгов, коррупции и слабой инфраструктуры? Или это уже механизм для освоения денег, а не помощи людям?

Система обязательного социального медицинского страхования, задуманная как инструмент для обеспечения доступной и качественной медицины, оказалась под угрозой существования. Её состояние вызывает серьёзные вопросы из-за возникновения финансовой нестабильности фонда, низкой прозрачности использования средств и недостаточной эффективности его управления.

Высшая аудиторская палата на днях озвучила, что к 2026 году расходы фонда ОСМС начнут превышать поступления, а уже к 2031 году система не сможет выполнять свои обязательства. Причинами такой ситуации являются ошибки в прогнозировании доходов и расходов, рост населения, увеличение заболеваемости хроническими заболеваниями и повышение стоимости медицинских услуг, лекарств и заработных плат медперсонала.

За последние годы средняя стоимость одного случая лечения в стационаре увеличилась в 1,6 раза. Только с 2018 по 2023 годы численность населения возросла на 10%, а уровень заболеваемости хроническими неинфекционными заболеваниями – на 9%. При этом, государственная политика по обеспечению социальной справедливости сталкивается с реальными противоречиями: разные категории населения платят за ОСМС по различным ставкам, что подрывает принцип равенства.

Прозрачность использования средств ОСМС остаётся одной из самых острых проблем. Граждане не имеют ясного представления о том, как именно расходуются их взносы, а контроль над распределением средств вызывает сомнения.

Проверки выявили многочисленные нарушения в деятельности системы, – такие как отсутствие документального подтверждения оказания медицинских услуг на миллиарды тенге. В 2024 году было выявлено, что порядка 56 миллионов услуг в системе не имеют подтверждающей документации, что составляет расходы в десятки миллиардов тенге. Значительная часть средств уходит в частные медицинские организации, работа которых также остаётся под вопросом.

Инициативы Минздрава по цифровизации и внедрению новых технологий, которые бы наладили ситуацию с контролем за тратой средств фонда, – такие как платформы «E-Densaulyq» и «Социальный кошелёк», – до сих пор не были реализованы таким образом, чтобы решить проблему и всё ещё вызывают множество вопросов.

Совсем недавно бывший вице-министр здравоохранения Олжас Абишев, который в 2022 году был признан виновным вместе с экс-министром Елжаном Биртановым за ввод в эксплуатацию «неработающей платформы информатизации», рассказал, что предложенные Минздравом программные решения в “новой” платформе информатизации были полностью сплагиачены с той системы, за которую он и Биртанов были осуждены.

– Если Минздрав опубликовал бы полную документацию и технические материалы о системе е-денсаулык (что он обязан сделать в рамках прозрачности работы госорганов), это дало бы возможность провести независимую экспертизу. Тогда стало бы очевидным, что е-денсаулык – это та самая якобы нерабочая Платформа. Такое совпадение сложно назвать случайным. Если это действительно так, то вопрос уже стоит не только в бездействии, но и в том, что нас осудили за систему, которая, по факту, работает. Вместо того чтобы признать и использовать уже готовое решение, они, возможно, решили просто переименовать платформу, чтобы скрыть истинное положение дел. Если это правда, то кто несёт ответственность за пять лет пустых обещаний и отсутствие прозрачности?, – пишет Абишев.

В другой своей публикации он наглядно показал, что хвалебные заявления Минздрава об успехах в цифровизации являются фактически ложью и присваиванием себе чужих достижений.

Ещё одной проблемой здравоохранения Казахстана до сих пор являются низкое качество инфраструктуры, неэффективный менеджмент и нехватка медицинских кадров.

Рост числа исследований, таких как МРТ, не всегда сопровождается улучшением качества диагностики и лечения. Вместо реального прогресса создаётся иллюзия активности, когда средства осваиваются, а качество остаётся на прежнем уровне. Известно, что в ряде государственных больниц пациенты продолжают сами покупать элементарные медицинские расходные материалы, такие как физраствор и бинты, что вызывает вопросы к качеству управления на местах.

Многие граждане продолжают жаловаться на сложности с доступом к узкопрофильным специалистам, а также на долгие ожидания, которые иногда занимают месяцы. Согласно недавно проведённым опросам, только 25% респондентов, пользующихся услугами медстрахования, оценивают качество государственной медицины как хорошее. Почти половина опрошенных заявляют, что вынуждены пользоваться услугами частной медицины.

В сложившейся ситуации Казахстану необходимо пересмотреть подход к ОСМС как можно быстрее. В странах с развитой экономикой системы здравоохранения строятся на основе социальной справедливости, прозрачности и равного доступа для всех. Например, в Германии и Японии обязательное медицинское страхование успешно сочетает государственное регулирование с конкуренцией частных страховых компаний, что обеспечивает эффективность и доступность услуг. Казахстанская же модель с каждым годом всё больше напоминает исключительно механизм для освоения средств, нежели инструмент для решения проблем здравоохранения.

Для повышения эффективности ОСМС необходимо пересмотреть ставки взносов и обеспечить их равенство для всех категорий населения. Также требуется наконец-таки увеличить прозрачность системы и внедрить чёткую отчётность по расходам. Новые подходы к мониторингу качества медицинских услуг позволят минимизировать риски коррупции и повысить доверие граждан к системе. В свою очередь, улучшить качество услуг здравоохранения поможет внедрение долгосрочных контрактов с поставщиками услуг и пересмотр стандартов оказания помощи. Дополнительно следует увеличить вложения в материально-техническую базу больниц, чтобы устранить дефицит оборудования.

Напомним, в начале 2024 года на фоне растущей критики и потребности в реформах в системах ОСМС Ажар Гиният, занимавшая пост министра здравоохранения, при формировании нового состава правительства была отправлена в отставку, а её место заняла Акмарал Альназарова. Вице-премьер Тамара Дуйсенова тогда прямо заявила, что задача нового министра – «перевернуть финансовую часть системы ОСМС». Сама Альназарова в феврале 2024 года также заявляла журналистам, что «система ОСМС нам необходима, но мы должны перезагрузить её работу». И Олжас Бектенов, став премьер-министром, тоже указывал на недопустимость текущих недостатков в управлении системой и призывал к скорейшему устранению выявленных проблем.

– Считаю, что система ОСМС требует серьезного переформатирования. Увеличивать ее финансирование при таком неэффективном расходовании средств, приписках – недопустимо. Отрасль требует полной цифровизации и прозрачности, – заявлял на тот момент новый глава правительства.

Однако уже в июне 2024 года партия «Ак Жол» сделала заявление о том, что «Минздрав отказался вводить элементы рыночного медицинского страхования в ОСМС, несмотря на прямое поручение президента. В Минздраве ответили, что нужно сохранять прежнюю схему, когда собирают платежи с тех, кто платит, а расходуют по усмотрению чиновников Фонда». В июле 2024 года ВАП РК на основе проведённого госаудита ОСМС заявлял о выявлении двойных оплат медуслуг, отсутствии лицензий и хронического неосвоения средств Нацфонда.

В августе Exclusive.kz публиковал материалы с разбором существующих проблемах фонда «Больной платит дважды: зачем хотят увеличить отчисления в ОСМС» и «Куда делся триллион из Фонда ОСМС?». А в сентябрьском послании сложившуюся с ОСМС ситуацию раскритиковал Касым-Жомарт Токаев, указав, что «перекосы между обязательствами участников системы породили волну фальсификаций» и «пациентам предлагается получить гарантированные госуслуги за деньги или ожидать месяцы».

Таким образом, с обещания нового правительства устранить проблемы с ОСМС прошёл уже год, а хотя бы малейшего прогресса так и не наблюдается… Мы всё ещё видим только продолжение кризиса, который ставит здоровье нации под угрозу.

Во время расширенного заседания правительства Касым-Жомарт Токаев объявил, что «правительству следует оперативно проработать с парламентом законопроект по совершенствованию системы ОСМС» и поручил принять этот документ «до конца текущей сессии», то есть до лета. Конкретные подробности содержания этого законопроекта пока неизвестны. Будем следить за ситуацией.

Максим Елизаров




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Многое поменялось, но на данном этапе , не в лучшую сторону. Раньше медсестры выписывали рецепты на лекарства для тех кто стоит на учёте в поликлинике, а теперь всё вызвалили на врача. А врач должен ещё вести прием больных. Осматривать пациентов ему просто некогда.