Кто спас МАЭК от угрозы взрыва и утечки радиации - Exclusive
Поддержать

Кто спас МАЭК от угрозы взрыва и утечки радиации

«Батырами не рождаются – батырами становятся», – утверждает кинорежиссер Серикбол Утепбергенов, специализирующийся на новом для Казахстана жанре – военных экшенах. Один из них – основанный на реальных событиях фильм о том, как 18-летний солдат-срочник 13 лет назад в одиночку смог остановить массовый побег заключенных в Актау.

Не для «галочки»

Картина «Время патриотов» Серикбола Утепбергенова удостоена премии «Выбор критиков в номинации «Лучшие спецэффекты». В ней впервые на большом экране показаны военно-воздушные силы страны, а также впервые в истории казахстанского кинематографа применена обширная компьютерная графика. Эпизоды с воздушными боями во «Времени патриотов» занимают примерно треть картины.

Идея – снять фильм на патриотическую тему, где были бы показаны невидимые обычным людям сложности, с которыми сталкиваются наши военные, в частности, Главное разведывательное управление и военно-воздушные силы, исходила от экс-министра обороны Нурлана Ермекбаева, он же был и одним из соавторов сценария.

– И это было правильно: для того, что снимать военное кино, необходимо сотрудничество с военным ведомством, иначе не будет достоверности, – считает президент Ассоциации кинокритиков Казахстана, киновед Гульнара Абикеева. – Фильм, к счастью, получился не пропагандистским, а по-настоящему патриотическим с сильными и умными героями, готовыми принимать самостоятельные решения в экстремальной ситуации.

Режиссер «Времени патриотов» Серикбол Утепбергенов хорошо зарекомендовал себя в военной тематике через сериал «Жас улан» и фильм «Шестой пост». Новая картина, по мнению киноведов, более профессиональна и масштабна.

– Но дело, конечно, не только в том, что это редкий у нас жанр – военный экшен. Главное – картина вовремя появилась на наших экранах, – говорит Гульнара Абикеева. – Уже по названию фильма понятно, что герои фильма несут в себе патриотический дух и ролевую функцию – защиту Родины.

Главными героями «Времени патриотов» являются два брата. Оба военные. Султан (Данияр Алшинов) – сотрудник ГРУ, серьезный и ответственный, младший, военный пилот Бекзат (Сануржан Сулейменов) – романтик, хвастун и лихач.

Султан получает задание выявить организаторов готовящегося теракта в Казахстане, который корнями уходит в одну из стран Ближнего Востока. В это время Бекзата, одного из лучших летчиков-испытателей военно-воздушных сил РК, временно отстраняют от полетов за лихачество во время тренировок.

Султан узнает, что готовятся два взрыва – один в море, другой в воздухе. Судно, якобы, везет удобрения, а на самом деле – опасное химическое оружие, которое угрожает не только экологии города Актау, но и всей акватории Каспийского моря. Второй теракт планируется совершить с воздуха, сбросив бомбу на МАЭК – Мангистауский атомный энергокомплекс.

Продюсером и со-сценаристом картины «Времени патриотов» стал Акбар Курманбаев.

– Он пригласил меня в эту картину, когда проект в 2019 году выиграл питчинг Центра поддержки национального кино (ГЦПНК), – рассказывает Серикбол Утепбергенов. – И сама идея, и сценарий мне очень понравились, иначе бы я не взялся. Мой принцип – кино должно быть добротным, качественным, интересным для зрителя. Сейчас многие спекулируют на негативе. Иностранным кинокритикам после просмотра такого кино Казахстан представляется захудалой страной третьего мира. Но если мы говорим о патриотизме, то, в моем понимании, страну нужно показывать в самом достойном свете. Мы с продюсером (Акбаром Курманбаевым) поставили задачу – сделать не местечковое, для 20 высокопоставленных чиновников, а качественное, международное кино. Поэтому первую очередь мы думали о зрителе – и нашем, и зарубежном. Я учился драматургии и режиссуре у Талгата Теменова, а потом на высших режиссёрских курсах в Москве у Александра Митты, того самого, который снял фильм-катастрофу «Экипаж». Оба моих учителя говорили, что в кино самое важное – драматургия и актерская игра, все остальное – спецэффекты, какие-то клиповые решения и новые технологии – второстепенно, зрителей с их помощью продержишь пять, максимум 10 минут.

Мне кажется, мы смогли достичь этой цели. Я показывал «Время патриотов» в других странах и мне понравилась реакция зрителя. Очень хорошо картину приняли, например, в Чехии. Среди зрителей были ностальгирующие по родине казахстанцы, которые уехали из страны лет 20 назад. По словам двух боевых пилотов, служивших в ВВС Казахстана, поначалу они даже подумали, что полеты боевых самолетов сняты по-настоящему, хотя это большей частью была компьютерная графика, которая произведена в Казахстане, в компании «Кубики».

Также восторженно отреагировали на «Время патриотов» в Южной Корее, где одна из ведущих киноиндустрий мире. Зритель там избалованный, поэтому перед показом там я страшно волновался. Но они аплодировали стоя, брифинг после показа вместо запланированных 30 минут шел полтора часа.

Красота, что мужская, что женская, в этой стране возведена в культ. Там существует целая индустрия, которая работает в этом направлении. Делать пластические операции – норма для Страны утренней свежести, поэтому девушки просто млели от наших молодых актеров, хотя ни один из них не прибегал к услугам пластических хирургов. Одна из зрительниц заметила, что красивые и брутальные казахи настолько естественно играют, что она невольно сравнила их с корейскими актерами, которые, по ее словам, немного переигрывают. «Ваши все делают по-настоящему, – сказала она. – Если бы они снимались в кино здесь, то у них была бы целая армия фанатов».

Экшен, да и только

Зрительница из Кореи была права. Актерский ансамбль «Времени патриотов» по-настоящему звездный. При этом исполнители главных ролей – Данияр Алшинов, Сануржан Сулейменов и Аскар Ильясов, чтобы создать эффект достоверности, многие рискованные трюки выполняли сами, без каскадеров

– Кастинг у нас был жёсткий, одним из обязательных качеств была физическая подготовка, – рассказывает режиссер. – Актер должен был быть готовым ко всему и уметь многое – бегать, прыгать, стрелять. Не каждый из них держит себя в хорошей физической форме, но нам повезло. Ребята-актеры, упорно тренируясь, ставили задачи и достигали их, потому что им было интересно сниматься в нашем кино. Для кого-то (например, для Аскара Ильясова) – это была первая роль в жанре военного экшен, и даже Данияр Алшинов, который перепробовал все жанры – от комедии до авторских фильмов, еще не играл такого военного – хорошо подготовленного ГРУшника-спецназовца.

В фильме много эпизодов, где герои, включая тех, кого играли казахстанские актеры, говорят на арабском языке без озвучки за кадром. У съемочной группы было два варианта: пригласить в картину актеров – носителей языка, либо арабов будут играть наши актеры.

– Но последнее выглядело бы слишком неправдоподобно, – считает режиссер. – К примеру, если бы Данияр Алшинов владел арабским, то при всей любви к нему зритель не поверил бы в созданный им образ. Поэтому я решил, что пусть будут лучше иностранцы, для которых арабский родной, да и по внешности они тоже будут совсем другие. У нас снимались актеры из Египта и Ирана, вторые планы играли иностранцы, которые живут в Казахстане. Я очень хотел, чтобы зритель поверил в героев картины. Они и на самом деле они существуют, только об этом – какую работу выполняет ГРУ и спецназ – мы не знаем совсем или знаем очень мало. Между тем, на территории Казахстана действует немало деструктивных сил, их обезвреживанием как раз и занимаются бойцы невидимого фронта.

В картине интрига разворачивается вокруг нападения на МАЭК – Мангистауского атомного электрокомлекса. Но этот случай, как сообщил режиссер, – выдуманный.

– В действительности этого не было. В изначальном варианте сценария был разговор о том что событие (теракт) будет разворачиваться вокруг саммита, проходящего в Астане, но показалось, что это будет слишком банально, а МАЭК – это всё-таки экология, Каспийское море – территориальная зона несколько стран, и можно представить, какого масштаба может быть катастрофа, если он станет объектом теракта. На самом деле охрана МАЭК осуществляется на высочайшем уровне. Это касалось и нас: нам разрешили снимать только снаружи, внутрь не запустили.

Нерядовой рядовой

Бюджет картины составляет миллиард тенге. Казалось бы – немало, но все равно приходилось ужиматься и убирать некоторые второстепенные моменты, чтобы уложиться в эти деньги.

– Это же не авторское кино, артхаус или комедии, где одни и те же персонажи, а действие картины часто происходит в стенах одной квартиры, – говорит Серикбол. – За 40 съемочных дней (это много) мы побыли и в Турции, и в Азербайджане, и в Казахстане -Актау, Талдыкорган, Алматы.Сложности были еще и с тем, что у нас был один график, а у военных -другой. Приезжаешь, бывало, на съемки на аэродром, а самолет, на борту которого написано, допустим, 09, уже в небе. А нам нужен именно он, а не другой борт. Приходилось ждать, поэтому время съемок из-за этого тоже немного немножко растянулось, да и деньги тоже уходили. И все же те, кто смотрел наше кино, говорят, что в кадре видна каждая копейка. Мы не экономили на актерах, массовке и локациях. Такого, чтобы прикрывать недостаток денег закадровым текстом и на этом кино заканчивается, у нас не было.

В прокат картина вышла в апреле прошлого года. Вопреки прогнозам, прокатная судьба «Времени патриотов» сложилась не так, как ожидалось. Этому, считает режиссер, помешали январские события и война в Украине.

– Хотя эти события не были взаимосвязаны – сценарий писался в 2019 году, а саму картину из-за коронавируса мы полноценно начали снимать в 2021 году – в комментариях зрители писали, что, мол, после Кантара «на скорую руку» состряпали фильм на эту тему – внешние деструктивные силы хотят дестабилизировать ситуацию в Казахстане.

С другой стороны, к тому моменту, когда начался прокат, многие люди стали придерживаться пацифистских позиции. Они писали в комментариях, что не пойдут на картину, которая «опять про войну». Если бы мы вышли хотя бы в декабре 2021-го или, скажем, осенью 2022– го, то звезды для «Времени патриотов» сложились бы по-другому. В кинематографе всё взаимосвязано. Даже ситуация в другой стране может повлиять на судьбу картины. И все же я уверен, что у нее все еще впереди. Бывает так, что такие фильмы выстреливают не сразу. Но через какое-то время оно всё равно войдет в историю и реализует заложенный в нее смысл.

У Серикбола Утепбергенова уже был такой опыт. До «Времени патриотов» он снял основанную на реальных событиях драму «Шестой пост». В ней рассказывается о самом массовом в истории независимого Казахстана побеге заключенных из колонии строго режима, который произошел 22 июня 2010 года в Актау. Прототип главного героя, солдат-срочник Ербол Отарбаев, имея в магазине автомата всего 10 патронов, один противостоял толпе матерых уголовников. Из 220 человек за ворота тюрьмы смогли прорваться только 21 заключенных. После выхода этого фильма очень много молодых казахстанцев, вдохновленных подвигом Отарбаева, захотели попасть в Нацгвардию. Обычно туда бывал недобор, а после этого все рвались не в минобороны, не в КНБ, а именно туда.
Ценность «Времени патриотов» еще и в том, что герои показаны в развитии. В казахстанском кинематографе персонаж, по словам режиссера, уже с пеленок готов защищать родину. Катарсиса или какого-то переломного момента в фильмах нет: герой родился и умирает батыром.

– В моем фильме, если вы заметили, герои – далеко не совершенные люди, особенно молодой летчик Бекзат. Попав в элиту казахстанской армии, он ощущает себя избранным, бравирует этим. Профессиональные пилоты говорят, что если бы он вытворял то, что происходит в картине, в реальной жизни, то его сразу бы, в первый же день, отчислили. Но в самый опасный для страны момент этот а-ля гусар идет на риск. Когда простой парень, не отягощенный в обычной жизни высокой моралью, готов идти в нужный момент на самопожертвование, это и есть патриотизм,

Картина «Время патриотов» это еще и дань памяти отцу режиссера – первому казахскому миму, киноактеру Ментаю Утепбергенову. Зрителям он известен тем, так сыграл японца в «Интердевочке» Тодоровского. В него поверили даже сами японцы.

– На эту роль перепробовали множество актеров. Петр Тодоровский показывал весь отснятый с кинопроб материал знакомым японцам, – рассказывает сын. – Те говорили, что ни один из актеров не похож на японца, но, когда увидели отца, – сомнения все отпали. Эта эпизодическая роль сделал его знаменитым на весь Союз. Пошли интересные предложения, но актерский потенциал отца не был раскрыт. Он просто не успел. Коварная болезнь настигла его, когда он только-только начинал входил в самый актерский сок, но идеями он продолжал бурлить. По одной из них Ермек Турсунов снял картину «Шыракшы» о солдате-казахе, который привез с войны трофейный кинопроектор и, разъезжая по аулам, показывал кино. Когда Ермек принес ему первый вариант сценария, отец загорелся: «Это кино про меня, у меня есть коллекция старых фильмов, начиная от Чарли Чаплина». Еще у него была коллекция старых кинопроекторов. С того первого разговора с режиссером он собирал все, что может пригодиться в картине. Ермек написал первый вариант сценария, второй третий… Они оба хотели, чтобы отец сыграл главную роль в «Шыракшы», но болезнь победила – папа ушел…

Мерей Сугирбаева




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.