Кто защитит казахстанских творцов от искусственного интеллекта?
Правительством Казахстана принята Концепция развития искусственного интеллекта на 2024-2029 годы. Кроме всего прочего, в ней говорится о «регулировании правоотношений в сфере искусственного интеллекта» и необходимости разработки нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере ИИ. В частности, соответствие продуктов ИИ законодательству об интеллектуальной собственности – и это тот самый вопрос, который уже достаточно давно обсуждается за рубежом.
Все началось несколько лет назад, когда художники устроили массовый протест против нейросетей: платформу ArtStation, где художники со всего мира делятся своими работами, заполнило одно и то же изображение, опубликованное разными пользователями. На нем были перечернутые буквы AI (artificial intelligence, искусственный интеллект) и подпись: «Нет изображениям, созданным искусственным интеллектом».
Как работает ИИ и против чего выступили зарубежные художники
Чего именно опасаются художники и представители других творческих профессий?
Дело в том, что нейронная сеть (математическая искусственная модель) учится на огромных наборах данных и впоследствии имитирует, но не копирует их. В каком-то смысле создается совершенно новый контент. В распоряжении искусственного интеллекта – весь культурный капитал, накопленный за многие годы и даже века.
Принцип работы ИИ заключается в сочетании большого объема данных с оперативной обработкой и интеллектуальными алгоритмами. То есть программа автоматически обучается на базе закономерностей и признаков, содержащихся в данных.
В результате такие программы успешно копируют часть изображений, созданных реальными художниками, и создают на их основе новые работы – якобы их собственные.
Поэтому не приходится удивляться, что художники из разных стран объявили протест искусственному интеллекту. Символом таких настроений стала фраза “created with human intelligence” («создано с помощью человеческого интеллекта»). Ее можно увидеть на разных платформах, наиболее активны пользователи сервиса для размещения авторских медиа Substack.
«Нет контенту ИИ», «Все ИИ-арты, которые я видела, уродливы и жутки», «Мы должны понимать, что нельзя лишать нас работы», – пишут представители арт-индустрии.
А что думают в Казахстане?
Что об искусственном интеллекте думают казахстанские художники и иллюстраторы? Насколько они считают возможным совмещать творчество и новые технологии? Боятся ли, что искусственный интеллект заменит представителей творческих профессий?
Художник Нурлан Абишев (на фото) отмечает, что сейчас мы можем только принять процесс эволюции. Но при этом есть важная оговорка.
«Вместе с развитием ИИ не должен падать уровень человечности и демократизации. Развитие искусственного интеллекта и сознания человека, к сожалению, не взаимозависимые процессы, и они никак не могут друг друга заменить», – считает Нурлан Абишев.
По его словам, «мы уже давно окружены искусственным интеллектом»
«Например, есть государственная машина – это уже искусственный интеллект. Это машина, которая работает с какой-то заданностью. Хорошо или плохо – это уже другой вопрос, но она работает. Также есть банковская система. В основном банки работают под одним общим искусственным интеллектом, разные только названия и логотипы.
Сейчас все эти процессы убыстряются, и пришло время человеку взрослеть в этой цивилизации. Превращаться в настоящего человека и прекращать быть машиной. Надо быть живым, и смысл искусства – напоминать об этом. И этот смысл создает человек, искусственный интеллект здесь вторичен», – выражает мнение Нурлан Абишев.
Художник сравнивает искусственный интеллект и живое творчество с электрическим и настоящим камином.
«Да, электрический камин может быть красивым, с узорами на стекле, он управляем, но в нем нет запаха дыма и настоящего костра», – говорит Нурлан Абишев.
При этом он отмечает, что не стал бы объявлять протест ИИ, а взял бы его на вооружение, как один из инструментов.
«Новые технологии всё равно не заменят умение рефлексировать. Рефлексия – наивысший уровень сознания. И такие процессы, как рефлексия, спонтанность, интуитивное восприятие никак не связаны с созданием новых машин и заменить их в ближайшем будущем точно невозможно», – уверен художник.
По его словам, с появлением новых инструментов художников, графических дизайнеров станет еще больше, но от этого возрастет ценность чего-то уникального. К слову – это отразится и на градации оплат.
«Появляется много видеохудожников, специалистов, комбинирующих искусственную музыку, графических дизайнеров. И я думаю, что художники, создающие что-то уникальное своими руками, на фоне этого переизбытка будут цениться еще больше», – считает Нурлан Абишев.
Иллюстратор Катя Болатова (на фото) в свою очередь говорит, что поддерживает художников, которые объявили протест ИИ.
«Сила человека в эмоциональном интеллекте и его непредсказуемости. А ещё человек очень хорошо может чувствовать, что его обманывают. «Не верю!» – кричит Станиславский. Искусственный интеллект не сможет заменить настоящее искусство, потому что на эмоциональном уровне ему никто не поверит. Людям нужны живые люди, живая энергия», – говорит Катя Болатова.
По ее словам, ИИ в любом случае лишит работы какое-то количество людей, как и любые другие технологии.
«Мне кажется, что художникам и дизайнерам нужно возвращаться к ручному труду. Живые материалы, живая энергия, живые вещи – вот чего действительно нам скоро будет не хватать, и именно тут художники могут разгуляться», – говорит Катя Болатова.
Художник-график Георгий Макаров (на фото) призывает коллег «не пытаться остановить реку».
«Прежде всего я бы хотел сказать, что для меня ИИ есть не что иное, как инструмент, программа. Он позволяет решать быстро некоторые технические задачи. Например, можно быстро сделать несколько цветовых решений композиции. И я думаю, уже есть художники, которые прекрасно это делают, пока другие спорят, борются, пытаясь остановить реку. Это бессмысленное занятие. От того, что я буду на каждом углу кричать о том, что это плохо, ничего не изменится. Лучше просто взять и направить это на пользу творчества», – считает художник.
Однако Георгий Макаров обращает внимание на то, что при использовании новых технологий и в других случаях важна правовая защита работ художников. В области авторского права в Казахстане немало проблем даже без использования ИИ.
«То, что должна быть правовая защита художников от использования их работ, от подделок – это точно. Ибо очень часто в Казахстане бесстыдно копируют работы художников, печатают в книгах и других видах полиграфии, обходя при этом автора. И тут даже без ИИ есть над чем задуматься», – говорит Георгий Макаров.
Между тем, команда ученых Чикагского университета разработала инструмент, получивший название Nightshade, который делает изображения непригодными для обучения нейросетей. Цель проекта – защитить картины художников от несанкционированного использования.
А как за рубежом?
Оливье Бабо, профессор и президент исследовательского института Sapiens, предупреждает, что «слишком большая помощь ИИ может навредить». Такой неоднозначный эффект технологии Бабо называет «синдромом калькулятора».
«Нельзя сказать, что калькулятор улучшил способности людей в математике. У некоторых людей даже значительно пострадали навыки умственного расчета. Тем не менее для некоторых математиков калькулятор стал ценным инструментом, который помог сделать важные открытия», – рассуждает Оливье Бабо.
Технический директор IBM Watson Роб Хай в свою очередь сформулировал цель разработок нейросетей следующим образом: «Что мы могли бы сделать, чтобы помочь людям придумывать новые идеи на гораздо более регулярной основе, чем они делают это сегодня?».
Например, ChatGPT может предложить писателю несколько идей для сюжета, и из них родится его собственная. Комбинация нот, которую выдаст нейросеть, может вдохновить композитора на создание новой музыкальной формы.
Интересную мысль высказывает Карла Хендра, главный исполнительный директор отдела инноваций Ogilvy Consulting.
«Искусственный интеллект не может учитывать, что ценности отличаются в разных культурах и меняются с течением времени. Поэтому маловероятно, что профессии, требующие высокой степени творческого интеллекта, могут быть заменены в ближайшее время», – говорит Карла Хендра.
Что происходит в Казахстане в сфере ИИ?
Постановлением правительства Республики Казахстан от 27 апреля 2024 года «О некоторых вопросах Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан» создан Комитет искусственного интеллекта и развития инноваций.
А совсем недавно правительство РК приняло Концепцию развития искусственного интеллекта. Приоритетными сферами для развития искусственного интеллекта в ней названы госуправление, субъекты естественных монополий в нефтегазовой, горнодобывающей, энергетической, транспортной, логистической, водоснабжающей и сельскохозяйственной отраслях.
Согласно Индексу готовности правительств к искусственному интеллекту от Oxford Insights, Казахстан занимает 72-е место из 193 стран.
На начало этого года, согласно информации из официальных источников, сегодня в нашей стране широкополосный доступ в Интернет есть у 116 городов и 4866 сел – из 6406 населенных пунктов Казахстана
Проблема с обеспечением качественным Интернетом остается для 1294 сельских населенных пунктов. Как сообщают в министерстве цифрового развития, к 2027 году 75% городов и 60% областных центров должны получить технологию 5G.
Для исследований в области искусственного интеллекта созданы мощные вычислительные системы в нескольких университетах, таких как Евразийский национальный университет, где установлен суперкомпьютер PARAM BILIM.
Что касается правового вопроса использования ИИ, то в Законе «Об информатизации» определены правила использования открытых и персональных данных. Однако этические нормы использования ИИ на сегодня нигде не прописаны.
Кто еще объявил протест ИИ?
Буквально на днях появилось сообщение, что актеры Голливуда вновь бастуют против ИИ в индустрии видеоигр. Они утверждают, что игровые студии используют генеративный ИИ для воспроизведения их голосов и внешности, при этом без каких-либо гонораров и вознаграждений.
Акция протеста была организована профсоюзом SAG-AFTRA и гильдией киноактёров. В прошлом году такая забастовка обошлась экономике Калифорнии почти в 6,5 млрд долларов.
Между тем, гильдия сценаристов США (WGA) подписала новый контракт с альянсом продюсеров кино и телевидения (AMPTP). Студиям разрешается использовать искусственный интеллект для написания сценариев, но они будут обязаны информировать авторов, если в процессе работы над текстом были использованы их произведения.
Протесты коснулись и музыкальной сферы. Альянс, защищающий права более чем 200 звезд мирового шоу-бизнеса, выступил против использования искусственного интеллекта при создании музыки. Петицию подписали Стиви Уандер, Зейн Малик, Кетти Перри, Билли Айлиш, Никки Минаж и многие другие.
Искусственный интеллект развивается, и эти споры и забастовки – только начало. Людям нужно будет решить немало сложных этических вопросов, которые уже ставит перед нами новый цифровой мир.
Фото предоставлено художниками Георгием Макаровым и Нурланом Абишевым и Катей Болатовой.
Иллюстрация на обложке из открытых источников.
1 Комментарий
Я против ИИ. Студенты перестали работать над проектами, дипломными работами, работает за них ИИ, все работы похожи, нет уникальности, также и в Арт искусстве, музыки похожи, песни тоже и не дай Бог, картины один в один будут копироваться