Ya Metrika Fast


English version

КТЖ лишает казахстанских аграриев экспортных рынков сбыта?

Общество — 4 декабря 2025 12:00
0
Изображение 1 для КТЖ лишает казахстанских аграриев экспортных рынков сбыта?

«Қазақстан темір жолы» (КТЖ) своими действиями лишает казахстанских аграриев экспортных рынков сбыта, и отдает их конкурентам из России и Узбекистана.

КТЖ ввел конвенциональный запрет на прием грузов для отправки через межгосударственный стыковой пункт (МГСП) «Сарыагаш», откуда идет казахстанский экспорт зерновых в Центральную Азию: Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Афганистан. Однако запрет не касается транзитных перевозчиков. В результате российские и узбекские экспортеры занимают рынки.

Кроме того, из-за ограничений, периодически вводимых национальным железнодорожным перевозчиком, мукомольные предприятия Казахстана работают на половину своей мощности. Они теряют своих действующих и потенциальных потребителей, несут убытки из-за недозагруженности заводов, платят штрафы собственникам вагонов за их простой, государство лишается налогов.

Изображение 2 для КТЖ лишает казахстанских аграриев экспортных рынков сбыта?

Чингиз Айтматов

Изображение 3 для КТЖ лишает казахстанских аграриев экспортных рынков сбыта?

Из-за этой ситуации терпят убытки и казахстанские транспортные компании – собственники вагонов, предоставляющие свои услуги аграриям.

«На сегодняшний день действует конвенциональный запрет на отправку грузов в Центральную Азию через МГСП «Сарыагаш». То есть ни в Узбекистан, ни в Афганистан мы отгрузить не можем. По той причине, что со 2 по 10 декабря этого года действует этот запрет. В связи с якобы со скоплением вагонов на МГСП «Сарыагаш», – говорит Валентин Беспалов, начальник отдела логистики ТОО «Бест Костанай».

Его компания, обычно, когда нет ограничений, ежемесячно отгружает на экспорт около 20-25 тыс. тонн своей продукции, примерно в 250-300 железнодорожных вагонах.

«В связи с действиями КТЖ, мы мало того, что несем убытки и затраты, так мы еще теряем рынок сбыта. Поскольку для местного казахстанского груза стоит запрет, а для транзитного – нет. То есть та же Россия и все остальные страны спокойно транзитом через Казахстан заходят на тот же Узбекистан, Афганистан и т.д.», – отмечает казахстанский экспортер.

Он полагает, что КТЖ не останавливает транзит, потому что на этом хорошо зарабатывает.

«Тариф на транзитные железнодорожные перевозки в три раза выше, чем наши экспортные, республиканские. На этом они зарабатывают. Они нам об этом, не стесняясь, говорят прямо: «Да, нам интересен транзит, поэтому его останавливать не будем»», – передает собеседник.

Нацкомпания обещает в случае нормализации ситуации открыть пропускной пункт пораньше.

«Я уже 20 лет работаю (на этом рынке) и никогда такого не было, чтобы запрет снимали раньше. Наоборот могут быть ограничения по погрузке. То есть мы полноября простояли. Первого декабря чуть-чуть оформились и все. Теперь опять на 10 дней встали на паузу», – констатирует представитель мукомольного завода, расположенного в Костанайской области.

«У нас большой мукомольный завод. Соответственно, все эти конвенциональные запреты со стороны КТЖ очень негативно влияют на нашу работу. Мы несем убытки и простои. А ведь у нас рабочий штат – более 180 человек, которым надо зарплату платить. Нам надо платить налоги. Плюс еще у нас есть кредит. В связи с тем, что творит КТЖ, мы ничего не зарабатываем, а только в минус уходим», – отмечает Валентин Беспалов.

Что делают государство и бизнес-организации

«1 декабря к нам приезжали представители фонда «Самрук-Казына», палаты предпринимателей «Атамекен». Завтра (4 декабря) будет совещание в «Атамекен», возможно, придут какие-то представители КТЖ. Но понимаете, все это – разговоры и разговоры, которые ничего не решают», – считает экспортер.

Между тем, действия КТЖ на руку российским и узбекским производителям, которые занимают рынки и переманивают к себе покупателей, которых из-за срыва поставок теряют казахстанские экспортеры.


«Тот же Узбекистан построил такие же мельницы, как у нас. Наше зерно качеством особо не отличается. А отличается только ценой. Потому что у них в Узбекистане себестоимость затрат на производство муки гораздо ниже, чем у нас. Поскольку там электричество, рабочая сила и другие услуги дешевле, чем у нас. Соответственно, мы потом не можем с ними конкурировать. То есть они наши рынки забирают», – говорит Беспалов.

Компания, которую он представляет, экспортирует свою продукцию в Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Афганистан и другие страны.

Предприятие в сутки перерабатывает 1700 тонн зерна и выпускает муку. Но с октября вынуждено работать на 40-50% своей пропускной способности и не можем выйти на полную мощность из-за периодических ограничений КТЖ.

При этом казахстанский производитель должен платить собственнику вагонов за их простой. А еще происходит срыв обязательств по контрактам, по которым тоже предусмотрены штрафные санкции. Но, если с покупателями можно как-то договориться, поскольку дело происходит из-за транспортных ограничений, то с собственниками вагонов этого сделать не получится. Потому что у них у самих расходы, поскольку вагоны могут находятся в лизинге, в кредите, по которым тоже нужно своевременно вносить оплату.

Какие предложения у экспортеров

«Предложений очень много. Одно из них я озвучивал неоднократно – это перевести взаиморасчет с КТЖ по факту завершения перевозки. Сейчас мы работаем с ней по предоплате. То есть мы вагон оформляем, они деньги снимают. При этом вагоны потом могут неделями на тупике стоять не убираться, потом по пути следования опять бросаются и т.д. Вот пока КТЖ не будет знать, что не получит деньги, пока не довезет, ничего не изменится. Соответственно, на высшем уровне (КТЖ) тоже порядок нужно навести. То, что они там руководителей туда-сюда переставляют, ничего от этого не меняется. Только становится все хуже и хуже», – говорит Валентин Беспалов.

С его мнением согласна Олеся Шаравина, представитель компании – экспедитора и собственника вагонов.

«Вот сейчас я пишу претензию в КТЖ, поскольку у меня приходят вагоны и стоят на простоях из-за того, что их не успевают вовремя подавать и убирать. А получу простой я. КТЖ не берет на себя ответственность, чтобы выписать акт на занятость своего локомотива, но выписывает акт на меня почему-то. И вот меня это очень сильно возмущает», – говорит она.

При этом, по ее словам, сейчас железнодорожную станцию в Костанай оставили без руководителя.

«Назначили исполняющих обязанности, но их, то есть, то нет. В общем у нас пик погрузки, а станция находится без руководства», – говорит специалист.

Между тем, ограничения КТЖ коснулись не только экспорта в направлении Центральной Азии, но и в Китай.

С октября КТЖ один за другим вводит конвенциональные запреты, ограничивая два ключевых экспортных направления казахстанской сельхозпродукции – в КНР и Центральную Азию. За неполных два месяца национальный перевозчик ввёл более 20 ограничений, фактически взяв на себя роль регулятора, заменив в этой функции государственные органы.

В направлении Центральной Азии на станции «Сарыагаш» не смогли своевременно отправиться более 12 тысяч вагонов с зерновыми. Главный покупатель по этому маршруту – Узбекистан. В сторону КНР постоянные запреты на перевозки привели к тому, что у более 200 поездов были нарушены графики вывоза через станции «Достық» и «Алтынколь».

Между тем, казахстанские аграрии снова достигли рекордных производственных показателей. По предварительным оценкам, в этом году они собрали более 27,1 млн тонн зерна против 26,7 млн тонн годом ранее.

Побив рекорд урожайности за 11 лет, они вместо прибыли теперь вынуждены подсчитывать убытки. Несмотря на рынки сбыта и договорённости с покупателями, казахстанская продукция не может добраться до них.

Выступая на первом форуме работников сельского хозяйства Казахстана в ноябре прошлого года, президент Касым-Жомарт Токаев заявил, что агропромышленный комплекс должен стать одной из основных движущих сил экономического роста. Он подчеркнул, что в этом заинтересованы и бизнес, и государство. Однако осуществиться этим планам могут помещать действия АО «НК “Қазақстан темір жолы”».


Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.