Куда исчезло Агентство по стратегическому планированию и реформам? - Exclusive
Поддержать

Куда исчезло Агентство по стратегическому планированию и реформам?

Весьма примечательно, что в обсуждениях масштабной налоговой реформы совсем не было видно позиции Агентства по стратегическому планированию и реформам. Изначально АСПиР создавали для стратегического анализа и улучшения качества государственных процессов, но в итоге его роль была фактически сведена к нулю. Вместо этого управление реформами вновь оказалось сосредоточено в руках правительства и администрации президента, а стратегическое планирование опять осталось на обочине.

В 2020 году Касым-Жомарт Токаев принял решение о воссоздании давно забытого агентства по стратегическому планированию и реформам, которое существовало в начале независимости, но потом было присоединено к Миннацэкономики в качестве комитета по статистике. Целью этого решения было обеспечение системного и независимого анализа государственных реформ.

– Решение оперативных задач отнимает время и ресурсы, но ни в коем случае нельзя выпускать из виду дальний горизонт. Поэтому мною принято решение создать Агентство по стратегическому планированию и реформам с прямым подчинением президенту. Подобный орган ранее существовал и успешно выполнял возложенные на него задачи. Теперь он вновь станет центральным звеном всей системы государственного планирования. Разрабатываемые Агентством реформы должны быть конкретными, реалистичными и, самое главное, обязательными к исполнению всеми госорганами, – объявлял президент Казахстана в сентябрьском послании в 2020 году.

В задачи АСПиР тогда вошли разработка стратегий и планов долгосрочного развития страны, проведение оценки эффективности государственных реформ, анализ экономических и социальных данных, участие в подготовке бюджетной и налоговой политики. Как заявлялось, оно должно было стать важным аналитическим центром, помогая государству принимать взвешенные решения на основе объективных данных.

После послания различные политологи активно писали, что это решение «не только своевременное, но и несколько запоздалое», утверждая, что АСПиР поможет спасти инициативы главы государства от бюрократических тормозов, нереализации и приобретения иных смыслов. Некоторые даже сходу прозвали этот госорган «суперведомством с большими функциями» и напророчили его главе, которым стал ранее управлявший фондом «Самұрық-Қазына», Нацбанком и МФЦА Кайрат Келимбетов, влияние не ниже уровня премьер-министра.

И изначально, казалось, так и было. Глава АСПиР вошёл в верхушку созданного президентом Высшего совета по реформам, с членами которого Касым-Жомарт Токаев как общим составом, так и по отдельности регулярно встречался и обсуждал различные вопросы. 

– Совет не должен просто одобрять заранее подготовленные предложения, которые на поверку зачастую оказываются неработающими. Совет должен ставить окончательную точку в длительных межведомственных спорах. Задача Совета – задавать новые ориентиры в управлении национальной экономикой, общественном развитии, институциональных реформах. Нам предстоит выстроить более гибкую архитектуру программных документов, определяющих цели и этапы развития государства в каждой сфере. Система будет увязана с бюджетным планированием и утвердит прямую ответственность руководителей госорганов за выполнение поставленных задач, – объявлял президент на первом заседании новой организации.

В 2021 году Касым-Жомарт Токаев на расширенном заседании правительства поручил АСПиР «наладить постоянный диалог с независимыми экспертами» и «стать поставщиком научно-обоснованных, выверенных, всесторонне проработанных предложений». Вскоре после этого был утверждён Нацплан развития страны до 2025 года. Проводимая агентством работа так или иначе влияла на политику страны и в общих чертах должна была указывать членам правительства путь, по которому следует двигаться.

Однако что-то пошло не так…

Похоже, какие-то аспекты деятельности АСПиР не устроили аппарат президента, из-за чего Келимбетов  во время Кантара был отправлен в отставку с поста главы агентства (оставшись при этом ещё на год главой МФЦА) и взамен него был назначен экс-министр нацэкономики Асет Иргалиев.

Тем не менее, в 2022 году Агентство по стратегическому планированию и реформам ещё оставалось влиятельной структурой. Президент продолжал проводить встречи для обсуждения реформ.

Именно АСПиР разрабатывало принципы новой экономической политики, суть которой, по словам Иргалиева, заключалась в создании рыночной экономики с социальной направленностью и благоприятных условий для интенсивной диверсификации. Именно АСПиРу Токаев поручал помочь Минздраву усовершенствовать работу ОСМС. И именно АСПиРом ближе к концу 2022 года объявлялось о планах заняться реформами судебной и правоохранительной систем, улучшением социальной политики, усилением конкуренции. Тогда уже шли и разговоры о необходимости проведения в будущем налоговых реформ. Exclusive.kz писал об этом в материале «Семь реформ, которые перевернут Казахстан за семь лет».

В целом, в течение года после Кантара слово «реформы» звучало отовсюду.

Но потом, в сентябре 2023 года, Токаев снял Иргалиева с поста главы АСПиР и назначил своим помощником по экономическим вопросам, а новым главой агентства стал бывший руководитель Бюро национальной статистики Жандос Шаймарданов. И после этого агентство по стратегическому планированию и реформам почти полностью пропало с публичной повестки.

Для понимания масштабов проблемы: президент принимал Шаймарданова всего лишь два раза – в ноябре 2023 и июне 2024. И оба раза официальная информация о приёме была крайне малоинформативной: «представил анализ реализации структурных и институциональных реформ в экономике страны», «проинформировал о ходе осуществления программы реформирования национальной статистики», «ознакомил с информацией о текущих трендах в национальной и мировой экономике и предложениями по дальнейшей реализации структурных реформ». Конкретики по фактам проводимой работы ноль. Давать агентству конкретные поручения на государственных мероприятиях Касым-Жомарт Токаев также перестал.

Тогда же из информационного поля напрочь исчез и Высший совет по реформам. Последнее упоминание о нём в официальных публикациях Акорды датируется июнем 2023 года. При этом, совет никто не распускал, он продолжает существовать: как мы писали ранее, его напрямую упомянуло Агентство по защите и развитию конкуренции в недавнем ответе на наш запрос о снижении государственного участия в экономике. Но почему-то про текущую работу совета ничего неизвестно.

Примечательно, что в 2020 году при воссоздании АСПиР многие эксперты предполагали: однажды он станет «громоотводом» и окажется вынужден продвигать непопулярные идеи.

Косвенно это подтверждал и Иргалиев в 2022 году, заявляя в интервью журналистам, что в ходе поэтапного процесса кардинального реформирования неизбежно «будут ошибки и какие-то непопулярные решения».

– Но если мы хотим видеть свою страну развитой, мы обязаны это сделать, – добавлял он.

Поэтому остаётся крайне удивительным, что власти не стали разыгрывать эту карту при обсуждении налоговой реформы. И, в целом, совершенно непонятно, почему новый налоговый кодекс, который должен стать основой будущей налоговой системы страны, до сих пор обсуждается без какого-либо участия АСПиР.

Казалось бы, слово «реформы» прямо упомянуто в названии госоргана, – однако никакой собственной оценки объявленным правительством решениям, прямо названным тем же самым словом, с их стороны обозначено не было. С начала года агентство по стратегическому планированию разместило на сайте всего четыре пресс-релиза, – и ни один из них не связан с главной темой повестки последних дней. Сделать заявление пришлось самому президенту.

Что стоит за снижением роли АСПиР?

Можно выделить две основные причины. Первая – это сознательная политика централизации управления реформами. Правительство и Администрация президента стремятся контролировать их напрямую, исключая независимые аналитические структуры из процесса. Это ведёт к тому, что стратегическое планирование становится менее открытым и подотчетным. Вторая – это возможные внутренние проблемы агентства. Возможно, новый руководитель не смог выстроить эффективную работу, и АСПиР утратило влияние. Отсутствие самостоятельных инициатив, аналитических публикаций по текущим обсуждаемым процессам и предложений по реформам только подтверждает эту гипотезу.

Один из рисков отсутствия стратегического планирования – перегруженность администрации президента и правительства сиюминутными задачами. Когда долгосрочные вопросы уходят на второй план, решения принимаются в краткосрочной логике, без учёта возможных последствий. В странах с развитой системой государственного управления всегда существует независимый аналитический центр, который формирует стратегические прогнозы и рекомендации. АСПиР должен был стать таковым в Казахстане, но, похоже, сделать это не удалось. 

Другая проблема – без независимой экспертной оценки качество осуществляемых реформ будет крайне низким. В Казахстане уже есть немало примеров неудачных решений, принятых без достаточного анализа. Если этот тренд продолжится, страна рискует оказаться в ситуации, когда каждое новое изменение в экономической или социальной политике будет приниматься в отрыве от реальных данных и с угрозой для благосостояния граждан и бизнеса.

Вопрос заключается в том, каким теперь будет долгосрочное развитие Казахстана и кто за него станет отвечать, если Агентство по стратегическому планированию и реформам окончательно превратится в сугубо статистическую службу.

Максим Елизаров




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *