Культурные коды экономики Казахстана
Вот уже более 35 лет мы пытаемся построить рыночную экономику и демократическое общество. Но почему механизмы, которые работают в других странах, не приживаются у нас?
В 1906 году, после появления знаковой книги Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», возникла теория, что быстрый экономический рост достигают именно те страны, в которых господствующей религией является протестантство, ставящее во главу всего Ценность Труда. Но вскоре появилось альтернативное мнение о том, что определяющим фактором является высокий уровень образования. Истина, как всегда, посередине – чем выше уровень образованности нации и чем выше ценность труда, тем лучше дела с экономикой.
При этом, религия стала одним из важных маркеров – католики и протестанты даже голосовали по-разному. Например, при обсуждении вопросов сокращения рабочего времени или перераспределения налогов пользу бедных большинство католиков было «за», а большинство протестантов «против».
Ученые вывели четыре закономерности, от которых зависит развитие экономики любой страны.
Закон экономической успешности
Традиционные ценности предполагают, что религию должно отстаивать и защищать государство, а сикулярно-рациональные подразумевают, что религия личное дело каждого. Вторая пара: выживать или самореализоваться.
Нетрудно догадаться, что в странах с высоким уровнем жизни выше ценности сикулярно-рациональные и самореализации. У нас пока все еще преобладают традиционные ценности, хотя растет число тех, кто ориентирован на сикулярно-рациональные. Наши люди все чаще хотят не просто выживать, но и реализовать себя.
Культура влияет на конкурентоспособность нации.
Есть два варианта решения проблемы: маскулинный (мужской, агрессивный) и феминный ( женский, компромиссный). Казахстанцам больше свойственна феминность. Возможно, это связано с тем, что по типу хозяйствования у нас превалировать земледелие и животодноводство, которые подразумевали постоянный поиск креативных решений, а также баланс с окружающей средой. Однако современные условия жизни, когда все готово и на любой вкус, и из села можно уехать в город, а в крайнем случае получить беззалоговый кредит, креативность снижается.
Общество и власть – партнеры или оппоненты
При первом президенте дистанция между властью и обществом поначалу была довольно короткой. Как следствие, этот консенсус привел к расцвету частной инициативы и росту предпринимательства. Но со временем, в силу стагнации политической системы, эта дистанция начала расти, что привело и к экономической стагнации.
Это наследство досталось второму президенту, который пытается сблизится с народом, но при этом сохраняя прежнюю политическую систему.
Тем не менее, по рейтингу наиболее инновационных стран в Центральная и Южной Азия Казахстан занимает 3 место, что говорит о том, что дистанция между властью и обществом не так велика.
Уровень обобщенного доверия
Почему низкий уровень Обобщенного доверия у казахстанцев? Увы, это результат реального отрицательного опыта, когда государство обещает контролировать цены, но они растут, искусственная поддержка тенге не спасает его от девальвации, деньги, собранные на медицинское страхование, бесследно исчезли и пр.
Низкий уровень доверия проецируется на бытовой и семейный уровень, что привело к антилидерству нашей страны по разводам.
Но, к счастью, доверие только на 5- 20 % предопрелено генетически. Если общественные институты хорошо работают, то доверие растет! Например, суды – работают справедливо, акимы – заботятся о народе, Парламент – отражает желания избирателей и так далее….
Верхний слой – законы, институты, правила, механизмы – должны соответствовать нижнему слою – Культуре конкретного народа – в данном случае казахстанцев.
Фактор доверия объясняет и такой тренд, как рост миграции. Статистика говорит о том, что молодежь, получив образование за рубежом, редко стремится вернуться на родину. За время учебы у них меняется культурный код – менталитет и ценности. В итоге то, что они встречают здесь, их уже не устраивает: трайболизм, не соблюдение договоров, не обязательность и так далее.
К тому же, анализ показывает, что обществу не хватает образа будущего той страны, в которой они живут.
Преодоление «эффекта колеи»
британский статистик Аугуст Мэдисон в 1991 году выявил два вида траектории экономического роста. Из исследованных им 200 стран, всего 30 демонстрируют небольшой, но устойчивый и длительный рост, а 170 стран то падают вниз, то восстанавливают рост. Среди них и Казахстан.
Всего пять стран преодолели эту колею: Япония, Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Гонконг. В 2011 году Александр Аузан, математик-экономист, предположил, что это связано с пятью факторами:
— Рост ценностей Самовыражения
— Рост Индивидуализма
— Снижение дистанции власти
— Долгосрочное планирование
Несколькими годами раньше, в 2009 году, вышла книга «Насилие и социальные порядки», где проанализирован секрет устойчивого развития США, Англии и Франции. Вот как они выглядят:
— Элиты создают законы для себя, распространяя их на других
— Коммерческие, политические и некоммерческие организации переживают своих создателей
— Элиты совместно осуществляют контроль над инструментами насилия (военные, прокуратура, суды, полиция)
Как же это выглядит в Казахстане?
— Элиты создают законы для других и исключения для себя
— Коммерческие, политические и некоммерческие организации создаются вокруг персон и умирают вместе с ними
— Инструменты насилия распределены между группами элит
Собственно, эти факторы и должны обсуждаться в рамках широкой общественной дискуссии вокруг нового Общественного договора, о котором говорит и президент, и общество.
Иллюстрация на обложке из открытых источников.
2 Комментария
Токаеву надо перестать приближаться к народу, самый простой способ улучшить положение в обществе это дать людям возможность выбирать. Любой гос орган должен быть избираемым, только тогда положение в стране начнёт меняться и меняться в лучшую сторону!
У страны нет цели. Мы — общество компромиссов и только реагируем на последствия. Посмотрите на правительство — ни планов, ни программ. Поэтому мы не интересны окружающему миру. Надо это изменить. Надежда только на новое амбициозное поколение.