Максим Золотухин: Мой город мне другим не заменить…
Фотографа Максима Золотухина без преувеличения можно смело назвать «летописцем» Алматы. Уже 20 лет он без устали снимает на фотокамеру все оттенки Южной столицы Казахстана. Лауреат многих международных конкурсов, сегодня он – свободный фотограф, влюбленный в свой город.
Снимать я начал в школе. Первый фотоаппарат я собрал своими руками. Потом мне родители купили легенларную «Смена-8М». В то время печатали всё вручную. У одноклассника отец увлекался фотографией и показал мне как это все делается – как проявляется, печатается. И когда хоть что-то можно было разглядеть, кого-то узнать, это уже считалось, что получилось. Снимал одноклассников, родителей, родственников.
Снимать город появилось желание позже, когда я учился в КАЗГУ на факультете журналистики. У меня тогда уже был «Зенит» и на производственной практике в газете «Огни Алатау» оказалось, что все фотографы были в командировке. И мне сказали: «У тебя есть фотоаппарат, иди, сними, может что-то получится». Получилось. Сам не знаю – как. Поставили на первую полосу. На следующий день сделал еще материал и снова – первая полоса.
И я стал больше внимание уделять фотографии. Фотографировал однокурсников, понемногу стал пытаться снимать для газет. Писал информационные заметки и к ним делал иллюстрации. Постепенно стал снимать и для других журналистов. А когда перешел в другую газету, пошел сразу на позицию фотокора.
Профессия журналиста помогла понять, что востребовано, что точно опубликуют. Но писать я бросил. Тексты — это сидение за столом, а я не усидчивый. Гораздо интересней в три-четыре места за день сходить, чем брать интервью, расшифровывать, ждать утверждения…
Город я стал снимать, когда делал иллюстрации к публикациям на урбанистическую тему. Постепенно стал нарабатывать архив. Со временем я решил уходить из прессы и сосредоточиться на фотографии. Я бродил по нашим пригоркам, поднимался на крыши зданий, несколько раз снимал город с вертолета…
И вот появились соцсети и оказалось, что алматинцам нравятся фото своего города. И я стал снимать даже не сам мегаполис, а его атмосферу. Вот прошел дождь, вот красивые облака, вот какие-то световые линии — радуга или гроза. Я поставил перед собой планку – добиться того, чтобы каждая фотография заняла достойное место в альбоме, могла стать его визитной карточкой…
Бывают фотографии относительно красивые, красивые, невероятно красивые, а есть те, которые нравятся мне. Вот последнее стало для меня определяющим критерием, когда я задаю себе вопрос: захотел бы я, или мои друзья повесить это фото на стену? Я отслеживаю реакцию друзей, людей в соцсетях. Понимаю – это хит получился, повезло – пять лет ходил на крышу снимать и тут совпало – облака по небу, птичка эффектно пролетела, фонарик зажегся. И уже понятно – чем больше символов в кадре, тем этот кадр будет более успешен.
Истории с воровством фото, к сожалению, часты и продолжаются каждый день. И воруют в основном не из социальных сетей, где я пишу, что фото защищено авторским правом. Это происходит, когда организация, которая приобрела фото, публикует её. А потом кто-то по тегу: «Алматы», находит фото и берут, даже не указав авторство. И с этим, естественно, приходится бороться.
Я вырос в центре Алматы и люблю бродить здесь по улицам, где у меня много любимых мест, но новостройки меня не вдохновляют. Эстетика разрушающихся зданий не нравится. Их снимать я не люблю. И во время январских событий я тоже не снимал, ни вовремя, не после.
Одно из самых любимых мест в городе – Вознесенский собор. Его я чаще других городских объектов снимаю. Мне просто это нравится делать каждый раз, когда я хожу мимо, а я хожу мимо каждый день. Он уникален, входит в сто самых интересных зданий мира, как самый высокий православный деревянный собор из сохранившихся.
Комментариев пока нет