Медиапространству Казахстана нужна революция
Существует важный вызов, требующий реагирования со стороны власти. Это углубляющаяся деградация сферы информационной политики государства. Если несколько лет назад можно было говорить о растущем отставании системы государственных СМИ и инфраструктуры распространения массовой информации в Казахстане (на 10-15 лет), то сегодня следует сделать вывод уже о ее несовместимости с современными технологическими тенденциями. Она настолько архаична, что уже не может быть реформирована, а попросту подлежит замене.
Модель управления медийными процессами, в том числе системой государственных СМИ, была сформирована еще в 1990-е годы при тогдашнем министре информации Алтынбеке Сарсенбаеве и с той поры не испытала существенных трансформаций. В тот момент ее стержневым элементом стало внедрение государственного информационного заказа, что стало полезной инновацией, поскольку она носила рыночный характер. В то же время сохранилась и нерыночная практика – прямое бюджетное финансирование ключевых государственных СМИ.
Новая попытка была предпринята в конце 2000-х годов путем создания холдинга «Арна Медиа», который сумел добиться внедрения необходимых корпоративных процедур и некоторых структурных изменений, что позитивно сказалось на качестве управления медийными активами государства.
Другим шагом стало создание Казмедиацентра в начале 2010-х годов. Изначально идея такого центра была продиктована необходимостью внедрения цифрового телевидения, в процессе которого высвобождается большой частотный ресурс, и Казмедиацентр мог бы стать единой производственно-технологической платформой для десятков новых и небольших телекомпаний, создающих самый разнообразный контент без финансово-емких затрат на дорогостоящее оборудование. Однако Мининформ решил примитивизировать идею, и центр стал обслуживать телекомпании «Хабар» и «Қазақстан», и так имевших приличную техническую базу. Это сузило возможности для ключевого шага – перехода от цифровизации к цифровой перестройке телепространства страны.
Между тем за прошедшие годы в мире произошли грандиозные изменения, которые требуют фундаментального переосмысления принципов работы медийной сферы и делают цифровую перестройку неизбежной.
Во-первых, произошла стремительная трансформация системы распространения телевизионного сигнала, проявившаяся в преобладающем росте IPTV (интернет-вещания) за счет долей эфирного, кабельного и спутникового вещания. Аналоговое эфирное вещание практически сведено к нулю. Благодаря IPTV зритель получил возможность просмотра не просто в программной сетке вещания (линейное ТВ), но и отложенного просмотра (catchup), видео по запросу (VoD), а также доступа к всевозможным дополнительным сервисам.
Во-вторых, началось стирание граней между новыми медийными отраслями и телевидением, повлекшее кризис и сокращение линейного (как традиционного, так и платного) телевидения. Формат линейного ТВ, под которым понимается прежнее телесмотрение с установленной сеткой вещания быстро утратил конкурентоспособность. Традиционные телеканалы уже бы обанкротились, если бы не значительная государственная поддержка.
В-третьих, началось бурное развитие технологии ОТТ («Over the top», разновидность IPTV), не привязанной к сети оператора и предоставляющей сервис зрителям напрямую через собственные интернет-приложения. Технология ОТТ активно стартовала ближе к 2010 году, но согласно обнародованным данным, уже в 2016 году 80 процентов молодежи развитых стран подписывалось только на ОТТ-сервисы.
В-четвертых, произошли качественные изменения медиапотребления,такие как фактор кросс-платформенности (возможность просмотра одного и того же контента с любого устройства: телевизор / смартТВ / компьютер / планшет / смартфон), таргетирование аудитории через расцвет нишевых каналов, возникновение персонализированного контента, учитывающего вкусы, интересы и даже настроения потребителей, а также формирование полноценных экосистем, меняющих принципы взаимодействия медиа с клиентами и предлагающих пользователям всеобъемлющие интернет-сервисы, включая медийный контент.
Теперь стоимость медийных активов определяется не физическими параметрами (программные продукты, оборудование, транспортные сети, здания и т.д.), а наличием виртуальной платформы,которая благодаря инновационному программному обеспечению предоставляет объединенный контент или услуги, привлекательные для клиентов и способные к монетизации. Примеры: Facebook является крупнейшей медиа-компанией, но не производит никакого контента, Airbnb, будучи крупнейшим поставщиком жилья, не владеет недвижимостью.
Из сказанного следует, что государство уже много лет тратит деньги «не по адресу», инвестируя значительные по меркам РК бюджетные средства на производство контента и его распространение влинейных средах. В действительности же государственные телеканалы сегодня конкурируют не между собой, не с независимыми телеканалами и даже не с российскими, а с глобальными медийными структурами в лице интернет-гигантов. По данным Internews, в Казахстане с 2019 по 2023 год просмотр телевизионного контента через Интернет вырос с 20 до 79 процентов. При этом онлайн источники составляют 57 процентов медиапотребления, то есть традиционные телеканалы сохранились в основном на селе, где скорость Интернета ниже, чем в городах.
Пространство, в котором может осуществляться государственная информационная политика, стремительно сузилось как шагреневая кожа. Стало даже непонятно, как оценивать эффективность вложений в работу государственных СМИ? Где выход? Каким может быть образ будущего для успешного госинформполитики в Казахстане?
Он видится в создании национальной медийной экосистемы,функционирующей на новой стратегии, операциях и технологиях. Разработка такой «экосистемы мега-медиа-маркета» сама по себе представляет собой масштабную и креативную проблему, с какой еще медийно-коммуникационный сектор Казахстана еще не сталкивался.
Но понятно, что это многосоставная задача, предполагающая разработку инновационного софта, интеграцию в одном организме структур по производству контента, его агрегации, распространению и коммерциализации, выработку эффективной бизнес-модели, внедрение новых сервисов.
Ни одна из действующих организаций, входящих в систему Министерства информации, самостоятельно с этой задачей не справится,поскольку речь идет о создании интегрированной структуры. Логика момента диктует, чтобы это была новая компания, и в нее вошли основные государственные активы:
– государственные телеканалы – производство контента (обязательно с акцентом на развитие форматов, актуальных для будущего),
– Казтелерадио – создание интегрированной платформы, доставляющей контент до конечного зрителя, и операционное управление ею (имеет опыт работы со спутниковой платформой ОТАУ-ТВ),
– Казмедиацентр – создание технологии и предоставление облачных услуг по ОТТ, а также других услуг.
На создание и раскрутку платформы, ее техническое оснащение, воспитание новых технических и творческих кадров, способных эффективно работать в новой среде, в реалиях Казахстана нужно несколько лет в зависимости от активности и количества выделенных средств. Вложения нужны не столь большие по сравнению с годовым бюджетом Казмедиацентра, Казтелерадио и государственных телеканалов.
Успешная реализация данного проекта будет означать создание конкурентоспособной в локальном измерении – в масштабах Казахстана – медийной платформы, позволяющей отстоять информационный суверенитет.
Решение этой главной задачи позволит попутно реализовать и другие важные цели. Будет расширена сфера для создания отечественного контента во всем его многообразии (музеи, театры, спортивные клубы и федерации, образовательные учреждения, профессиональные сообщества, известные видеоблогеры и т.д. смогут создавать и продвигать свои каналы в рамках ОТТ платформы. Следует ожидать повышения качества и конкурентоспособности казахстанского ТВ (в том числе казахскоязычного контента), телеканалы усовершенствуют версии своих программ для показа в Интернете. Накопленный казахстанский контент станет технически доступным, для этого нужно каталогизировать и объединить все архивы медиа в единый реестр с возможностью доступа к нему.
На этой привлекательной платформе смогут работать как государственные онлайн-ресурсы, так и независимые, в том числе отечественные социальные сети и онлайн-магазины. Платные услуги могут оказываться как частным, так и госструктурам, будет организована прозрачная работающая система с правами на контент для показа в Интернете, внедрены работающие технологии обратной связи и оценки, которые в случае с ОТТ технологически встроены в саму систему. ОТТ платформа может стать эффективным средством продвижения позиции Казахстана за пределами страны.
Такой проект позволит обеспечить возврат средств и прибыльность, а значит, и привлечь частные казахстанские инвестиции.
Работа платформы должна строиться на новых организационных принципах, нужно применить новые методы оценки эффективности вложений в данную программу, свой набор ключевых показателей, чтобы успешно реагировать на глобальные изменения, произошедшие в мире.
Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.