Международные рейтинги: Казахстану не удаётся дотянуться до плановых показателей
Власти Казахстана учитывают международные рейтинги. Но до плановых показателей дотянуть не удаётся, передает Exclusive.kz со ссылкой на finprom.kz.
Успешное развитие страны напрямую зависит от построения справедливого правового государства. То, как Казахстан справляется с этой задачей, отражается в международных рейтингах. Власти Казахстана относятся к ним серьёзно — некоторые даже включили в Национальный план развития РК до 2025 года в качестве индикаторов достижения общенационального приоритета «Справедливое и эффективное государство на защите интересов граждан».
Однако, несмотря на интерес к рейтингам, формирующим имидж страны на мировой арене, в Казахстане едва ли усердно занимаются их повышением, если вообще занимаются.
Один из этих рейтингов — индекс верховенства закона, который ежегодно составляется международной организацией The World Justice Project (WJP). Среди основных принципов верховенства права — разделение властей, защита личной свободы и личного достоинства.
Индекс ранжирует страны в соответствии с их достижениями в формировании среды, основанной на наличии законодательства, защищающего права граждан. На основе результатов по каждому показателю рассчитывается итоговая оценка страны в диапазоне от 0 до 1, где 1 означает самый высокий уровень соблюдения верховенства закона, а 0 — самый низкий.
По итогам 2021 года Казахстан поднялся на три позиции в глобальном рейтинге верховенства права, заняв 66-е место из 139 стран и юрисдикций мира, сообщает WJP в отчёте за 2021 год. Республика расположилась по соседству с двумя африканскими странами — Малави и Тунисом.
Однако последние три года индекс Казахстана не растёт и находится строго на уровне 0,52 (максимальная оценка). Судя по всему, на то, что республика поднялась на три позиции в глобальном рейтинге, повлияли изменения в показателях других стран, уступивших место Казахстану. До периода стагнации (2019–2021 годы) рост показателя также был едва заметным и никогда не увеличивался более чем на одну десятую за год.
Согласно Нацплану, ожидаемый показатель в 2021 году должен был составлять 0,53, однако достичь его не удалось. В отчёте за 2021 год на официальном сайте МНЭ РК это объясняется тем, что на итоги оценки за отчётный период существенное влияние оказала пандемия COVID-19, когда социально-экономические факторы якобы отрицательно повлияли на уровень доступа населения к фундаментальным правам человека.
Среди 14 стран региона Восточной Европы и Центральной Азии Казахстан занимает 4-е место по этому показателю; среди 40 стран с уровнем дохода выше среднего — 17-е место.
Индекс верховенства права рассчитывается на основе восьми контрольных показателей: ограничения полномочий институтов власти, отсутствия коррупции, порядка и безопасности, защиты основных прав, прозрачности институтов власти, нормативно-правового обеспечения, гражданского правосудия, уголовного правосудия. По итогам 2021 года, больше всего Казахстан преуспел в категории порядка и безопасности.
Этот фактор измеряет, насколько хорошо общество обеспечивает безопасность людей и имущества. Однако отчёт был подготовлен в октябре прошлого года и по этой причине не учитывал беспорядки января 2022 года, которые начались после внезапного скачка цен на сжиженный природный газ и закончились многочисленными арестами и убийствами. Эти события считаются одними из самых трагических в новейшей истории Казахстана. Вполне вероятно, что в следующем отчёте, в конце 2022 года, Казахстан в категории порядка и безопасности потеряет свои позиции.
Кроме того, именно эта категория — одна из двух, по которым Казахстан превышает среднемировой показатель, правда, всего на 0,01. Второй категорией стало гражданское право. К концу 2021 года индекс Казахстана достиг 0,62, по сравнению со среднемировым показателем в 0,55.
Самые низкие показатели у Казахстана в области ограничения полномочий институтов власти (0,43), уголовного правосудия (0,45) и защиты основных прав (0,45).
Вторым важным показателем, который власти теоретически должны учитывать при построении эффективного и справедливого государства, считается Индекс общественного мнения и подотчетности органов государственной власти (Voice and Accountability), составленный Всемирным банком. Доступ к информации и возможность сообщать и комментировать вопросы, представляющие интерес для местного населения, признаны важнейшими факторами, способствующими расширению прав и возможностей населения и подотчётности власти обществу.
Индекс оценивает состояние страны по шкале от 0 до 100. С 2010-го по 2020 год индекс Казахстана практически не менялся, ровно за десятилетие он вырос всего на 1,7. В Национальном плане Казахстан планировал увеличить этот показатель до 20 к концу 2021 года. Как обстоят дела, пока неизвестно, поскольку рейтинг будет опубликован только в сентябре этого года.
Впрочем, предыдущие данные ставят под сомнение достижение и этого показателя. Так, с 2018 года индекс общественного мнения и подотчётности правительства, хотя и продолжал непрерывно расти, ни разу не показал прирост более чем на 1,5 пункта.
Третий стратегический показатель общенационального приоритета «Справедливое и эффективное государство на защите интересов граждан» — Глобальный индекс конкурентоспособности Всемирного экономического форума. В 2021 году рейтинг не составлялся (в планах для Казахстана было достичь 61-го места). В связи с пандемией COVID-19 отчёт ВЭФ перенесён на 2023 год.
Фото: finprom.kz
Комментариев пока нет