Мифическая исконная Русь – версия без исторического фундамента
Современной российской историографией срочно и резко ретушируется донельзя скомпрометированная история небывалого и самостоятельного подъема Москвы после Куликовской битвы. Вместо нее усиленно тиражируется новая. Вкратце она выглядит так: Орду дотла разгромил Тимур, и потому поднялась Москва.
Версия если не примитивная, то чересчур упрощенная. Тем не менее, рассмотрим ее, тем более, что она накладывается на госдумскую концепцию некоей «южной Сибири» и даже «исконной святой Руси» в Казахстане. Например, товарищ Гундяев, он же патриарх Московский Кирилл, назвал Казахстан «территорией исторической Руси»! Соизмерим историю Тимура и «казахстанской Руси» на фоне тюркских трагедий двух нашествий Тамерлана на Дешт-и-Кыпчак.
Гибель Кыпчакской степи: от Тюркской Сибири до Крыма
Тамерлан (по версии нынешних российских идеологов, невольно способствовавший поднятию Москвы), в ходе первого нашествия 1391 года на своем пути от Сырдарьи на север уничтожал тюркский мусульманский Дешт-и-Кыпчак и дошел до шибанидских улусов Сибири. Он разгромил их дотла, но никакой православной «южной Сибири» там не нашел.
Под Тобольском он увидел тюркский город Сибирь (Кашлык, Искер) – столицу тайбугинского княжества Туран. Далее он повернул в сторону нынешних Павлодара и Костаная, и всё стер там в такую «пыль истории», что при СССР там ничего и не искали. И только в 2019 году, в местности Кызыл-Оба Уалихановского района, на стыке нынешних Павлодарской и Североказахстанской областей, нашли остатки городища эпохи Золотой орды: только мусульманские мазары. Список уничтоженных Тимуром тюркских городов Северного Казахстана можно найти в книге «Города Золотой Орды и некоторые вопросы экономической географии государства. Северный Казахстан и Западная Сибирь» В.Л. Егорова.
Далее Тимур двинул в сторону современной Самарской области, разгромил Тохтамыша и подверг погрому левобережное Поволжье. Ни в сражении на самарской реке Кондурча, ни в геноциде тюркской Сибири и казахстанской Степи ни одно лицо «русской национальности» не пострадало за отсутствием таковых.
Кстати, на тот исторический момент не существовал и сам этнополитический термин «русские». А это автоматически отрицает наличие каких-либо «исконных» земель в Сибири. О таких исконных землях не ведал не то что москвитянин Иван Ужасный, но и Петр Первый, активно посылавшие войска в чуждые пределы.
Само понятие «южная Сибирь» тоже не существовало в политическом смысле. Тюркская геополитика была другой: правила Золотая Орда, от нее легитимность получал Северный шибанский Дешт и сибирские княжества. То есть была иерархия: ханы Великой степи, вассальные им шибанидские султаны и совсем уж вассальные обеим джучидским династиям сибирские князья Тайбугиды (Тайбугины) и их кыпчакские народы. И все они говорили на кыпчакском языке. В перечне владельцев той Сибири не было московских вассалов.
В ходе второго нашествия 1395 года Тамерлан провел геноцид народов Кавказа, Кубани, Крыма, Поволжья. При перечислении жертв геноцида русскоговорящих также нет. Молох прокатился над Ордынской Гардарикой. Согласно сведениям Эвлии Челеби, «…во всех концах Дешт-и-Кыпчака имелось 170 крупных городов. Все упомянутые города разрушил могучий Тимур-хан». По Ибн Арабшаху, «полчища Тимура разбрелись по владениям Дештским… Передовые войска его дошли до Азака и он разрушил Сарай, Сарайчук, Хаджитархан и (все) эти края».
Ни один великорусский город не пострадал за отсутствием таковых от Крыма до Сибири. Хотя в московских хронологиях упоминается разгромленный Тимуром «русский» город Елец, но этот же город почему-то называется Низам ад-дином Шами простым тюркским словом «Карасу»…
Ислам в Кыпчакской степи
А теперь вопрос к патриарху Кириллу – а как же вдруг стали «исконно православными» все эти земли?! Ответ будет коротким – никогда они не были исконно православными.
Это земли коренных кыпчакских народов Орды, добровольно принявших исламскую религию. Золотая Орда является землей ислама — «Дар аль-ислам». Это установление ханафитского мазхаба имама Абу Ханифа (699-767 гг.), которого придерживаются потомки Кыпчакской Орды.
Согласно установлению имама ас-Сархаси, Казахстан – это «Исламская земля — это название местности, которая принадлежит мусульманам, а признаком этому (что земля принадлежит мусульманам) является то, что они находятся на ней в безопасности». В целом современная ханафитская правовая школа считает, что «Дар аль-Ислам» – это страна с большинством мусульман и где в целом соблюдаются исламские нормы. А а является ли Казахстан и его предшественница Орда исконно мусульманской епархией?! И ответ положительный, причем задолго до правления Узбек-хана (1313-1341 гг.). Кстати, он и предоставил шибанидам – детям пятого сына Джучи – владения в Сибири. И все они были мусульманами.
Исповедование ислама тюрками началось тогда, когда о Москве и ее патриархе никто и не слышал. В 922 году волжские булгары при йылтываре (балтаваре, царе) Алмуше (Альмасе, Алмасе) приняли ислам как государственную религию былого каганата и стали мусульманским царством. Что интересно – хазары и входившие в состав Хазарского каганата булгары в период с 717 по 737 год отбились от арабской экспансии. А спустя 200 лет поволжские тюрки добровольно приняли ислам. (Не забываем, что Поволжье, Урал и Жаикская Степь составляли единое политическое целое, как впоследствии и центральный улус Орды, как и Башкиро-Казахская автономия.)
Практически синхронно с булгарами ислам был принят и в Южном Казахстане. Начало тюркскому исламу было положено войной с арабами, в которых тюрки отбились от религиозной экспансии. Но затем произошла Таласская (Атлахская) битва 751 года от рождества Христова, двойное наименование которой связано с тем, что она имело место между двумя тюркскими городами Тараз (Талас) и Атлах. С одной стороны, в ней участвовали арабские войска Зияда ибн Салиха, частью набранные в Иране, а частью – в Самарканде из согдийцев и тюрков. Затем в битву на стороне арабов вмешались карлукские и тюргешские тюрки. Эта интернационализация конфликта стала моментом выбора для тюрков. Арабам противостояли войска Танской империи табгачского (некитайского) происхождения с китайской пехотой и, с несомненно, тюркской кавалерией под предводительством принцев Ашина. Командовал армией Гао Сяньчжи — танский военачальник корейского происхождения. Он был сыном Ко Саге, генерала царства Когурё (от имени которого произошло название Корея).
Оба полководца были захватчиками, поэтому за битвой интервентов тюрки могли бы наблюдать «с вершины холма». Но случилось то, что перед этим Гао Сяньчжи в 750 году заключил мирный договор с царством Ши (Ташкент), а затем неожиданно напал и устроил разгром Ташкента, что даже в китайской литературе событие было охарактеризовано словами – «там, где китайцы были прокляты»!
И потому карлуки вступили в битву на стороне арабов и наголову разбили войско Танской империи. Обессиленные арабы и танцы ушли каждый в свою сторону. А собственная страна осталась тюркам. Но был задан новый культурно-цивилизационный вектор развития – происламский и антикитайский. Тем не менее, массовое принятие ислама тюрками произошло только спустя 200 лет. Те же 200 лет, как и у волжских булгар. Видимо, нужно было время, чтобы сгладилась память войн с арабами и столкновений с новообращенными мусульманами Средней Азии?! Итак, в 960 году преемники карлуков – караханиды и двести тысяч шатров тюрков – приняли ислам. И что важно, хаканийская династия способствовала переводу на тюркский язык Тафсира!
На примере двух древних народов мы видим параллельный феномен на разных окраинах Тюркской Ойкумены. Подробнее о других великих, но парадоксальных дуализмах истории и культуры – в книге «Алтайская звезда».
Тюркская Евразия приняла ислам. И все кыпчаки (а в те времена языковое деление на булгар и огузов, на кыпчаков и карлуков было не столь отчетливым, впрочем, и сейчас все тюрки понимают друг друга без переводчиков) вошли в ханафитский мазхаб, а не в православие. Кыпчакская Степь от Крыма и Кавказа до Сибири и Семиречья была исламской. Вся эта страна называлась Дешт-и-Кыпчак, то есть Земля кыпчаков.
Кыпчакские земли от края до края
Все вышеуказанные земли со времен хунну и гуннов были достоверно заселены тюрками, они были обустроены древнетюркскими каганатами и застроены тюркскими городами. Все они входили в Кыпчакскую Золотую орду. И поныне эти земли принадлежат тюркам кыпчакского корня. Напомним, что потомками Великой Кыпчакской орды является много братских народов. Среди законных наследников Золотой орды – польские и литовские татары, гагаузы, караимы, крымские татары, ногайцы, карачаевцы, балкарцы, кумыки, частично азербайджанцы Дербента и Терекямя, карагаши Астрахани, чуваши, казанские татары, мишаре, нагайбаки, башкиры, сибирские татары, алтайцы, казахи, каракалпаки, узбеки-шайбаниды…
И если кто-то всерьез возьмется оспаривать, что эти тюркские народы не являются коренными на кыпчакских землях, то предлагаю ознакомиться с дореволюционными царскими и даже советскими энциклопедиями. Они в один голос говорят о том, что коренные народы «утверждались в стране с незапамятных времен, а не переселялись в нее из какой-либо другой страны». А вот документы Организации Объединенных наций: «Коренное население — это коренные общины, народности и нации, сохраняющие историческую преемственность с обществами, которые существовали до вторжения завоевателей и введения колониальной системы и развивались на своих собственных территориях». И, наконец, Международная конвенция о коренных народах от 27 июня 1989 года: народы «рассматриваются как коренные ввиду того, что они являются потомками тех, кто населял страну или географическую область … в период ее завоевания или колонизации». За этими народами «признаются права собственности и владения на земли, которые они традиционно занимают».
Казахская земля
Казахская земля обширна и обильна. Она никогда не была бесхозной. На эти земли тюркские роды и их улусные предводители получали ярлыки великого хана. Например, Сибирь была улусным владением потомков пятого сына Джучи – шибанидов и потомков Тогрул-хана – князей тайбугидов. Кстати, многими исследователями Кучум-хан считается потомком казахской ветви шибанидов. И вся эта земля была расписана без участия московских князей.
Кстати, статус Москвы в те времена не превышал статус сибирских князей – они были «под-улусом», то есть буквально находились под властью одного из улусов Орды. Итак, собственно Сибирь была княжеством – «под-улусом». Она была патронатным владением Северного Дешта (Казахстана). Поэтому вкратце об этом Деште. Северный Казахстан был земельным доменом Орда-Ежена, а затем – детей Шибана.
Степь самим Всевышним предназначена для скотоводства, но кочевание никогда не было хаотичным. Каждый маршрут был родовой собственностью, в степи не было бесхозных зимовок, а каждый колодец был расписан по родам. И это подтверждают рапорты-донесения, служебные и этнографические записки русских путешественников-агентов. А карты царской колонизации и волостного деления детализируют земельные владения родов по всему Казахстану от края и до края.
И хотя казахи относительно молоды как нация, но никак не моложе соседей. Как народ казахи образовались после развала Золотой орды, а как нация – после искусственного развала тюрко-мусульманского суперэтноса Центральной Азии.
Казахская нация образовалась, как и все другие тюркские нации СССР, после так называемого «национально-государственного размежевания», а по сути, искусственного разделения единого тюрко-мусульманского суперэтноса.
Этот суперэтнос исповедовал одну религию и говорил на одном языке с другими тюрками от Кашгара до Стамбула. О его фактическом единстве свидетельствует единовременное восстание тюрков в 1916 году. Единство подтверждает создание тюркскими патриотами Башкиро-Казахской автономии, общетюркской Кокандской автономии. И в подтверждение этого единства даже тюркские национал-большевики попытались создать единую Тюркскую республику от Оренбурга до Самарканда. Они планировали создать даже отдельную тюркскую армию. Но имперские большевики из московского центра понимали, чем грозит такое единство, и провели реформу единого тюркского алфавита с его разделением на отдельные азбуки. А пантюркисты и национал-большевики были отстранены от дел, а затем уничтожены.
Но кыпчакская земля и кыпчакская кровь помнит всё. Из-за советской реформы алфавитов современные тюркские языки имеют разную грамматику. Но знание любого тюркского языка по-прежнему является пропуском в Единый Тюркский мир, где наши народы общаются без переводчиков и без словарей.
PS. Продолжение статей цикла «Русь и Нерусь» проекта «Turanian» следует …
4 Комментариев
Ханство Орыс на территории современной Украины было одним из 40 ханств Турана, как и Казахское ханство — еще при Валдайском леднике. С началом таяния ледника орысы, как и казахи, обрели трехарысовое внутреннее построение. Если при сплошном леднике орысы концентрировались у Киева, а севернее и северовосточнее была тундра с редким населением, а от Смоленска, Орши и Валдая на север шел лед толщиной до 3 км, то с освобождением земель от льда и потеплением в прежней тундре пошло увеличение населения. Тогда осваивавшие две новые группы земель браты назвались ак орыс (бела русь), а ушедшие дальше улык орыс (велик орыс). А оставшийся по обычаю младший братан так и назвался бала орысом (малый рус). В годы Валдайского ледника часть ЗапСибири тоже была подо льдом, потому восток казстепи был под тундрой, под водами, болотами и редко населен. И казах концентрировался в основном на западе своей степи. С потеплением и подсыханием востока степи пошло увеличение населения и произошло утроенное построение народа: ак арыс (улык жуз), жан арыс (орта жуз) и бек арыс (малый жуз). Орысам не повезло — слишком рядом к Риму жили, потеряли язык, как и булгары — о чьем переизменении более широко известно. А с 18 века приглашенные царями немецкие профессора написали историю орысов по заготовкам Ватикана и с тех пор, читая историю, молятся на Миллеров, Шлецеров и прочих. Патриотов, пытавшихся препятствовать переиначиванию истории, безжалостно уничтожали, самый известный Ломоносов — прочтите «За что Ломоносова приговорили к смертной казни» в Интернете. Гумилев писал, что история есть описание собственных предков и ему не утвердили защиту степени доктора ист.наук. Но ему повезло, хотя посидел и не стал академиком. А про Русь его труды исчезли, он бузить не стал — жизнь сохранил. Так и несколько книг М.Ж.Копеева исчезли после сдачи в типографию, как и у Маргулана кое что — не стали бузить, жить остались. С.Аманжолову пришлось через 6 дней после написания книги «Вопросы диалектологии и истории казахского языка» умереть, т.к. он академически попробовал написать то, что я в двух словах здесь вам написал. Надо же, стал описывать развитие каз.языка с первобытных времен, тогда как большевики ясно указали 15 век, когда данный народ уже в готовом виде спрыгнул с Марса, а орысы с 9 века. А у С.Аманжолова и у русских язык развивался с первобытнейших эпох!.. И, как ученый стал приводить факты… Но бысто утихомирили, а на следующий год издали обтесанный труд под его именем. Как и у Ломоносова — исправили и издали Миллер с Шлецером.
Кто-то скажет: «Ну, такое, если что-то и было, так можно ж щас написать историю так, как было в реальности»!.. Увы, летом 2013г. куча каз.ученых готовила текст нового учебника истории — осенью раб.группу разогнали, а курировавшего процесс написания госсекретаря Тажина в начале 2014-о послом отправили подальше. Я помню, какую-то статью в «Казакии» писал, называлась вроде «Кто боится казахской истории»?.. Интересно, как и кто пишет сейчас новый учебник базовый, год-то кончается?..
На память не помню, но не меньше десятка казахских (тюркских) племён имеют в себе род орыс и могу точно сказать, что русские были тюркоязычны. Сейчас гром оваций, увы — упрёков посыпется!.. Чтобы не томить дальше читателя, скажу, что к такому выводу пришел сам… Взялся проверять, оказывается, Америки не открыл и о тюркском корне такого великого народа есть тучи источников. Вот, есть книга академического ученого Ю.Н.Дроздова «Тюркоязычный период европейской истории» в Интернете — скачайте. На стр. 455: «новгородские словене были смешанным народом, предками которых были тюркоязычные русы и славяноязычные племена, мигрировавшие из Далмации через Среднеевропейскую территорию». И т.д. — не переписывать же всю 600-страничную книгу. Там Дроздов Ю.Н. приводит мильон источников — лучше вам самим прочесть. Вот англичане же чтут короля Артура и его двенадцать рыцарей круглого стола, не скрывая, что они сарматы, чьи предки с казахской реки Илек, что в Актюбинской области РК. Предки отца германцев Одина тоже с Тюркланда и об этом прямо пишут в саге об Инглингах. А наши братаны (в моём племени как раз род орыс есть!) всё читают немецкие сказки Миллеров и Шлецеров о нехороших пешенегах, забыв о том, что в1242г. на Чудском озере выбивали лыцарей кыпшаки, родичи матери Александра Невского. Провокаторов не надо слушать, войны надо кончать и учиться радоваться Солнцу. Всем людям на планете Земля.
Достойный и обоснованный ответ на выпады «псевдо историков» и политиканов северного соседа!!!! Заслуживают внимания и комментарии Төреғали Казиева. Жаль, что содержание материала не дойдет до ушей и мозгов россиян.