English version

Мифологический бред о старом и новом Казахстане

Политика — 8 июля 2025 10:00
0 -1

Статья депутата Ермурата Бапи «МИФОЛОГИЧЕСКИЙ БРЕД О СТАРОМ И НОВОМ КАЗАХСТАНЕ» вызвала неоднозначную реакцию казахоязычном пространстве. Учитывая это, exclusive.kz решил представить материал и для русскоязычной аудитории. Тем более, что ее автор – самый известный представитель оппозиционного спектра.

«Некоторые лица позволяют себе утверждать, что «Новый Казахстан» – это всего лишь вывеска, не имеющая ничего общего с реальными переменами, и что он ничем не отличается от так называемого «Старого Казахстана».

Во-первых, само противопоставление «Старого» и «Нового» Казахстана – манипуляция. Страна не начинала путь с нуля. Народ никуда не исчез, никто не переселился. Казахстан – на месте, с тем же населением. Но поменялись эпоха и принципы.

Закончилась эра архаичной, прогнившей системы, где личные интересы стояли выше государственных. И Токаев, как человек, досконально знающий эту систему изнутри, абсолютно ясно понимает: без внутренней трансформации, без переосмысления ценностей и приоритетов – ни нация, ни государство не изменятся.

Так что же такое «Новый Казахстан»? Это точно не слепой демонтаж госаппарата и не замена всех кадров – независимо от их опыта и добросовестности. Речь не идёт о тотальной чистке. Тысячи госслужащих – это такие же граждане Казахстана, как и все. Многие из них честно исполняли свои обязанности и не имели никакого отношения к коррупции, процветавшей в верхах. Их знания и профессионализм по-прежнему нужны. Суть «Нового Казахстана» – в институциональной трансформации и отказе от принципов, породивших культуру безответственности, круговой поруки и концентрации власти в одних руках.

«Новый Казахстан», как говорит сам Токаев, должен обрести конкретную, реалистичную форму – «Справедливого Казахстана». Президент дал понять предельно ясно: хватит жить по инерции, пора извлекать уроки из провалов прежней системы, менять мышление и брать на себя ответственность. Строительство Справедливого Казахстана – не чужая обязанность, а наш общий долг. Это не абстрактный лозунг, а требование времени.

Но кому выгодно искажать эту идею, превращать её в повод для недоверия, для раскола и саботажа? Кто пытается девальвировать её в глазах народа? Что же такое «Справедливый Казахстан»? Принцип справедливого государства – не заимствованная конструкция, а часть нашей национальной традиции. Ещё Асан Кайгы говорил об этом. Аль-Фараби описывал суть и форму справедливого строя. Тауке хан реализовал этот принцип через систему права «Жеті Жарғы». А позднее лидеры Алаш мечтали заложить фундамент именно такого, справедливого государства. Поэтому идеи справедливости близки и созвучны нашему обществу.

И сегодня государство не ограничивается риторикой – оно уже реализует ряд системных перемен в рамках этой концепции. И отрицать это – значит сознательно закрывать глаза на очевидное.

Одно из важнейших достижений – демонтаж ключевых институтов прежней системы, и прежде всего изменение самого подхода к управлению страной. Покончено с тридцатилетней практикой, когда власть и богатство были сосредоточены в одних руках и это воспринималось как нечто само собой разумеющееся. Любые попытки оспорить такой «порядок» пресекались.

Трансформация укоренившейся системы началась с жесткого и прямого разговора. Токаев дал понять бенефициарам старой системы – группе олигархов, десятилетиями контролировавших – эпоха вседозволенности завершена. Больше не будет приватизированной власти и недосягаемой элиты. С этого момента и начался настоящий сдвиг, фундамент клановой системы, которая годами держала страну за горло, начал трещать.

Сегодня государственное управление переориентируется на подотчётность, прозрачность и честные правила игры. Законы меняются, общественные отношения переформатируются.

А именно – конституционная реформа 2022 года поставила точку в суперпрезидентской модели правления, перераспределив полномочия между Парламентом и Правительством, создав новые механизмы сдержек и противовесов, и увеличив ответственность этих органов перед народом Казахстана. Парламент получил реальные рычаги влияния на формирование и деятельность правительства, превратившись в полноценный элемент политической системы. Одновременно сократилось количество назначаемых президентом сенаторов с 15 до 10, что усилило представительный характер верхней палаты парламента.

Особое значение имеет введение однократного президентского срока продолжительностью семь лет. Начиная с Токаева, президенты Казахстана смогут избираться только один раз – и только на один срок. Эта норма, закреплённая в Конституции, ставит точку в практике пожизненного правления, ограничивает чрезмерную концентрацию власти в одних руках и открывает путь системной сменяемости элит. Семилетнего срока вполне достаточно, чтобы выполнить обещания, провести реформы и оставить после себя не культ личности, а достойный след в истории страны. Именно поэтому эта мера, я считаю одна из ключевых в политическом курсе Токаева.

Судебно-правовые реформы изменили систему защиты прав граждан сделав ее более доступной и эффективной. Создание Конституционного суда вместо закрытого Конституционного совета открыло гражданам прямой доступ к конституционному правосудию, о чём свидетельствуют более 7 тысяч уже рассмотренных обращений с 2023 года. Расширились полномочия омбудсмена по правам человека, появились его представители в регионах. Отменён статус Елбасы как субъекта права с конституционными гарантиями и неприкосновенностью.

Изменилось и выборное законодательство. Была введена одномандатная система выборов, как результат в ходе последних выборов 30% депутатов Мажилиса, 50% депутатов областных маслихатов, и 100% районных депутатов составили самовыдвиженцы.

Была также введена норма, позволяющая отзывать мандаты депутатов мажилиса и маслихатов, утративших доверие своих избирателей. Это принципиальное новшество, усиливающее влияние общества на власть и подчёркивающее её подотчётность. Кроме того, в избирательные бюллетени вернули графу «против всех» – для тех, кто не готов поддержать ни одного из предложенных кандидатов. Обе меры – шаг к реальной, а не формальной демократии.

Была значительно упрощена процедура регистрации партий, порог достаточности снижен с 20 тысяч до 5 тысяч зарегистрированных членов. Для регистрации филиалов партий в регионах порог достаточности снижен с 600 членов до 200. Более того, для проведения учредительного съезда партии, теперь требуются 700 инициаторов вместо 1 000 ранее.

Одно из ограничений, за которое Казахстан часто критиковали международные организации – высокий барьер для прохождения партий в парламент, который был снижен с 7 до 5 процентов. В результате в нижнюю палату впервые вошли партии, которые раньше вообще не имели там представителей, например, ОСДП и партия «Ауыл» – сегодня у обеих есть собственные фракции. Мажилис теперь представлен шестью парламентскими партиями и 29 депутатами, избранных напрямую народом. Один из них – автор этих строк. Сегодня нижнюю палату Парламента вполне можно назвать политическим отражением гражданского общества.

Благодаря квотам для женщин, людей с инвалидностью и молодёжи, в парламенте постоянно поднимаются вопросы, волнующие самые разные социальные группы. Один из примеров – созданная внутри законодательного органа депутатская группа «Инклюзивный Парламент».

Одно из ключевых политических изменений – переход к прямым выборам акимов сёл и районов. Если раньше сельских акимов спускали сверху, и они подчинялись только властной вертикали, то теперь им приходится получать мандат доверия напрямую от народа. С 2021 года жители более чем 2,5 тысячи сельских округов сами избрали своих акимов. В 2023 году в пилотном режиме начались выборы акимов районов и городов областного значения, а с этого года – они также будут избираться посредством всеобщего голосования.

Что касается акимов областей и городов республиканского значения – теперь Президент может назначить их только с согласия местных маслихатов. Иными словами, президент утратил возможность единолично навязывать свою волю сверху.

Другой важный элемент открытого общества претворенный в жизнь – запуск института петиций. Каждый гражданин получил право открыто заявить о волнующей его проблеме и запустить процесс её решения.

Ослабление административного давления на СМИ привело к заметному росту разнообразия информационного пространства. Граждане свободно высказываются в социальных сетях, не боясь критиковать власть – иногда довольно резко.

В Казахстане началась фундаментальная трансформация экономики, демонополизация ключевых отраслей и возврат незаконно приобретённых активов. Прекращено существование системы, при которой узкий круг влиятельных бизнес-групп оказывал влияние на законодательную повестку, распределение госзаказов, судебные решения и кадровую политику. Достаточно вспомнить имена Машкевича и Кулибаева, чьё влияние ещё недавно воспринималось как неоспоримое.

Нашим гражданам необходимо понимать разницу по типам крупного капитала. Одни просто вывозит недра и использует прибыль за пределами страны, а другие инвестируют в развитие национальной экономики, создают рабочие места, инфраструктуру, вкладывается в модернизацию производства и разработку инноваций. И именно последних, ориентированных на долгосрочное процветание Казахстана и повышение благосостояния каждого гражданина, власть готова и будет поддерживать.

Необходимо понимать, что в любой стане мира, есть приближенные к власти бизнес структуры. Именно поэтому в США, например, был принят закон о лоббизме. Вопрос в том, идет ли речь о формирующейся национальной буржуазии, способной работать в интересах общества, или же перед нами все те же олигархические группы, которые 30 лет грабили страну и испытывали народное терпение. В истории страны было время, когда казахская знать оказывала поддержку деятелям «Алаш», выделяя средства на издание книг и газет.

На пути к справедливости в стране проводится масштабная антикоррупционная кампания, затрагивающая все уровни власти. Показательными стали уголовные дела в отношении бывших министров, руководителей силовых структур и что наиболее показательно, ближайших родственников и соратников Первого Президента –что является неопровержимым доказательством изменения системы. Сейчас в стране «неприкасаемых» нет.

Работа Агентства по противодействию коррупции постоянно на слуху. С 2022 года обеспечен возврат активов и денежных средств на сумму порядка 1 трлн 120 млрд тенге, из которых 371,2 млрд было возмещено только в течение 2024 года. Эти средства направляются на развитие социально значимой инфраструктуры, одобрено финансирование 406 проектов, из которых уже реализуется 333. В их числе – 9 образовательных учреждений, 3 спортивных объекта, 162 проекта в сфере здравоохранения и 159 в области водоснабжения.

Одним из краеугольных принципов Справедливого Казахстана является максимальная открытость. Именно поэтому работает портал «Открытые НПА», где каждый шаг чиновника находится под общественным контролем. Государственные служащие теперь обязаны декларировать своё имущество. Система госзакупок переведена в цифровой формат, а механизмы надзора ужесточены. Разумеется, полное искоренение коррупции – сложный и продолжительный процесс. Однако достигнутые результаты подтверждают правильность выбранного курса.

Еще одним распространенным мифом является тезис о том, что экономика страны не диверсифицируется. Разумеется, было бы глупо утверждать, что экономика, десятилетиями испытывавшая стагнацию, вдруг рванула вперёд семимильными шагами. Но и заявлять, будто Казахстан в этой сфере топчется на месте – значит сознательно игнорировать реальные достижения и конкретные показатели.

К примеру, в период с 2018 по 2024 годы ВВП вырос в 1,6 раза, составив 135 трлн тенге. Доля нефтегазового сектора в ВВП страны сокращается, с 21,1% в 2018 году до 16,9% в 2023. И этот процесс продолжается. Несырьевой сектор вырос с 51,5 трлн тенге в 2019 году до 90,6 трлн тенге в 2023, или до 75,9% в структуре ВВП. Это фундаментальный структурный сдвиг, отражающий рост других отраслей.

Объем экспорта продукции обрабатывающей промышленности и услуг демонстрирует устойчивую положительную динамику. Так в 2019-2024 годах производство в машиностроении увеличилось в 2,7 раза. Если в 2018 году выпуск автомобилей составил 30 016 единиц, то к 2023 году этот показатель увеличился более чем в 4 раза, достигнув 134 054 автомобилей.

Развивается в стране и химическая промышленность, страна не только экспортирует руды, но и производит высококачественную сталь, рафинированную медь, титановые слитки, фосфорные удобрения, полипропилен, аккумуляторы. Нефтегазохимия становится новым драйвером индустриального роста. В 2024 году объём производства в этой отрасли достиг 540 тыс. тонн, что на 150% выше уровня 2023 года.

В 2024 г. АПК вырос на 13,7 % – один из лучших результатов среди отраслей. Урожай зерновых составил 26,8 млн т, а урожайность – 16,2 ц/га, что является абсолютным рекордом за последние 12 лет. В 2024 году реализовано 286 инвестиционных проектов в АПК на сумму 276,7 млрд тенге.

Развивается наша страна и в сфере информационных технологий и инноваций. В последнем отчёте Глобального инновационного индекса (Global Innovation Index) за 2024 год Казахстан занял 78-е место (из 132 стран) оставив далеко за собой всех соседей по Центральной Азии.

Сектор информационных технологий – один из наиболее динамично растущих в экономике Казахстана. Объём услуг в области компьютерного программирования, а также консультационных и прочих сопутствующих услуг за январь–декабрь 2024 года достиг 1,5 трлн тг – на 36,3% больше в стоимостном выражении, чем годом ранее.

Крупнейший технопарк Центральной Азии Astana Hub успешно завершил 2024 год. В течение года резиденты технопарка привлекли более $177 млн инвестиций, увеличив экспорт IT-услуг до $481,5 млн и достигнув общего дохода в $1,3 млрд. Количество созданных рабочих мест в IT-сфере превысило 28 000. В Astana Hub размещаются офисы крупных международных компаний, таких как Playrix, TikTok, inDrive, EPAM, Glovo, Presight.ai. В 2024 году IT-хабы были запущены в 6 регионах страны, и на сегодняшний день под управлением технопарка функционируют 18 областных центров.

В 2024 году Astana Hub начал масштабную инициативу AI Movement, направленную на развитие искусственного интеллекта (ИИ) в Казахстане. Запущена программа AI Sana, направленная на подготовку специалистов в сфере информационных технологий и искусственного интеллекта. В ней смогут принять участие не менее 100,000 студентов.

В рамках поручения Президента, были запущены программы Digital Nomad Visa и Digital Nomad Residency, предоставляющие иностранным специалистам и компаниям удобный процесс получения электронной визы и вида на жительство.

Глава государства лично дал задание правительству на покупку суперкомпьютера. Казахстан первым в регионе завез и установил новейший суперкомпьютер в Датацентре МЦРИАП, к ресурсам которого для проведения фундаментальных исследований в области искусственного интеллекта смогут подключаться не только государственные органы, но и стартапы, ведущие разработки в области нейросетей, университеты, научные центры и компании.

Если перечисленного мало, то упомяну о том, что наше умелое использование сложной геополитической ситуации превратило Казахстан в ключевое звено в трансконтинентальных перевозках. По итогам прошлого года объем перевозок всеми видами транспорта вырос на 10% и составил – один миллиард 78 миллионов тонн грузов.

Интенсивное развитие «Среднего коридора» (ТМТМ) – не просто ответ на геополитическую турбулентность, а стратегическое вложение в будущее, приносящее доходы и стимулирующее смежные отрасли (складское хозяйство, сервис, финансы). Только недавно на саммите «Центральная Азия – Китай», прошедшем в Астане Си Цзиньпин поддержал инициативу Касым-Жомарта Токаева о совместном строительстве грузового терминала в порту Курык. На сегодня пропускная способность Транскаспийского маршрута составляет 6 млн тонн в год. Объем перевозок по ТМТМ за 2024 год вырос на 62%.

Важнейшими факторами такого роста стали соглашение с Китаем, предусматривающее увеличение количества контейнерных блок-поездов с 600 до 3 000 в год к 2029 году; открытие сети терминалов в ключевых мировых логистических центрах, включая Сиань и Ляньюньган в Китае, Селетино под Москвой, Ташкент, Алят в Азербайджане и Венгрии, открытие уже в 2025 году контейнерного хаба в Актау и нового терминала в грузинском порту Поти.

Только в 2025 году в Казахстане проводятся работы по модернизации 13 000 километров автомобильных дорог и 6 100 километров железных дорог. Строятся или модернизируются шесть аэропортов, а также реализуются два крупных морских проекта.

Диверсификация не означает отказа от нефти – она остается важным источником доходов. Однако вектор на создание современной, многоотраслевой, устойчивой к внешним шокам экономики задан четко, и первые весомые результаты уже налицо.

Ещё один миф, активно тиражируемый в информационном пространстве, касается системы управления государством. В стране до сих пор есть те, кто считает: «Назарбаев управляет из-за кулис», «в Казахстане двойная власть». За этими разговорами – ни фактов, ни юридических оснований.

С июня 2022 года Нурсултан Назарбаев полностью отстранён от участия в системе государственного управления. У него нет ни рычагов, ни полномочий, ни права вмешиваться в политический процесс или принимать решения на государственном уровне. Ни один из его родственников не занимает постов в государственных органах – ни на центральном, ни на региональном уровне. Некоторые и вовсе лишились нажитых за счёт государства богатств – имущество конфисковано, сами они стали фигурантами уголовных дел. Многие сбежали за границу.

В то же время нельзя не признать объективную историческую роль Первого Президента и уважения к тем этапам, которые страна прошла вместе с ним в первые десятилетия обретения Независимости.

Но важно и другое – Токаев ясно дал понять: ни прошлые заслуги, ни родственные связи не дают иммунитета в новых условиях – действует единое правило: закон един для всех. Страна строит политические и правовые институты, а не мстит. Тем не менее, находятся те, кто продолжает раздувать слухи о якобы «теневой политике», преувеличивая значение частных зарубежных поездок Назарбаева. Аналогичные встречи бывших лидеров – абсолютно нормальное явление в международной практике. Экс-канцлеры Германии (Г. Шредер, А. Меркель), бывшие президенты США (Б. Обама, Дж. Буш-мл.), Франции (Н. Саркози, Ф. Олланд), Великобритании (Т. Блэр) регулярно общались и общаются с действующими руководителями государств, участвуют в форумах. Это не свидетельствует об их влиянии на текущую политику своих стран, а является частью их личной и общественной жизни после ухода с поста.

Как зрелая, самостоятельная страна, мы должны наконец-то научиться отделять реальную политическую роль конкретных лиц от их былого имиджа и мифической «тени влияния». Без этого мы так и будем бороться не с фактами, а с собственными страхами – и при этом навязывать их всей государственной системе, продолжая заблуждаться.

Еще один распространенный нарратив касается разговоров о том, что Глава государства слишком много внимания уделяет вопросам внешней политики вместо того, чтобы заниматься внутренними проблемами Казахстана. Подобные утверждения демонстрируют полное непонимание современной архитектуры государственной власти.

В условиях беспрецедентной глобальной турбулентности геополитика претерпевает ежедневные изменения. Нарастает стратегическое соперничество между США и Китаем. Крайне напряженная ситуация на Ближнем Востоке. Последствия санкций, введенных против России, затрагивают и соседние страны.

Казахстан, являясь ключевым государством Центральной Азии, обладающим внушительной территорией, колоссальными природными ресурсами, однако сравнительно малочисленным населением расположен между двумя мировыми державами – Россией и Китаем, а значит – наша страна находится под постоянным пристальным вниманием всех крупных геополитических игроков мира.

Приоритет Президента в этих условиях гарантировать безопасность, защиту суверенитета и территориальной целостности нашей страны. Обеспечение безопасности и целостности нашего государства только военными методами, в условиях сложившейся на сегодня системы международных отношений невозможно. Необходимо трезво оценивать соотношение сил, которое заключается в том, что по одну сторону наших границ находится армия численностью в миллион человек, участвовавшая на протяжении последних трех лет в боевых действиях и обладающая 25миллионным мобилизационным резервом. По другую – двухмиллионная регулярная армия и население в полтора миллиарда. Хотя мировая система международных отношений сейчас сложилась таким образом, что даже наличие большой армии и современного вооружения не являются гарантией абсолютной безопасности. При таких вводных, главным фактором реальной нашей безопасности является грамотная, многоуровневая внешняя политика и выверенная международная позиция.

В реалиях сегодняшнего дня Глава Государства обязан быть профессиональным тактиком и внешнеполитическим стратегом. Попытки обвинить Президента в отсутствии фокуса на внутренней повестке – это рудиментарное мышление людей, застрявших в логике советской периферии, когда от первого руководителя КазССР требовалось лишь исполнять указания Центра и обеспечивать выполнение планов по сбору зерна и надоям молока.

Диванные критики не понимают: Казахстан – это не Казахская ССР. Токаев —не глава региона большой страны, который обязан был быть так называемым «крепким хозяйственником». Токаев отвечает за безопасность, сохранение суверенитета и территориальной целостности независимого государства в условиях глобальной геополитической турбулентности. В такое сложное время он умудряется сохранять стабильные и взаимовыгодные отношения как с нашими ближайшими соседями, так и с со странами ЕС, исламским и арабским мирами, тюркскими государствами, и даже с далекими от нас Соединенными Штатами Америки. Именно поэтому сегодня стране нужен лидер масштаба международного политика, а не администратор местного уровня.

Повторюсь, именно его внешнеполитическая активность позволяет нашей стране укреплять позиции Казахстана как предсказуемого, надежного и конструктивного партнера, что повышает доверие иностранных инвесторов и открывает новые возможности. Казахстан у лидеров мирового сообщества ассоциируется с личностью Касым-Жомарта Токаева, который известен в мире как опытный дипломат, блестящий интеллектуал, и высокопорядочный человек, заслуживший уважение и доверие мировой политической элиты.

В сфере же внутренней политики Президент задает стратегические направления внутреннего развития через ежегодные Послания народу Казахстана, утверждение ключевых государственных программ, национальных проектов, бюджетных параметров, законодательных инициатив. При этом, согласно информации публикуемой новостными изданиями, у него насыщенный график совещаний и по внутренним вопросам. Более того, Глава государства находится на рабочем месте и в выходные дни, о чем свидетельствуют СМИ.

Чтобы не быть голословным, я специально подсчитал мероприятия из официального графика Президента Токаева за последние два месяца. Согласно сообщениям СМИ, в период с 1 мая по 30 июня он принял участие в 18 официальных мероприятиях внутри страны и выступил с речами на 11 из них. Среди них – парад, посвящённый 80-летию Великой Победы, Астанинский международный форум и военно-патриотическая игра «Айбын» с участием молодёжи в Актюбинской области. Президент провел закрытые совещания по вопросам касающимся деятельности национального Банка, и Совета национальной безопасности, более того, провел 23 личные встречи. Обратился к народу с 7-ю праздничными поздравлениями и вручил государственные награды военнослужащим, общественным деятелям, медицинским работникам, и представителям СМИ в преддверии праздников. За этот период он подписал 31 закон, 16 указов, и 7 распоряжений. Побывал с рабочими визитами в Мангыстауской и Актюбинской областях, а также в Шымкенте, где ознакомился с социально-экономической ситуацией на местах. Посетил ряд предприятий в Астане. Везде проводил встречи с населением, выслушивал проблемы и чаяния рядовых граждан страны.

За те же два месяца Президент провёл 19 встреч с иностранными делегациями, прибывшими в Казахстан, и провёл 12 двусторонних переговоров. Он совершил пять официальных визитов. Принял участие в трёх международных саммитах, включая встречи тюркоязычных государств, «Центральная Азия – Италия» и «Центральная Азия – Китай» – все мы были свидетелями его активного участия в этих критически важных для страны форматах. Он подписал 26 международных документов, направил 21 телеграмму, провёл 9 переговоров по телефону с обсуждением сложных межгосударственных вопросов. Всё это – официальная информация из открытых источников. А сколько ещё неформальных встреч и переговоров остаётся за рамками освещаемыми СМИ?

На пути к созданию Справедливого Казахстана Токаев выдвинул целый ряд содержательных инициатив. Это и общенациональный проект «Таза Казахстан», направленный на защиту окружающей среды и нравственной чистоты общества; и система ценностей «Адал Азамат» направленная на формирование гражданской ответственности, честности, трудолюбия; и принцип «Закон и порядок», нацеленный на повышение правовой культуры общества. Все эти инициативы не просто были озвучены Президентом – он лично добивается их понимания обществом, поручает подготовить необходимые документы и сделал их приоритетом государственной политики.

В рамках всего лишь одного проекта – «Таза Казахстан» – по всей стране было вывезено 1,3 миллиона тонн мусора и очищено свыше 2,5 миллионов гектар территории. В этой экологической кампании уже приняли участие более 8 миллионов граждан. Это не просто акция ради отчётности – это масштабная мобилизация нации вокруг идеи ответственного отношения к своей земле.

Параллельно уделяется особое внимание качеству образования. Президент инициировал программу «Келешек мектептерi». С 2022 года в рамках этой инициативы в стране уже построено 105 новых учебных заведений, а в 2025 году ожидается открытие ещё 112 современных школ.

Для сравнения: за последние три года в Казахстане построено больше школ, чем за все предыдущие тридцать лет. Причём новые учебные заведения оснащены в соответствии с самыми передовыми требованиями.

Мы должны осознать: Казахстан стоит на пороге новой эпохи. И потому сейчас особенно важно встряхнуть общественное сознание, не тратить драгоценное время на ядовитый бред и бессмысленные мифы, распускаемые профессиональными нытиками, а твёрдо идти по выбранному курсу.

Реформы – это не волшебная сказка, где всё происходит по щелчку. Это сложный, порой болезненный, но необходимый процесс, который требует совместных усилий и выдержки.

В конечном счёте построение Справедливого Казахстана невозможно только за счёт законов и институтов. Оно требует наличия граждан способных мыслить по-новому. Будущее страны зависит от нашей способности освободиться от догм, бесплодной болтовни и бессмысленных споров. Нам нужно верить в себя, объединиться ради общей цели – и действовать.

Эпоха домыслов и вбросов должна закончиться. Сейчас не время ныть и болтать – сейчас время действовать, время честно трудиться самим и уважать чужой труд, не бегать от ответственности и перестать ждать, что кто-то придёт и всё сделает за нас. Пора научиться рассчитывать только на себя и добиваться конкретных результатов.

Отдельным гражданам, в том числе тем, кто поддался влиянию внешних сил и раздувает панические настроения, дестабилизирует общество и мутит воду, стоит наконец уяснить: у Казахстана нет иного пути, кроме как вперёд – по пути реформ, укрепления государственности и суверенитета. Все прочие «альтернативы» – это путь назад, в хаос, коррупцию и зависимость.

Истинная независимость – это не громкие лозунги, а способность навести порядок и выстраивать собственную политику, не оглядываясь на чужое мнение. К этому нас и ведёт Токаев. У истории не будет второго шанса. И если мы упустим этот – никто, кроме нас, не будет виноват».

Иллюстрация на обложке из открытых источников.


Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.