Миссия – спасти наследие предков: в Алматы представили Открытый реставрационный центр
В Казахстане остро не хватает реставраторов. Сегодня на всю страну таких специалистов не больше двадцати. Между тем, миссия у них более чем важная – сохранять культурное наследие.
Почему казахстанские художники писали картины поверх картин?
В Центральном государственном музее РК презентовали Открытый реставрационный центр. Так что теперь все посетители храма искусства могут наблюдать за тем, как скрупулезно работают мастера, восстанавливая различные предметы искусства, задавать им вопросы. Более того, сотрудники музея планируют организовывать тематические экскурсии для всех желающих.
– Основная коллекция нашего музея сформировалась еще в XIX веке, поэтому уже спустя сто лет экспонатам понадобилась реставрация. Так, в тридцатых годах прошлого века оказалось, что некоторые предметы из нашего фонда необходимо реставрировать, иначе их невозможно было вывозить на выставки, – рассказывает директор Центрального государственного музея РК Рашида Харипова. – Первый реставрационный отдел в нашем музее открылся еще в 1978 году. С тех пор и работает, только специалистов не только в Алматы, а в целом по Казахстану очень не хватает. Так что одна из целей Открытого реставрационного центра как раз и состоит в том, чтобы привлечь внимание молодежи к этой специальности.
Реставратор – профессия очень нужная, но непростая, требует большого внимания к деталям, комплекса знаний и усидчивости, ведь над одним объектом можно работать несколько месяцев. При этом у каждого мастера есть собственная узкая специализация. Например, Шолпан Заманбекова восстанавливает картины. Она профессиональный художник, реставрацией увлеклась много лет назад, когда стала главным хранителем художественной галереи имени Абылхана Кастеева на его родине в Жаркенте.
– Галерея не очень большая, поэтому реставратора у нас не было, но картины нуждались в обновлении. Тогда я сама стала потихоньку заниматься реставрацией некоторых работ и втянулась в процесс, – рассказывает Шолпан Заманбекова. – Конечно же, стала учиться у профессионалов, например, у реставраторов, работающих в Государственном музее искусств имени Кастеева. Регулярно обновляю свои знания на разных мастер-классах. Уже более десяти лет работаю в Центральном государственном музее РК.
Сейчас реставратор трудится над восстановлением картины художника-шестидесятника Оралбека Нуржумаева «Портрет Санбаева». Полотну больше сорока лет, за это время оно покрылось трещинами, появились отслойки красочного и грунтового слоя от холста.
– Работа с картиной очень тонкая и кропотливая, продвигаться приходится буквально по миллиметру. Так что весь процесс может занять несколько месяцев, – говорит Шолпан Заманбекова. – Иногда во время реставрации под одной картиной может обнаружиться другая. Дело в том, что в середине прошлого века у художников был дефицит материалов, в том числе холстов, поэтому одну картину могли написать поверх другой. Поэтому для нас так важно делать все медленно и очень внимательно.
«Винтаж» от Куляш Байсеитовой
Еще один реставратор, Ольга Перова, специализируется на работе с тканью и головными уборами. Недавно она закончила восстанавливать старинное, богато декорированное свадебное саукеле.
– Этот экспонат поступил в наш музей около шестидесяти лет назад. Судя по размеру саукеле, могу сделать вывод, что принадлежало оно совсем юной девушке, – говорит мастер. – Работа по восстановлению головного убора была очень сложной. Мне пришлось полностью заменить каркас и, конечно, снять все украшения, а потом нашить их снова. Конечно, это было непросто, но главное в нашей работе – результат. Саукеле снова приобрело экспозиционный вид, и это радует.
Сейчас реставратор трудится над другим объектом – восстанавливает наряд, в котором в годы Великой Отечественной войны выступала известная оперная певица, «казахский соловей» Куляш Байсеитова. Расшитое мерцающими пайетками черное вечернее платье (сейчас бы сказали – «винтажное») поизносилось и требует внимания.
– Сейчас мы всё поправим, укрепим пайетки, и будет как новенькое, чтобы посетители нашего музея снова могли им любоваться, – сказала Ольга Перова.
Работу реставраторов высоко ценят мастера декоративно-прикладного искусства, которые и сами делают все возможное для сохранения и популяризации культурного наследия страны.
– Я считаю, что открытый реставрационный центр сегодня просто необходим. Его доступность для людей повысит интерес к нашей культуре, наследию, – говорит председатель Союза ремесленников Казахстана Айжан Беккулова. – До революции на территории Казахстана насчитывалось 70-80 видов ремёсел, сейчас же осталось где-то 15-20, остальные утеряны. Мы должны бережно хранить наше наследие и гордиться им. Например, Союз ремесленников Казахстана провел большую работу по восстановлению казахской вышивки біз кесте, в результате этот вид декоративно-прикладного искусства удалось спасти, он больше не на грани исчезновения. Также сейчас одна из моих целей – восстановить казахскую юбку белдемше. Это распашная юбка, которую раньше надевали поверх платья или камзола, она могла быть как нарядной, так и повседневной, то есть шиться из дорого бархата или более простых тканей. К тому же, у этого предмета гардероба раньше была еще одна важная функция: юбка белдемше защищала хозяйку от холода, поэтому у нее всегда высокий пояс, который делается из войлока. Кстати, в Алматы сегодня более ста человек работают с войлоком, но традиционным казахским искусством войлоковаляния владеют единицы.
Кроме того, Айжан Беккулова подчеркнула, что важно не только реставрировать, но и каталогизировать изделия, потому что сегодня во многих музеях мира происходит путаница с атрибутированием, и получается, что казахское наследие не представлено, хотя вполне возможно, что кое-какие предметы все-таки есть, но они неправильно классифицированы.
– По примеру других стран нам нужно выпустить каталоги, чтобы атрибутировать наше наследие, – внесла предложение спикер.
Между тем, проект по созданию Открытого реставрационного центра поддержали в ЮНЕСКО. И это неслучайно, ведь у данной организации есть проект «Коридоры наследия Шелкового пути в Центральной Азии – международные аспекты Европейского года культурного наследия», который как раз направлен на сохранение объектов истории и культуры.
– Именно благодаря ему нам удалось поддержать в том числе и публичный реставрационный центр в музее, – говорит координатор проекта в региональном офисе ЮНЕСКО в Алматы Маджер Масанов. – Наша цель – сохранение важных объектов культурного наследия, помощь в их восстановлении. При выборе объектов, с которыми работаем, учитывается их значение, доступность и туристическая привлекательность. Приятно, что смогли поддержать музей в создании Открытого реставрационного центра. Это действительно важно для популяризации культурного наследия.
Работать по-крупному
В рамках презентации рассказали и о масштабных проектах по реставрации. Например, о работах по восстановлению Мавзолея Ходжи Ахмеда Яссави, который по праву считается уникальным памятником истории и культуры. Руководила ими известный исследователь памятников зодчества Средней Азии и Казахстана Лия Маньковская. Удалось восстановить карандашные рисунки уникальной резной двери в усыпальницу, выполненные заслуженным деятелем искусств КазССР Молдахметом Кенбаевым, также сделаны обмерные чертежи отмывки детали майоликового бордюра купола гур-ханы, развертки фасада угловой трехчетвертной майоликовой колонки с фрагментами панели северной ниши Казанлыка.
– Профессия реставратора – очень нужная и важная. Она сочетает в себе знания из многих областей, таких, как, например, история, археология, изобразительное искусство, – говорит основатель и руководитель научно-реставрационной лаборатории «Остров Крым» Крым Алтынбеков. – К каждому экспонату необходимо относиться очень бережно, чтобы сохранить его ценность.
Сотрудники Центрального государственного музея очень надеются, что Открытый реставрационный центр привлечет внимание к профессии, молодые люди захотят овладеть ею, и реставраторов станет больше.
Фото автора, а также предоставлены Центральным государственным музеем РК
Комментариев пока нет