Многополярный мир создадут средние державы - Exclusive
Поддержать

Многополярный мир создадут средние державы

Подъём Китая бросил вызов неоспоримой гегемонии Америки над мировой экономикой. Хотя часть американской элиты нацбезопасности стремится сохранить первенство США, другие явно смирились с перспективой биполярного мира. Но более вероятным результатом станет многополярный мир, в котором державы среднего размера будут создавать значительный противовес, не позволяя США и Китаю навязывать свои интересы другим.

В число этих средних держав входят Индия, Индонезия, Бразилия, ЮАР, Турция и Нигерия. Речь идёт об экономически крупных странах, обладающих значительным влиянием на мировую экономику или в своих регионах. Хотя их нельзя назвать богатыми (более того, на их долю приходится существенная часть мировой бедноты), у них есть большой, ориентированный на потребление средний класс, а также значительный технический потенциал. Совокупный ВВП упомянутых шести стран (по паритету покупательной способности) уже превышает ВВП США, и, по прогнозам, он вырастет на 50% к 2029 году.

Как правило, эти страны проводят особую внешнюю политику, которая отвергает вступление в явный союз с США или Китаем. Вопреки распространённым в США представлениям, средние державы не испытывают больших симпатий к Китаю, и они не хотят жертвовать своими отношениями с США ради сближения с Китаем. Более того, если они сближаются с Китаем, это происходит из-за американской политики. Использование Америкой своей экономической и финансовой мощи в качестве оружия вынуждает их страховаться и искать запасные варианты.

Лидеры средних держав не хотят жить в мире, в котором их будут заставлять выбирать сторону. «Мы отказываемся быть пешками в новой холодной войне», – заявил бывший президент Индонезии Джоко Видодо. Они хотят выстраивать многомерные торговые и инвестиционные отношения, выбирая из меню возможных вариантов, которые не ограничиваются искусственным образом из-за великодержавного соперничества. Многие считают, подобно Ране Форухар из «Financial Times», что «США – это не якорь стабильности, а риск, от которого надо страховаться».

Поскольку развитые страны стали больше фокусироваться на внутренних проблемах, средние державы превратились в естественных защитников глобальных общественных благ. Они хорошо позиционированы для лидерства в таких вопросах, как борьба с изменением климата, охрана здоровья, урегулирование долговых проблем. Хорошим примером стала инициатива Бразилии, председательствующей в «Большой двадцатке», ввести глобальный налог на богатство миллиардеров. Рассматриваемое предложение позволит привлечь сотни миллиардов долларов и могло бы сыграть важную роль в ликвидации дефицита климатического финансирования в странах с низкими доходами.

Вряд ли средние державы сформируют собственный могучий блок. Главная причина в том, что их интересы слишком расходятся, чтобы их можно было объединить в общую повестку в сфере экономики или безопасности. Даже когда они вступают в формальные группы, их коллективное влияние оказывается ограниченным. Группа БРИКС (изначально Бразилия, Россия, Индия, Китай, а затем ещё ЮАР) создавалась в 2009 году с большими фанфарами, но она мало чего достигла, помимо организации фотосессий для государственных лидеров.

Недавно группа БРИКС расширилась, приняв в свои ряды ещё четыре страны: Египет, Эфиопия, Иран и ОАЭ. Возможно, присоединятся и другие. Но трудно представить, как столь разнородная группа стран сможет последовательно действовать вместе. В худшем случае она будет усиливать авторитарные наклонности даже у демократически избранных лидеров стран-участниц.

В среде экономистов и политологов принято считать, что здоровой и стабильной мировой экономике нужен гегемон – будь это США после 1945 года, или Британия во времена золотого стандарта. Согласно теории «гегемонистской стабильности», требуется чрезвычайная сила, чтобы нести на своих плечах издержки поддержания открытой мировой экономики, включая поддержку открытых морских путей и обеспечение соблюдения торговых правил, а также свободы финансовых потоков. Соответственно, многополярность становится рецептом хаоса и экономической дезинтеграции.

Но это устаревший взгляд на функционирование современного мира. Хотя конкретное сочетание открытости и протекционизма будет естественным образом варьироваться от страны к стране, ни одно государство не заинтересовано в том, чтобы разворачиваться спиной к мировой экономике. Правительства должны находить баланс между выгодами открытой торговли и той поддержкой, которая может понадобиться экономике для формирования новых возможностей. Каждая страна сама лучше знает, на каких условиях она готова участвовать в мировой экономике.

Было бы прекрасно жить в мире, в котором США (возможно, вместе с Китаем) действительно обеспечивают глобальные общественные блага, включая льготное финансирование и доступ к технологиям, необходимым развивающимся странам для борьбы с изменением климата и адаптации к нему. Но не в таком мире мы живём. США и другие экономически крупные страны совершенно не настроены обеспечивать общественные блага, которые реально требуются мировой экономике; а учитывая текущие настроения в их столицах, ситуация вряд ли изменится в обозримом будущем.

Кроме того, как выучили на собственном опыте многие средние державы, гегемонистская сила может использоваться не только для блага, но и для принуждения. Её могут применять для навязывания таких правил игры, которые не отвечают интересам этих стран (и которые гегемон с лёгкостью нарушает каждый раз, когда они ему неудобны), или для наказания стран, игнорирующих внешнеполитические цели гегемона (как это происходит с интернационализацией американских санкций против Ирана и России).

Вот, наверное, наиболее важный вклад, который способны внести средние державы: продемонстрировать на собственном примере реальность многополярности и многообразия путей развития в мировом порядке. Они предлагают концепцию мировой экономики, которая не зависит от силы и доброй воли Америки или Китая. Впрочем, чтобы превратиться в достойные ролевые модели для остальных, средние державы должны стать ответственными игроками. И это касается не только их отношений с меньшими странами, но и повышения политической ответственности внутри этих держав.

Copyright: Project Syndicate, 2024. www.project-syndicate.org

Дэни Родрик

Профессор международной политической экономики в Гарвардской школы им. Кеннеди, президент Международной экономической ассоциации (IEA), автор книги «Откровенный разговор о торговле: Идеи для разумной мировой экономики» (издательство Princeton University Press, 2017).




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *