Как сделать национальное модным?
«В СССР выросло поколение, для которого быть собой – кыргызом, казахом и т.д. – стало немодным, – сказал кыргызский дизайнер Залкар Аскарали Уулу во время круглого стола «Перспективы развития этностиля в моде». – Если в прошлые века мы ели токоч (пресная лепешка, – авт.) с топленым маслом, то в советское время стало модно брать батон и мазать на него сливочное. То же произошло и с одеждой: кыргызские вещи вышли из моды. Но ДНК делает свое дело, и сегодня мы вернулись к своим истокам. Потому что мы – кыргызы. Мы – казахи. Мы – целый тюркский народ».
Круглый стол состоялся в рамках международной недели «Этномода тюркского мира», где Залкар и его коллеги из Турции, Азербайджана, Узбекистана, Татарстана, республик Тыва и Саха (Якутия), Монголии и Казахстана наглядно продемонстрировали, как делает свое дело ДНК. Яркий образец бохо-стиля – бренд Sakhaboho (дизайнер Анжелика Кириллина), гуннские мотивы в моделях Mongol costumes (дизайнер Сувд Банзрагч), романтика образов «Кызлар хыяллары» («Девичьи мечты») татарского дизайнера Султана Салиева, блистательные во всех отношениях наряды от Гюльнары Халиловой (Азербайджан), и, наконец, торжество этники от казахстанского дизайнера Тарбии и коллекции других участников недели моды – все эти «вариации на тему», а иногда и прямые цитаты из национального наследия татар, казахов, узбеков, азербайджанцев и др. еще раз подтвердили общность наших истории и культуры.
Именно с этой целью – изучения и сохранения общего культурного наследия тюркских народов, была основана в 1993 году международная организация ТЮРКСОЙ – в результате соглашения министров культуры Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана и Турции. Произошло это, к слову, в Алматы – и в Алматы в этом году начались мероприятия в честь 30-летия «ЮНЕСКО тюркского мира». Выставки, концерты, показы мод продолжились в других странах, и одним из таких событий стала VI международная неделя «Этномода тюркского мира»: road-show, как назвали ее организаторы, стартовала в узбекской Фергане и завершилась в казахстанском Туркестане.
Напомним: два года назад на неофициальном саммите Совета сотрудничества тюркоязычных государств город, где находится святыня – мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи – получил титул духовной столицы тюркского мира.
«Я мечтала попасть в Туркестан, – сказала во время круглого стола «Перспективы развития этностиля в моде» кыргызский дизайнер Гульжан Иреш. – Но одно дело – просто приехать посмотреть, и другое дело – показать свою культуру».
Ее историческая коллекция «Хантун» создана на основе старинных кыргызских тушкиизов – вышитых ковров: много лет назад галерея «Саймалуу – Таш», которой руководит Гульжан, занималась их коллекционированием. Что-то, конечно, приходилось реставрировать, что-то не вошло в экспозицию (галерея подготовила больше 60 панно-тушкиизов), и остались фрагменты старинных тканей – некоторым из них по 100-150 лет. Дизайнеру захотелось их использовать – так появилась коллекция «Хантун»: по-настоящему историческая. Историческая и при этом модная: подлинность всегда в тренде, а в коллекции Гульжан Иреш подлинные не только ткани, но и традиционный кыргызский крой, и настоящие старинные кыргызские украшения, и, главное, настроение – мощное. Народное.
По словам известного дизайнера из Казани Султана Салиева, этномода как тренд сейчас на пике популярности. «Мы в СССР были воспитаны на одном определенном «усилии» – нас уравнять. И мы стали забывать свои корни. Но в моде всегда есть противовес: то, что было модно вчера, сегодня совершенно непопулярно, и чаще всего модным становится прямо противоположное. Мини – макси, слим – оверсайз. Так получилось и здесь: мы насытились европейской историей, устали от обезличивания и захотели вспомнить свои истоки, возродить этническую моду – и, к счастью, нам это удалось».
Похожая идея – восстановление исторического народного костюма – лежит в основе многих работ Гюльнары Халиловой, руководителя центра Национальной одежды Азербайджана. «Язык ковров», «Туран», «Новруз», «Карабах» – вот названия лишь нескольких коллекций дизайнера и доктора философии по искусствоведению. Самое интересное: Гюльнаре-ханум удается адаптировать сложный многослойный народный костюм к современным реалиям – внешне слои сохраняются, но надевается такой наряд как обычное современное платье, за один раз.
Эту же мысль – о необходимости удобства национальной одежды, практичности этнической посуды, мебели и т.д. – подчеркнула один из организаторов мероприятия, президент Национальной Ассоциации Qazaq-Oner Айгуль Жансерикова. «Этническое становится популярным, когда появляется утилитарность, – считает Айгуль. – Почему сейчас дорогие рестораны и гостиницы заказывают национальную посуду, ковры и т.д.? Потому что они экологически чистые и удобные в быту, не говоря уже о художественных достоинствах. И, наконец, менеджмент этих отелей и ресторанов прекрасно понимает их привлекательность для туристов. Если не будет этники – зачем иностранцам приезжать в Казахстан? Поэтому и для дизайнеров, и для ремесленников так важно взаимодействовать с организациями, которые занимаются туризмом».
Кстати, о ремесленниках: в рамках мероприятия ТЮРКСОЙ прошла ярмарка декоративно-прикладного искусства. Туркестан издревле славился своими мастерами: это здесь в городище Культобе был найден клад с золотыми украшениями (датируется II-III вв. нашей эры) и обнаружены мастерская древнего ювелира, гончарная мастерская XV-XVII вв., кузнечный цех XVIII-XIX вв. и т.д. Современные туркестанские шеберы – ювелир Калмырза Тасов, керамист Абай Рысбаев, Мереке Айдарша – она ткет потрясающие баскуры, мастер музыкальных инструментов Даурен Миншарипов, ювелир Султангали Абдраим, мастер по дереву Ислам Сталинбек, Жаннат Пазылбекова с ее войлочными и вязаными изделиями и другие продолжают традицию мастеров древнего города.
«Города, который может быть неисчерпаемым источником вдохновения для дизайнеров, – отметил на круглом столе генеральный продюсер Kazakhstan Fashion Week Саят Досыбаев. – Я ходил здесь, разглядывал памятники старинной архитектуры, всматривался в орнаменты – каждый из них неслучаен. В этих узорах и этих символах сохраняется наш национальный культурный код. Сильный. Яркий. Интересный. Именно этот национальный код привлекает внимание, когда мы показываем коллекции наших дизайнеров за рубежом».
И именно этот национальный код может привлечь в Туркестан больше туристов. Генеральный директор Туристско-информационного центра «Open Turkistan» Серик Сандыбаев, приветствуя участников круглого стола, сказал, что акимат Туркестанской области планирует и дальше проводить подобные мероприятия: они открыты к сотрудничеству с fashion-индустрией. И это на самом деле хорошая новость: как признались казахстанские дизайнеры – постоянные участники модных фестивалей ТЮРКСОЙ, отправляясь на показы в турецкий Эскешехир или кыргызский Ош, они всегда думали о том, почему неделя этнической тюркской моды ни разу не проводилась в Казахстане?
Наконец-то это произошло.
1 Комментарий
Даа.. Гены просыпаются!!!!!!!