Молодежь в поисках смыслах своего существования - Exclusive
Поддержать

Молодежь в поисках смыслах своего существования

Мы живем в потрясающее время. За последние 30 лет на обломках одной эпохи рождается новая. Я работаю в журналистике уже 35 лет. И до сих пор чувствую себя дилетантом. Это удивительная профессия – ты все время в стадии стартапа. Ты каждый день сдашь экзамен перед собой, перед своей аудиторией.

Наш проект «Дебатл» в 2023 году тоже был стартапом, несмотря на то, что до этого мы пытались проводить дебаты. Но это были разовые вещи, а здесь мы решили попробовать себя в новом формате уже более системно.

Как родилась идея? В конце 2022 года мы провели социологическое исследование, которое показало огромный раскол ценностей между нашей молодежью и старшим поколением. Приведу только одну иллюстрацию: объединение со странами СНГ поддерживают респонденты 45-54 и старше, а молодежь в наибольшей степени поддерживает сотрудничество с США и Европой. За этими цифрами стоит не просто отношение к той или иной стране. Это и отношение к типу государственного устройства, и отношение к браку, и отношение к религии, и отношение к эмиграции, и к войне в Украине.

А чуть позже мы сделали еще одно исследование о социальном самочувствии молодежи. И вот что выяснилось: несмотря на то, что молодежь Казахстана хочет жить и работать на родине, она не довольна своими доходами и возможностями для самореализации. Как следствие, более 70% молодых страдают от стрессов, бессонницы и апатии. И этот показатель в разы превышает общемировые. Что это значит? Это значит, что мы стоим на пороге эпидемии разного рода зависимостей: игромании, алкоголизма, наркомании и социальных волнений.

А ведь это первое поколение, которое выросло в относительно благополучной социальной среде, без дефицита, без войн и потрясений. Но при этом – огромные возможности, которые дает интернет, полная свобода передвижения внутри страны и за ее пределами, колоссальное информационное разнообразие, пусть и со своими издержками? Возникает резонный вопрос – почему?

Мы предположили следующее – разрыв ценностей. Наша молодежь не знает ответа на простой вопрос – зачем? У каждого поколения есть своя миссия. Нашей молодежи нужно найти новые смыслы своего существования.

И тогда мы решили попробовать поговорить об этом вслух. И не просто поговорить, но и поспорить. Чтобы старшее и молодое поколение подумало о том, в чем разница в их взглядах? А может, ее нет? А если она есть, то как понять и принять друг друга?

Так мы запустили цикл не совсем дебатов, а скорее тэйбл токов. Поэтому и название проекта Дебатл – что-то среднее между дебатами и толками.

Но не все оказалось так просто. Во-первых, нужно было найти спикеров, которые бы отражали эту разницу во взглядах. Потом – уговорить их прийти в студию. А потом – все-же спровоцировать их на дискуссию. Дело в том, что мы все еще живем в обществе, где не принято дискутировать фэйс-ту-фэйс. Причины разные. Тут и фактор того, что понятие свободы слова у нас все еще очень и очень условно. Тут и многолетний страх перед публичностью в принципе. И наконец, молодежь наша все еще уважает возраст, а возраст часто занимает менторскую позицию.

Тем более, что темы брали мы не простые. Например, отношение к межнациональным бракам, религии, политике, войне в Украине. И вот что еще мы для себя открыли: есть конфликт не только между поколениями, но и внутри поколения. Наша молодежь очень разная. И эта разница не только между казахо и русскоязычной молодежью, но и городской и сельской, религиозной и атеистами, образованной и не очень и пр.

Особенно это остро проявилось по оси отношение к войне в Украине. Да, представители старшего поколения в своем большинстве считают, что Россия вправе навязывать свои правила не только Украине, но и всему СНГ. Что Казахстан должен быть благодарен России за то, что она отсталым казахам образование и промышленность, культуру и науку. Молодежь частично с этим согласна, но считает, что Казахстан заплатил за это огромную цену: репрессирована передовая часть общества, закреплена сырьевая модель развития экономики, а самое главное – даже сегодня, спустя 30 лет после развала СССР колонизирована не только наша экономика, но и наше сознание.

Это были самые резонансные выпуски. Просмотры сопровождались с одной стороны поддержкой, с одной стороны откровенным хейтом. И это при том, что сама тема войны в Украине в нашем обществе под негласным запретом.

Тогда мы решили немного модифицировать наш проект и при поддержке нашего донора сделать выпуски о том, как казахи поддерживают украинцев. Мы рассказывали о казахах, которые развернули волонтерское движение на Украине, собирали гуманитарную помощь, вывозили семьи из оккупированных территорий, участвуют в восстановлении освобожденных городов и сел.

Так мы хотели создать эмоциональную связь между казахстанцами и украинцами, напоминая, что на месте Украины вполне мог бы быть и Казахстан.

Бесспорно одно – меняется социальная структура общества. У молодежи уже совершенно другие ожидания по поводу того, как должна быть организована страна. И если государство не учтет эти социальные изменения и не поймет, что общество меняется, то возможно, будет либо слишком поздно, либо оно столкнется с очень серьезными проблемами, которые отражают не соответствие тому, чего хотят люди.

В то же время, мы все еще являемся носителями советского ДНК, где потребность в восстановлении своей идентичности вполне органично уживается с ощущением своей вторичности. Даже очень самодостаточная часть общества считает, что Россия – большая, а мы маленькие. Маленькие в чем? По территории, по населению? Но есть немало государств с гораздо более скромными территориями и демографическими показателями, но их голос более, чем влиятелен во всем мире. Например, те же Австрия, Бельгия, Гонконг, Израиль или уж совсем крохотный Сингапур.

Мы чувствуем себя маленькими потому, что все еще ощущаем себя колонией, пусть и бывшей. Нам внушали почти сто лет, что мы осколки архаичной кочевой цивилизации, что у нас не было своей государственности, письменности и даже культуры. Мы маленькие внутри себя. Мы – нация-женщина, живущая с мужем-тираном по принципу – бьет, значит любит.

В этом гениальность любого колонизатора – внушить никчемность колонизируемым.
Нам очень важно найти правильный баланс между тем, чтобы питать свою возрождающуюся идентичность прошлым, которое мы до сих пор знаем только с чужих слов, и будущим, образ которого мы до сих пор не можем создать.

Сегодня разве что не ленивый говорит о том, что конфигурация мира радикально меняется. И у нас есть если не окно, то как минимум форточка возможностей для того, чтобы занять то место, которое мы когда-то имели в истории.

Но все это нужно проговорить. В том числе и в формате публичного спора, который мы намерены продолжать.

Карлыгаш Еженова




5 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. […] Карлыгаш ЕЖЕНОВА – «Молодежь в поисках смыслах своего существования» — Мы предположили следующее – разрыв ценностей. […]

  2. какая же ты не умная здесь речь не о РИ потому что это феодально капиталистическое общество, а о СССР государстве с плановой социалистической экономики благодаря которому современный Казахстан перестал быть кочевым племенно феодальным обществом, сырьевая зависимость это уже постсоветское время и то это лучше чем кочевые племенно — феодальные отношения и шо за «передовая интеллигенция» была репрессирована гуманитарные пиздаболы которые ни ракету в космос не запустят, ни аэс и ни сэв ни одну не построят и урановую и нефтяную промышленность не разработают как это было в СССР если вы про алаш орду которая сидела на подсосе у еблогвардейцев за единую и неделимую если что такая себе деколонизация хотя на Украине официальным языком вводят английский это походу колонизация как я понимаю ну и я уже не говорю о том сколько хорошего советская власть сделала для эмансипации женщин казахстана и борьбе с религиозными пережитками здесь смотрите https://www.youtube.com/@Red_Yurt да и вся элитка в советском казахстане в частности в позднем была казахами по своему происхождению и почему тогда в советское время казахстан активно развивался а в постсоветское время деградирует наверное потому что националистическо-буржуазная иеология реакционна по своей сути, впрочем проблема тут не в казахах а в реставрации рыночных отношений в постсоветское время на всем территории СНГ где они привели к пыням зелям, токаевым и всей подобной черни какая же ты тупая пизда здесь речь не о РИ потому что это феодально капиталистическое общество, а о СССР государстве с плановой социалистической экономики благодаря которому современный Казахстан перестал быть кочевым племенно феодальным обществом, сырьевая зависимость это уже постсоветское время и то это лучше чем кочевые племенно — феодальные отношения и шо за «передовая интеллигенция» была репрессирована гуманитарные балаболы которые ни ракету в космос не запустят, ни аэс и ни сэв ни одну не построят и урановую и нефтяную промышленность не разработают как это было в СССР если вы про алаш орду которая сидела на подсосе у еблогвардейцев за единую и неделимую если что такая себе деколонизация хотя на Украине официальным языком вводят английский это походу колонизация как я понимаю ну и я уже не говорю о том сколько хорошего советская власть сделала для эмансипации женщин казахстана и борьбе с религиозными пережитками здесь смотрите https://www.youtube.com/@Red_Yurt да и вся элитка в советском казахстане в частности в позднем была казахами по своему происхождению и почему тогда в советское время казахстан активно развивался а в постсоветское время деградирует наверное потому что националистическо-буржуазная иеология реакционна по своей сути, впрочем проблема тут не в казахах а в реставрации рыночных отношений в постсоветское время на всем территории СНГ где они привели к пыням зелям, токаевым и всей подобной черни