Монополия по-другому: как в Казахстане закупают системы раннего обнаружения пожаров
Зимой стало известно о проекте постановления, согласно которому Казахтелеком мог стать единым оператором внедрения системы раннего обнаружения лесных пожаров.
Он был подготовлен в рамках поручения президента и направлен на предотвращение природных и техногенных катастроф. Однако почти сразу после публикации проект исчез из публичного доступа. И вот уже больше полугода – никаких новостей и, главное, никаких официальных решений, сообщает Exclusive.kz.
Система раннего обнаружения пожаров могла бы помочь оперативно выявлять возгорания и передавать данные в режиме реального времени. Но, как показала ситуация в резервате «Семей орманы» в области Абай, где проект стоимостью 4,1 млрд тенге не был одобрен Министерством экологии, внедрение таких систем останавливается на этапе согласования.
Тем временем, проект Goszakup turaly обращает внимание на то, что если раньше госзакупки мониторинговых систем реализовывались напрямую через конкурсы и тендеры, то теперь ключевым механизмом стал лизинг. В результате почти все крупные закупки теперь идут через Фонд развития промышленности (ФРП) – структуру, которая не производит технику, но является постоянным посредником между поставщиком и госзаказчиком.
Лизингом в стране занимаются очень мало организаций, и практически в каждом таком договоре поставщиком является фонд развития промышленности. Ими уже давно монополизирован, например, рынок автобусов и другого крупного пассажирского транспорта. Они же поставляют машины МЧС, МВД и кому угодно еще. И это несмотря на то, что фонд развития промышленности не занимается и никогда не занимался производством. Они просто посредник.
– указывает в видео шеф-редактор Goszakup turaly Данил Степанов.
При этом, как показал анализ госзакупок, заказчики нередко прямо указывают, какая марка им нужна и даже какой завод должен быть поставщиком (например, в закупках автомобилей для нужд полиции упоминается ТОО «Hyundai Trans Kazakhstan»). С одной стороны это позволяет обойти правила конкуренции, – ведь в лизинговых схемах можно прописывать конкретную модель и производителя, что в обычных тендерах запрещено. С другой стороны, реальным поставщиком всё равно в итоге выступает ФРП.

Таким образом, монополия не исчезла – она просто сменила форму. Отказавшись от прямого назначения «Казахтелекома» единым оператором, который бы получал из госбюджета миллиарды тенге, государство формально ушло от очевидной монополизации. Но на практике через лизинговые схемы и узкий круг посредников рынок по-прежнему остаётся закрытым для конкуренции. Только теперь это выглядит не как громкая монополия, а как «техническое решение», которое не вызывает резонанса.
Стоит напомнить, что президент Касым-Жомарт Токаев неоднократно призывал к демонтажу искусственных монополий и продвижению честной конкуренции. Но пока что его поручения не реализуются в полной мере – ни в виде отказа от посредников, ни в виде прозрачности закупочных процедур.
Фото из открытых источников
Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.