Может ли казахстанский школьник быть счастливым? - Exclusive
Поддержать

Может ли казахстанский школьник быть счастливым?

Когда Джону Леннону было пять лет, мама сказала ему, что главное в жизни – быть счастливым. Потом он пошел в школу, и у него спросили: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» – «Я хочу стать счастливым», – ответил Джон. «Ты не понял задания», – сказали ему учителя. «Вы не поняли жизнь», – ответил будущий лидер The Beatles.

С тех пор, как Джон Леннон произнес эти слова, прошло много лет – больше 70-ти, но в некоторых школах так ничего и не изменилось: иногда кажется, что счастье учеников – это последнее, что беспокоит учителей, руководство школы, районное управление образования – и так до министерства. В нашем случае – до министерства просвещения Республики Казахстан.

Наша школа не учит быть счастливым. Причем с самых первых дней. Мы к этому привыкли и не представляем, что может быть как-то по-другому.

«Когда мой сын только собирался в школу, – рассказывает Айна, мама девятилетнего Адиля, – я ему объясняла: если тебя будут обижать – сразу давай отпор. Стукнут – дай сдачи. Мне, с моим школьным опытом в не самом благополучном районе Алматы, когда мне приходилось драться минимум три раза в неделю, казалось, что эти советы – самые главные».

И вот Адиль пошел в школу. Пошел настороженным – вернулся улыбающимся. На следующий день он уже бежал в школу. На третий сказал маме: «А они все хорошие. И учителя, и дети. Меня никто не обижает».

Здесь необходимо уточнение: школа, в которую пошел Адиль, находится в пригороде Берлина. Обычная государственная школа в Германии.

Про учителей и оценки

Когда Адиль впервые пришел в первый класс, на празднике в честь начала учебного года директор школы поприветствовала каждого первоклассника и пообещала всем «очень интересные школьные будни». А классная руководительница на первом школьном собрании обратилась к родителям с просьбой хвалить ребенка за любую мелочь, начиная от чтения алфавита до простого рисунка. Потому что – чем больше хвалишь ребенка за маленькие академические успехи, тем больше он будет стараться и вовлекаться в учебный процесс. Дальше было еще интереснее: родители Адиля с ужасом ждали первых оценок – но они так и не появились.

«В немецких школах не принято ставить оценки в первом и втором классе, – говорит Айна. – Вместо этого в конце четверти дают позитивную характеристику успехам малышей. Именно так – позитивную. Таким образом отмечаются сильные стороны ребёнка и даются рекомендации, над чем стоит поработать в следующий раз. Дети выполняют домашнюю работу в «хорте» (продленка по-нашему), поэтому дома остается больше времени для общения с семьей. Родителям с советской закалкой образование в немецких школах может показаться чересчур лёгким: детей почти не «грузят», ничего не заставляют учить, больше заинтересовывают – через игры, какие-то групповые активности».

Одна из таких игр – общение с «маскоттом» (mascott на немецком языке – талисман, – А.А.), мягкой игрушкой: она своя у каждого первоклассника. «Маскоттом» Адиля был симпатичный зеленый динозавр с желтым брюшком. «Он будет помогать тебе учиться», – сказала учительница. И не обманула: динозаврик Константин на самом деле очень помог маленькому казахстанцу в Германии.

«Иногда его давали Адилю на выходные, и потом он писал в «дневнике Константина» за динозавра: как он провел выходные с Адилем, что делал и т.д., – рассказывает Айна. – И я только потом сообразила, что это самое настоящее сочинение – в первом классе! Оно получилось у сына таким интересным: то есть когда в игровой форме – это совсем несложно. Когда ребёнок получает на выходные маскотта, он счастлив, как будто ему поручили очень важное задание, и сам беспокоится о том, чтобы игрушке было чем заняться – чтобы потом было о чем писать».

Кроме классных собраний, в немецких школах есть еще обязательный отдельный разговор с классным руководителем или другими учителями – по желанию родителей. Во время таких встреч обсуждается все – вплоть до страхов ребёнка, если таковые есть.

«Но у Адиля их пока (тьфу-тьфу-тьфу) нет, – говорит Айна. – И уж точно нет главных страхов моего детства – перед учителем и плохой оценкой, а еще – перед тем, что тебя обязательно кто-то будет подкарауливать по дороге домой. Сегодня это называют модным словом – «буллинг»».

Про буллинг

По данным исследования по мониторингу социального самочувствия подростков 11-15 лет, проведенного Национальным центром общественного здравоохранения РК (НЦОЗ МЗ РК) в 2022 году, каждый пятый подросток в Казахстане хотя бы раз сталкивался с проявлениями буллинга в школьной среде. Особенно часто физическому или психологическому давлению подвергаются дети в возрасте 11 лет. Более одного раза сталкивались с проявлениями буллинга в школе 17,5% детей, что психологи оценивают как высокий показатель. Но обычно об этих историях много не говорят, стараясь «не портить показатели» по учебно-воспитательной работе. Групповой подростковый «мордобой» в Павлодаре, детская поножовщина в Петропавловске, жестокое избиение девочки в Усть-Каменогорске – эти громкие случаи буллинга были преданы широкой огласке только из-за их шокирующих подробностей.

В публикации ЮНФПА (ЮНИСЕФ Национальный фонд Республики Казахстан), выпущенной в 2020 году, отмечается, что в Казахстане 63% детей были свидетелями случаев насилия и дискриминации, 44% столкнулись с этими проблемами лично, а 24% совершили акты насилия и дискриминации в отношении других детей в школьной среде.

Айна, зная ситуацию с буллингом в родной стране, постоянно «мониторит» эту тему и в Германии. Адилю уже девять – до подросткового возраста не так далеко.

«По уровню школьного насилия Германия не особенно отличается от других стран Европы, – рассказывает «тревожная» мама. – По данным двухлетней давности – около 15 процентов учеников в немецких школах страдают от травли в школьной среде. Но это касается только учеников старших классов – тех, кому уже исполнилось 15 лет. Как с этим борются? Есть несколько программ, разработанных для предотвращения травли среди школьников и студентов – я пока познакомилась только с KiVa, потому что она больше подходит нам по возрасту. Ее создали в Финляндии, и в ней главное – специальное обучение педагогов. Они должны уметь замечать травлю – с самых первых моментов, и начинать работать как с жертвой, так и с тем, кто нападает».

Эта же программа упоминается в проекте Казахстанского Комплексного плана по защите детей от насилия, провенции суицида и обеспечения их прав и благополучия на 2023-2025 гг., размещенном на портале Открытые НПА 4 августа 2023 года. «Изучение международного опыта показало эффективность внедрения финской программы профилактики буллинга среди детей KiVa… – говорится в документе. – Данный опыт будет изучен и имплементирован с учетом особенностей системы образования страны».

Впрочем, какой бы не была система образования, международные эксперты сходятся в одном: счастливые дети не «буллят». Через пару недель казахстанские дети вернутся к учебе. В этом сентябре в первый класс пойдёт более 410 тысяч казахстанских детей — сообщает Комитет среднего образования Министерства просвещения РК. Будут они счастливы в наших школах?

Алия Аман




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *