Может ли Узбекистан выиграть от строительства железной дороги «Мазари-Шариф-Герат»?
Афганистан, Иран и Турция договорились о совместном строительстве железной дороги «Герат-Мазари-Шариф». Соглашение было достигнуто 22 октября 2025 года на полях Региональной ассамблеи Международного союза железных дорог в Стамбуле. Согласно источникам, каждая сторона задействует финансовые, технические и кадровые ресурсы для реализации проекта. Его технико-экономическое обоснование, стоимостью $10 млн, планируется завершить к марту 2026, а еще через год провести грузовые испытания новой транспортной артерии.
Расширение железнодорожных путей вдоль северных афганских провинций вписывается в геополитический контекст современной динамики развития межконтинентальной связности по оси «Восток-Запад», где Афганистану отведена роль одного из ключевых транзитных хабов Евразии. Данный процесс знаменует очередную веху в практическом воплощении концепта Железнодорожного коридора пяти наций (FNRC), активизированного в начале нулевых. 2100-километровый маршрут с единой колеей 1435 мм пересекает границы Китая, Кыргызстана, Таджикистана, Афганистана и Ирана с дальнейшим выходом в Турцию и зону Евросоюза. FNRC призван обеспечить кратчайшее сухопутное соединение между Восточной Азией, Ближним Востоком и Европой, составив серьезную конкуренцию всем ныне существующим транзитным маршрутам из Китая в ЕС через Центральную Азию. Такое развитие может иметь долгосрочные последствия для Узбекистана и его транзитных возможностей.
Теоретически запуск железной дороги от Герата до Мазари-Шарифа предоставит Ташкенту дополнительный доступ к иранской дорожно-транспортной и портовой инфраструктуре в обход Туркменистана. Однако данное преимущество не возымеет должного эффекта без участия страны в развитии Коридора пяти наций, а наоборот будет способствовать перераспределению потенциального грузопотока по оси «Китай-Европа-Китай» в пользу Ирана и Таджикистана.
Первый важный шаг в реализации стратегической инициативы FNRC сделал Тегеран, запустив в 2007 году со своей территории строительство железнодорожной линии «Хаф-Герат», протяженностью 225 км. Ее заключительный четвертый участок планируется сдать в эксплуатацию к следующему году. Финализация проекта позволит Афганистану и Ирану пропускать через общую границу до 3 млн тонн грузов в год, больше половины которых будут транзитными. В марте 2025 года по маршруту «Хаф-Герат» в ЕС отправлено 200 тонн афганских сухофруктов. При расширении железнодорожного полотна на северо-восточные провинции Афганистана, далее в Таджикистан и Кыргызстан, грузопотоки могут пойти в обратном направлении с конечной доставкой на рынок Китая. Это сулит большую перспективу Ирану, который динамично развивает торговые отношения с Китаем и стремится диверсифицировать пути поставок своей продукции на Восток.
Следует полагать, что на протяжении долгого времени Тегеран активно склонял власти Афганистана к продвижению проекта Коридора пяти наций. Так, в 2017 году Узбекистан и Афганистан подписали соглашение о строительстве железной дороги «Мазари-Шариф-Шеберган-Маймана-Герат», которая в последующем могла бы быть состыкована с железной дорогой «Хаф-Герат». Чтобы завершить афганский участок FNRC железнодорожное полотно от Мазари-Шарифа достаточно подвести к городу Шерхан Бандар в провинции Кундуз, граничащем с Таджикистаном.
Между тем, в 2019 году Кабул договаривается с Душанбе о прокладке железной дороги от Шерхан Бандара до таджикского поселения Джалолиддини Балхи (Колхозобод) через Нижний Пяндж. Однако оба начинания так и остались не завершенными. В первом случае причиной послужила переориентация Ташкента на альтернативный трансафганский маршрут в направлении Пакистана, получивший название Кабульский коридор, во втором – отсутствие финансирования для строительства железнодорожной ветки на территории Таджикистана.
Вопрос налаживания железнодорожного сообщения между городами Мазари-Шариф и Герат вновь оказался на повестке после захвата власти в Афганистане движением «Талибан». В мае 2023 года новое правительство утвердило проект железнодорожного коридора «Мазари-Шариф-Герат-Кандагар», протяженностью 1468 км, который был представлен России как кратчайший маршрут в Индию через Афганистан и Пакистан. На первом этапе предполагалось проложить железную дорогу от Мазари-Шарифа до Герата, протяженностью примерно 657 км. В апреле 2025 года Москва объявила о начале практической реализации Трансафганской железной дороги, определив для себя два потенциальных маршрута: «Мазари-Шариф-Герат-Диларам-Кандагар-Чаман» и «Термез-Наибабад-Логар-Харлачи». Этому событию предшествовало заявление вице-премьера Афганистана по экономическим вопросам Мулла Барадар Ахунда, сделанное по итогам февральского визита в Ташкент. С его слов неожиданно стало известно, что Узбекистан намерен продлить железную дорогу от Хайратона до Герата (проект, который был поставлен на паузу в 2017 году) и профинансировать предварительные исследования по данному маршруту. Впрочем, узбекская сторона эту информацию не подтвердила.
С технической точки зрения строительство железной дороги «Мазари-Шариф-Герат» со стороны России или даже Узбекистана означало бы внедрение в Афганистане железнодорожного стандарта, принятого в странах Содружества, включая ширину колеи 1520 мм. При том, что целеполагание данного маршрута заключалось бы в соединении северной и центральной частей Евразии с Южной Азией. Однако реализация проекта Ираном и Турцией дает основание полагать, что у новой железной дороге будет колея европейского стандарта шириной 1435 мм, и что ее главным предназначением является активизация Коридора пяти наций, нежели Трансафганского коридора до Пакистана через Кандагар. Хотя, мультипликативный эффект вполне ожидаем.
За счет существенного сокращения транзитного времени и расстояния FNRC очевидно станет более предпочтительным в сравнении с транспортными коридорами, проходящими через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан на Запад. Эти три республики Центральной Азии активно вовлечены в процесс формирования Южного железнодорожного коридора в ЕС через Иран и Турцию. Согласно оценкам, сопряжение железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» (ККУ), строительство которой стартовало в апреле 2025 года с Южным коридором позволит сократить торговый путь между Восточной Азией и Европой на 900 км, что предоставит Ташкенту важное конкурентное преимущество в сфере межрегиональных транзитных перевозок. Однако в случае дальнейшей активизации Коридора пяти наций Узбекистан рискует лишиться такой возможности.
В упредительных целях рекомендуется рассмотреть перспективу создания железнодорожного коридора «Китай-Кыргызстан-Узбекистан-Таджикистан-Узбекистан» с его возможным расширением на Афганистан и Иран, что позволит смягчить последствия активизации FNRC для Узбекистана, превратив страну в одного из бенефициаров проекта железной дороги «Мазари-Шариф-Герат».



Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.