Можно ли экспортировать казахстанскую нефть в обход России? - Exclusive
Поддержать

Можно ли экспортировать казахстанскую нефть в обход России?

Последние события во взаимоотношениях Казахстана и России, как в экономике, так и политике, наглядно продемонстрировали, что Казахстану необходимо искать другие пути логистики экспортной и импортной продукции. А главное настроить альтернативный маршрут транспортировки углеводородного сырья. На сегодняшний день больше 95% казахстанской экспортной нефти проходит через территорию РФ. Реально ли в ближайшей перспективе избавиться от такой зависимости?

На минувшей неделе Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) сообщил, что приступил к ремонту поврежденного оборудования одного из двух выведенных из строя в августе выносных причальных устройств (ВПУ) на морском терминале под Новороссийском. При этом одно ВПУ может заработать до середины ноября, а третье – только в следующем году.

КТК – нефтепроводов, по которому отгружается около 80% казахстанской экспортной нефти, в этом году сильно лихорадит. То плавучие шланги причальных устройств выходят из строя, то танк плавучести сломается. Плюс к этому надзорные органы находят какие-то нарушения в работе оператора, и грозятся остановить систему на месяц. И все это происходит на фоне всеобщей изоляции России и отказа ее основных импортеров покупать российскую нефть. После первой остановки КТК, 22 марта, когда оператор объявил, что два из трех ВПУ после сильного шторма оказались непригодными для отгрузки нефти, немецкая газета Handelsblatt написала, что Россия преднамеренно срывает поставки казахстанской нефти на европейский рынок, чтобы удерживать цены в Европе на высоком уровне. Так РФ пытается навредить Евросоюзу, объявившему широкомасштабные санкции против нее после нападения на Украину, считает издание. Журналисты провели расследование и пришли к выводу, что в дни, когда, якобы, из-за шторма были повреждены два ВПУ, сила ветра достигала самое большее 43 узлов, а разрушительные ураганы – это свыше 64 узлов, что «за 20-летню историю нефтепровода он никогда еще не выходил из строя из-за ветра».

Сделать основным

Президент Касым-Жомарт Токаев 7 июля (через два дня после того, как российский суд решил приостановить на месяц работу КТК) провел совещание по развитию транспортно-транзитного потенциала страны. На нем, в частности, он отметил важность диверсификации поставок нефти.

«Приоритетным направлением является Транскаспийский маршрут. Поручаю «КазМунайГазу» проработать оптимальный вариант его реализации, в том числе с возможностью привлечения инвесторов Тенгизского проекта», – сказал президент. И поставил перед правительством стратегическую задачу – трансформировать порты, превратив их в один из ведущих хабов Каспия, укрепить морской флот и создать контейнерный хаб в порту Актау.

Говоря о транскаспийском маршруте, президент, скорее всего, имел в виду возобновление ранее планировавшейся Казахстанской Каспийской системы транспортировки нефти (ККСТ). В июне 2006 года президенты Казахстана и Азербайджана подписали договор о поддержке и содействии транспортировке казахстанской нефти через Каспийское море и Азербайджан на международные рынки. Документ предусматривал создание ККСТ и постепенное наращивание по ней объема поставок до 37 млн тонн в год.

Договор предполагал экспорт казахстанской нефти по всем имеющимся маршрутам через Азербайджан, но приоритетным был трубопровод Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД), выходящий на Средиземное море.

Для создания системы нужно было проложить нефтепровод с пропускной способностью 25 млн тонн в год от месторождения Кашаган до порта Курык. Мощность морского терминала в начале должна была составить 10 млн тонн в год. Для транспортировки нефти через Каспий планировалось строительство флота танкеров грузоподъемностью 60 тыс. тонн, а также загрузочного терминала и инфраструктуры соединения с БТД.

В декабре 2016 года были введены в эксплуатацию объекты первого пускового комплекса нового порта Курык. Планировалось, что помимо паромных мощностей здесь будут сооружены шесть резервуаров объемом 10 тыс. куб. м каждый, предназначенных для накопления и хранения нефти.

Тогда реализация проекта ККСТ была связана с планами по увеличению добычи нефти в республике, прежде всего, за счет месторождения Кашаган. Однако, в связи с тем, что начало добычи на нем постоянно откладывалось, а также с тем, что с 2018 года пропускная способность КТК повысилась с 28 млн до 67 млн тонн в год, про новую систему на время забыли.

Теперь же, судя по всему, придется возобновить проект. И хотя Кашаган, по-прежнему, работает с перебоями, и неизвестно, когда оно выйдет на пиковые 1 млн баррелей в сутки, ситуация с КТК вынуждает власти Казахстана и нефтяных операторов искать альтернативные маршруты экспорта.

Через Азербайджан

БТД сейчас работает не в полную силу. При мощности в 50 млн тонн, фактически, в прошлом году по нему было отгружено всего 26 млн тонн. В Азербайджане в 2010-2021 годы добыча упала, примерно, на 30%. Нефтепровод строился с расчетом на транспортировку не только азербайджанской, но и казахстанской, а также туркменской нефти.

В марте этого года британская ВР заявила, что БТД имеет запасы, которые можно использовать для отгрузки казахстанской нефти. Для этого стороны должны обсудить и согласовать технические и коммерческие аспекты. Оператор трубопровода хочет иметь гарантированные объемы поставок. В августе зампред правления КМГ по экономике и финансам Даурен Карабаев сообщил, что Казахстан обсуждает с Азербайджаном экспорт нефти по ее территории, что детали еще требуют согласования. При этом он упомянул, что Азербайджан имеет два нефтепровода – БТД и «Баку-Супса», которые могут быть использованы для отгрузки казахстанской нефти.

Баку-Супса пролегает по территории Азербайджана и Грузии и выходит на Черное море. Нефтепровод в настоящее время не эксплуатируется, Его пропускная способность – более 7 млн тонн нефти в год, отмечает «Интерфакс-Азербайджан». В конце октября замминистра энергетики Азербайджана Эльнур Солтанов сообщил, что переговоры по Баку-Супса между сторонами продолжаются. «Думаю, самое главное, это предсказуемость. Мы должны знать, о каких объемах идет речь, чтобы была стабильность какая-то», – сказал он.

Недавно Reuters со ссылкой на свои источники сообщило, Total&Dunga (добывает нефть в Мангистауской области), возглавляемая французской Total, с сентября начала поставлять свою нефть через порт Актау в трубопровод БТД. За месяц по этому маршруту было поставлено 25 тыс. тонн сырья. До конца года компания планирует отгрузить до 200 тыс. тонн нефти.

Владельцем БТД является международный консорциум BTC Co. Его участники: BP (30,1%), государственная нефтяная компания Азербайджана (25%), MOL (8,9%), Equinor (8,7%), TPAO (Türkiye Petrolleri Anonim Ortaklığı) (6,5%), Eni (5%), Total (5%), Itochu (3,4%), INPEX (2,5%), ExxonMobil (2,5%), ONGC (BTC) Limited (2,3%). Протяжённость трубопровода – 1768 км. Он проходит по территории Азербайджана (443 км), Грузии (249 км) и Турции (1076 км).

Оператор «Баку-Супса» – BP.

С тех пор, как президент решил Транскаспийский маршрут сделать приоритетным направлением, было проведено много встреч на высоком уровне. Касым-Жомарт Токаев провел встречи с президентов Азербайджана Ильхамом Алиевым, принял в Астане главу Chevron Майкла Вирта, посетил США, где переговорил с руководителями крупных финансовых организаций и т.д. Никаких объявлений по поводу конкретных шагов по реализации Транскаспийского маршрута не было. Но президент уже несколько раз заявил, что этот маршрут приобретает все большее значение. 7 ноября во время встречи с жителями Мангистау он сказал, что транзит нефти через порты Актау и Курык необходимо увеличить до 20 млн тонн в год.

По данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, сегодня совокупная пропускная способность морских портов страны – 23,7 млн тонн грузов в год. В частности, возможности порта Актау – 14,7 млн тонн, из которых 9,5 млн тонн – для перевозки нефти, 2,5 млн – сухих грузов, 0,7 млн – зерновых и 2 млн тонн – паромных грузов. Порт Курык может отгружать 6 млн тонн груза, железнодорожный терминал – 4 млн тонн, автотерминал – 2 млн, Актауский морской северный терминал – 3 млн тонн, по 1,5 млн тонн сухих и зерновых грузов.

Ранее этим летом Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) объявил о планах инвестировать до 50 млрд тенге в выпуск облигаций НК «Қазақстан темір жолы», под чьим управлением находится морпорт Актау. Средства пойдут на модернизацию Транскаспийского международного транспортного маршрута. Как правило, ЕБРР финансирует инициативы, обеспечивающие реализацию энергетических проектов, будь то разработка нефтегазовых месторождений, транспортировка энергоресурсов и т.д.

Иран, Узбекистан и Китай

Помимо БТД экспорт нефти из Казахстана можно осуществлять вновь через Иран, в Узбекистан и Китай. В последний раз из республики нефть через Иран экспортировалась в 2010 году в объеме 1,2 млн тонн. Максимальный годовой объем был в 2007 году – 2,9 млн тонн. Казахстан поставлял сырую нефть на север Ирана, в порт Нека, после чего Иран предоставлял Казахстану такой же объем нефти на своем южном экспортном терминале в Персидском заливе. При этом на максимуме объемы своп-операций могут достигать 5-6 млн тонн в год.

Также есть возможность экспортировать в страны Центральной Азии. В марте 2017 года правительства Казахстана и Узбекистана подписали соглашение об использовании существующего нефтепровода Омск-Павлодар-Шымкент для экспорта российской и казахстанской сырой нефти в Узбекистан. Соглашение было подписано компаниями КМГ и Узбекнефтегаз. Существующий отрезок нефтепровода, идущий из Шымкента в Бухару, находится в неисправном состоянии, и нефть планируется поставлять из Шымкента в Узбекистан по железной дороге. Предполагалось, что первоначально объем экспорта будет составлять около 1 млн тонн в год, с дальнейшим увеличением. В прошлом году по ЖД было поставлено всего 200 тыс. тонн нефти. Узбекистан испытывает нехватку сырья, чтобы обеспечить свои НПЗ суммарной мощностью около 10 млн тонн в год.

Но самым перспективным с точки зрения объемов перевалки является Казахстанско-Китайский трубопровод (ККТ). Он принадлежит АО «КазТрансОйл» и Китайской национальной компании по разведке и разработке нефти и газа (является дочерним предприятием CNPC). Ожидается, что экспортные поставки по ККТ в течение ближайших десятилетий вырастут. В прошлом году по сравнению с предыдущим экспорт нефти в Китай по нему вырос почти в два раза с 0,5 млн тонн до почти 1 млн тонн. При этом проектная мощность ККТ составляет 20 млн тонн. Но для этого нужно увеличить пропускную способность трубопровода в Западном нефтеносном регионе. Российская Роснефть ежегодно транспортирует через Казахстан, использую часть ККТ, около 10 млн тонн нефти.

Тем не менее, есть один сдерживающий фактор экспорта в Китай – цена продажи. На границе она установлена на уровне цены Brent минус $5,70 за баррель (в 2021 году). Эксперты также считают, что увеличение поставок в Китай ограничивает и то, что основные центры потребления расположены на восточном побережье КНР. Туда возможна поставка танкерными перевозками. Они же остаются основными источниками роста спроса внутри страны, в отличие от НПЗ на западе Китая, куда идут поставки по ККТ.

Тем не менее, КНР остается очень перспективным направлениям для отправки сырья, но вторым по значимости сегодня после Европы, куда ежегодно отгружается более 75% экспортной нефти из Казахстана. В 2021 году из республики было экспортировано 65,7 млн тонн нефти, из них более 53 млн по КТК.

Были варианты

Конечно, помимо КТК еще есть вариант прокачки нефти по системе «Атырау-Самара», которая может выходить как на Черное, так и Балтийское море. Но в России она принадлежит государственной компании «Транснефть». По ней в прошлом году было экспортировано свыше 11,1 млн тонн казахстанской нефти. Но зачем менять шило на мыло? Речь ведь не идет о том, чтобы уйти именно с КТК? Нужно найти маршрут, который не зависел бы от непредсказуемой российской власти.

Отметим, что до запуска КТК нефть из Казахстана вывозилась по железной дороге и трубопроводу Атырау-Самара. Для строительства экспортного нефтепровода рассматривалось более 10 вариантов маршрутов транспортировки нефти. При этом у каждого из них был свой спонсор. К примеру, маршрут направлением Тенгиз-Баку-Джейхан готовы были финансировать компании ВР, Turkish Petroleum, а также Европейский Союз. Французская Total согласилась выделить деньги на строительство нефтепровода из Казахстана через Иран. Был также вариант трубопровода через Туркменистан, Пакистан с выходом на Индийское море, спонсорами которого были американская Mobil и другие компании. Но выбор пал на вариант через Россию. Поскольку почти половина нефтепровода – Тенгиз-Комсомольская протяженностью 750 км – уже существовала. Надо было достроить оставшуюся часть, усилить перекачивающие станции и т.д. Инвестиции на первом этапе пропускной способностью 28 млн тонн в год составляли всего $2,6 млрд. Но все это уходит на второй план, если вы не можете поставить своему покупателю обещанный объем нефти, столкнувшись с остановкой добычи.

Некоторые эксперты говорят, что практически, вся экспортируемая по КТК нефть принадлежит иностранным компаниям, то есть тому же Chevron, ExxonMobil, Shell, Eni и другим, поэтому гражданам не стоит беспокоиться за чужое добро. Но они «забывают» сказать, что эти компании пополняют ежегодно казну на триллионы тенге. Только Тенгизшевройл (75% принадлежат Chevron и ExxonMobil) в прошлом году заплатила налогов на 1,7 трлн тенге. Если иностранные компании не смогут в Казахстане полноценно работать, то они могут просто продать свои доли и уйти. Как они ушли из Венесуэлы, уходят из России, несмотря на убытки. И тогда, учитывая неумение КМГ справляться с большими проектами, на их место могут прийти только российские и китайские компании. А оно нам надо?

Дулат Тасымов




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.