Мухамеджан Тынышпаев: защитник восставших 1916 года - Exclusive
Поддержать

Мухамеджан Тынышпаев: защитник восставших 1916 года

Мухамеджан Тынышпаев (1879-1937) – первый дипломированный қазақский инженер. Он строил для своей страны железные дороги, мосты, каналы. Прокладывая в Степи магистрали, он мечтал о широкой дороге, по которой его народ уверенно пойдет в светлое будущее. Но судьбой ему выпало защищать свой народ от насилия и беззакония колониальных властей.

После окончания с золотой медалью Верненской гимназии (1899 г.) он поступил в Императорский институт инженеров путей сообщения имени Александра I в Петербурге (1900 г.). В истории этого института, где учились преимущественно потоки русских дворян, он стал первым «инородцем».

Его однокашники-гимназисты уверяли его, что золотая медаль не поможет поступить в знаменитый Институт путей сообщения. Молодой амбициозный человек принял эти слова как вызов: «Мне пришлось доказывать, что они меня недооценивали».

В студенческие годы, которые выпали на предреволюционную ситуацию, Мухамеджан окунулся в общественную жизнь, активно участвуя в политических диспутах, публикуя статьи в столичных газетах «Речь», «Сын отечества», «Радикал», «Русский Туркестан».

В летний период он обязан был проходить практику на строительстве железных дорог и их эксплуатации. Технические изыскания и экономические расчеты по будущей магистрали Оренбург-Ташкент делала группа под руководством А. Голембиевского, в которую входил М. Тынышпаев. Он прошел все перевалы от Верного до Пишпека и предложил наиболее оптимальный проект, который лег в основу отчета их экспедиции.

Получив диплом, М. Тынышпаев работал инженером особых поручений на строительстве железной дороги Ашхабад – Ташкент, затем стал главным инженером железнодорожного строительства участка Урсатьевская – Андижан, применил новый метод укрепления земляного полотна и создания дренажных сооружений.

Мухамеджан совмещает профессиональную деятельность с общественной работой. Он не мог не видеть печальных результатов колонизации қазақов. Позже в своей книге он напишет об этом: «Ясно, что правительство стремилось: во-первых, диким и варварскими репрессиями и преследование языка, обычаев, религии и самобытного вообще уничтожить киргизов (казахов) как самостоятельную национальность и обрусить весь край; во-вторых, различными административными мерами, распоряжениями и положениями обратить киргизов в бесправную, внезаконную массу; в-третьих, лишить их собственных земель, упитанных их кровью и усеянных их костями, и выгнать в объятья смерти, на голые и бесплодные места. Так вот что получили киргизы взамен прежней независимости и свободы…».

Он видит, что даже те указы, которые были призваны как-то улучшить жизнь колонизированных народов, саботировались местной администрацией. Особенно его волновал набирающий обороты процесс русификации посредством насильственного крещения. Он пишет: «Указом 12 декабря 1904 г., рескриптом министра внутренних дел от 19 февраля и указом от 17 апреля обещаны полная свобода обратного перехода в религию предков, возвращение высланных в Сибирь за религиозные дела, открытие закрытых мечетей и медресе и т. д. Но мулл не возвращают из ссылки, мечети остаются закрытыми, духовные книги – конфискованными… совершенно игнорируют всякие указы и рескрипты из царя. Как раз в это время захватывают насильно киргизских (казахских) детей и объявляют их православными».

В период создания знаменитой Каркаралинской петиции, Мухамеджан поднимает острый для қазақов вопрос земли. Эта проблема обострялась со стремительным увеличением количества переселенцев. В течение неполных десяти лет в Степь было переселено более миллионы безземельных крестьян, которым «нарезали» участки, отобрав их у қазақов. Мухамеджан пытается разоблачать царскую политику по отъему родовых земель: «Никто на киргизскую (қазақскую) степь не имеет никакого права, кроме киргиз, законы, гласящие, что киргизские степи принадлежат казне и что на них можно поселять безвозмездно крестьян и казаков, должны быть отменены».

В 1907 году он избирается депутатом II Государственной думы России от Жетысуйской области.

В открытой қазақскими интеллигентами газете «Қазақ» М. Тынышбаев публикуется под псевдонимом «Қазақский инженер».

Он продолжает строить дороги и мосты: железнодорожный мост из металлоконструкций через Амударью; Семиреченскую дорогу от Пишпека до Арыси; железнодорожную линию от Арыся до Аулие-Аты.

Летом 1916 года М. Тынышбаев проводил отпуск в своем ауле, когда начались протесты против царского указа от 26 июня. Колониальная администрация посчитала его зачинщиком волнений, и он был подвергнут домашнему аресту. Видя жестокое подавление восстания, Мухамеджан пишет открытое письмо Туркестанскому генерал-губернатору Куропаткину о бесчинствах солдат и казачества, призывая защитить мирное население и наказать виновных. Он видит сотни тысяч беженцев, которые уходят в сторону Китая. Қазақские интеллигенты, узнав, что там соотечественники подвергаются грабежу и насилию, испытывают голод, едут за ними. Через китайские власти они пытаются решить вопросы возврата награбленного, устройства жилья и питания. Они пытаются вернуть соотечественников домой, решая вопрос об амнистии всем участникам восстания (амнистия была объявлена Временным правительством после Февральской революции).

В 1917 году М. Тынышпаев был назначен членом Туркестанского комитета Временного правительства, а также уполномоченным этого правительства в Семиреченской области. Он занимался разбором дел, связанных с призывом қазақов на тыловые работы, урегулированием отношений русского, қазақского, дунганского населения в Пржевальске, Пишпеке, Джаркент, а также вопросами расселения возвращавшихся из Китая беженцев.

К зиме 1917 года беженцы стали возвращаться домой из Китая. Мухамеджан пишет: «В феврале и марте 1917 г. среди беженцев открылся тиф. В апреле, узнав о дарованной новым правительством амнистии, беженцы стали возвращаться назад на родину пешком, голые и голодные. Ввиду явно враждебного настроения крестьянства, отказавшегося продавать хлеб для голодающих киргиз (казахов) и неимения средств к моменту их возвращения, не удалось открыть питательные пункты и устроить временные жилища».

В мае 1917 года он предупреждает о приближающейся засухе, требует вернуть қазақам отобранное у них в период восстания. Летом он посещает кочевья қазақов, вернувшихся из Китая. Они остались без скота, жилья, были голодны, раздеты, разуты, начались смерти от голода. М. Тынышпаев бьет тревогу, шлет в Петроград телеграммы министрам, в издательства известных газет, описывая положение в Қазақстане: «На пути в Каркаралы видел своими глазами лежащих вдоль дороги более двадцати трупов, умерших от голода, много мертвы детей».

Но беженцам так и не вернули отнятое несмотря на все усилия Тынышпаева. Решение о выделении субсидии было принято только в сентябре 1917 г., а официальное разрешение получено в октябре. Это был канун большевистского переворота, казна Семиреченской области была истощена и было выделено всего 11 млн. руб.

В знак протеста против решения Туркестанского комитета Временного правительства направить в Семиреченскую область карательную экспедицию Тыныпаев выходит из его состава.

В конце ноября 1917 года он участвует в IV съезде мусульманских войск и дехкан Туркестанского края (г. Коканд). Вскоре там была образована Туркестанская (Кокандская) автономия, премьер-министром которой избрали М. Тынышпаев (он откажется от этого поста). А в декабре 1917 года На II Всеқазақском съезде М. Тынышпаев вошел в правительство Алаш-Орды.

Началась гражданская война, период безвластия, террора мирного населения то одной воюющей стороной, то другой. Правительство Алаш-Орды пытается защитить народ и сохранить страну. М. Тынышпаев работает вместе с А. Букейхановым и Х. Габбасовым над разработкой стратегии партии, над переговорами с сибирскими областниками, они решают множество вопросов с обеспечением армии Алаш и координации ее действий, разрабатывают и внедряют в жизнь постановления, которые позволили бы уберечь страну от скатывания в хаос. Только в июне 1918 года они разрабатывают и издают целый ряд законодательных документов: «Отношение к законодательству советской власти» («Все декреты, изданные советской властью на территории автономной Алаш, считать недействительными»), «О земстве», «Об образовании военного совета при Алаш-Орде», «Об организации советов Алаш-Орды в областях и уездах», «О свободе совести, слова, печати, собраний, союзов и о неприкосновенности личности», «О временном землепользовании на территории Алаш», «О железных дорогах местного значения», «Вопрос о государственных налогах» и др.

В 1919 г. на определенных условиях (территориальные вопросы, право наций на самоопределение, амнистия алашордынцам), Алаш-Орда приняла сложное решение о переходе на сторону советской власти.

В этот период М. Тынышпаев едет в Семипалатинск и попадает в плен к белогвардейцам. Его принимают за шпиона, но вдруг, когда офицер обращается к нему на французском языке, Мухамеджан отвечает ему пространной речью (он изучал французский, немецкий и английский языки). Это спасло его от гибели.

Уже при советской власти М. Тынышпаев продолжает строить дороги: автомобильная дорога с твёрдым покрытием Алма-Ата – Пишпек, изыскания по строительству дороги Алма-Ата – Талды-Курган, предложен новый вариант дороги Алма-Ата – Хоргос.

Он не нажил имущества, перевозил с собой только книги. При очередном переезде из Ташкента в Алма-Ату книги везли на двух повозках. Его старший сын Искандер вспоминал слова отца: «…я оставлю тебе, сын, в наследство библиотеку и мосты, железные дороги, каналы».

М. Тынышпаев много ездит по Степи, изучая ландшафт, изыскивая оптимальные решения для строительства дорог. В 1922 году, вернувшись домой после очередной экспедиции, он узнает, что его супруга Гульбахрам умерла. В тот год в Чимкенте была эпидемия холеры, и Гульбахрам (дочь известного в г. Верный врача – Б. Чалымбекова) работала в холерных бараках, где заразилась и скоропостижно умерла…

В его доме бывали Т. Рысклов, У. Джандосов. Они затевали научные дискуссии по исследованиям М. Тынышпаева по географии, истории, родословной казахов. В период 1920-1924 гг. он преподавал математику и физику в институте Народного просвещения и издал учебник по математике. М.Тынышпаев был членом Ташкентского географического общества. Он является автором исследований «Коксуйский могильник и городище Кайлак», «Историческая справка о родоплеменном составе населения Ташкентского уезда», «Қазақи в XVII-XVIII веках», «Победы и поражения казахов», «Ақтабан шұбырынды».

Он собирал информацию о происхождении и истории қазақских родов, составив таблицу по генеалогии, сопровождая их описаниями жизни ханов, батыров, биев, акынов. Он считал, что «общий ход исторической судьбы қазақского народа невозможно представить без предварительного изучения генеалогии каждого племени қазақского народа, а также без определения, когда и с кем оно столкнулось».

В Ташкенте была издана его известная книга «История қазақского народа», в которойон писал: «С тех пор как киргизы приняли русское подданство, не было ни одного светлого радостного дня, ни одной счастливой минуты! С тех пор никто, решительно никто не подумал о том, чтобы сделать для киргизов что-нибудь доброе, или, хотя бы, что-нибудь похожее на доброе!».

Младший сын М. Тынышпаева воспоминал, как следователем ОГПУ-НКВД при каждой встрече повторял отцу одну и ту же фразу: «Ваша книга – это моя настольная книга», имея в виду «Материалы к истории киргиз-қазақского народа», изданную в 1925 г. в Ташкенте. Она содержала родословные таблицы к генеалогии киргиз-казахских родов. По ней этот чекист выявлял родственные связи своих подследственны».

В 1925 году М. Тынышпаев работает начальником управления архитектуры в Кызыл-Орде. Под его руководством осуществлялось строительство административных зданий и жилых домов из кирпича, был спроектирован и построен канал Саркырама для обеспечения города питьевой водой.

В период НЭПа в декабре 1926 года было принято решение о строительстве Турксибской железной дороги. Т. Рыскулов привлек к работе М. Тынышпаева. Письма М. Тынышпаева того времени свидетельствуют о том, что он использовал самолет для аэросъемки, определил и рассчитав метод строительства дороги фрагментами по 50-60 метров. Он разработал проект дороги через Шокпаркий перевал, который позволял на год сократить срок строительства Турксиба и сэкономить 25 млн рублей. В ходе работы он настоял на прокладке балхашской трассы вместо лепсинской. Этот проект позволял связать железной дорогой 6 областей Казахстана, сэкономить 1 млн рублей в процессе строительстве и ежегодно по 100 тыс. рублей при эксплуатации железной дороги. В период работы М. Тынышпаев организовал курсы для тех, кто в будущем должен был работать на этой дороге, и обучил шестьдесят молодых қазақов.

Строительство было завершено в апреле 1930 года. М. Тынышпаев, находясь под пристальным вниманием ОГПУ как «один из вождей Алаша», не мог принимать участия в торжествах по случаю открытия дороги, ему не дали медали, его имя не упоминалось. Его проект получил название «Проект Березина».

Через 3 месяца после завершения строительства Турксиба М. Тынышпаев был арестован и обвинен в антисоветской деятельности. Его вина не была доказана, но следствию было достаточно того, что он краткий период был премьер-министром Туркестанской автономии. Ему присудили 5 лет лагерей, заменив их ссылкой в Воронеж.

Не чувствуя за собой вины, о ссылке М. Тынышпаев говорил как о недоразумении, в котором скоро разберутся.

Когда М. Тынышпаев уехал в ссылку, его взрослому сыну Искандеру говорили: «Ты не езди в Воронеж, даже на некоторое время забудь, что у тебя есть отец». Но Искандер посетил отца в ссылке. Он говорил: «Я хочу отвечать за отца. За каждый его поступок». Это время придет, и сыну придется ответить за отца. В 1934 году Искандера арестовали. 10 лет он провел на Соловках, Беломорканале и в других лагерях системы ГУЛАГ.

В ссылке, куда его жена приехала с малолетним сыном (женился в 1930 г.), жили на то, что сдавали фамильные драгоценности в торговый синдикат и на выручены деньги покупали еду. Супруга прятала драгоценности в люстре, чтобы их не отобрали при очередном обыске. Мухамеджан Тынышпаев подрабатывал проектировкой железнодорожных мостов при техотделе Управления постройки железной дороги Москва-Донбасс.

Мухамеджан Тынышпаев заболел, и ему разрешили переехать в город Россошь, где он получил возможность преподавать. Его упрекали за то, что он не посещает политзанятия. Однажды он посетил их, и на просьбу рассказать о политических партиях и их программах в период Февральской и Октябрьской революций, дал столь развернутый и подробный ответ, что ему запретили посещать политзанятия.

После ссылки М. Тынышпаев едет в Ташкент. Он не мог найти работу, ему всюду отказывали. Семья почти голодала. Наконец, он находит работу на строительстве железной дороги Кандагач-Гурьев. Но не доехал до места, заболел и вынужден был вернуться в Ташкент. У него уже не было никаких иллюзий, и он понимал, что нет никакого недоразумения с арестами и ссылками алаш-ордынцев. Семью он отправил в Уфу, опасаясь, что в любой момент он может быть арестован и его семья пострадает.

Его арестовали в 1937 году, осудили как бывшего члена «Алаш Орды» и «врага народа». Приговор гласил: высшая мера наказания.

Мухамеджан Тынышпаев был реабилитирован в 1959 г. (Верховным судом КазССР) и в 1970 г. (Прокуратурой СССР и Военным прокурором Туркестанского Военного округа).

Айнаш Мустояпова




2 Комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Очень глубоко написали с большим удовольствием читал еще хотелось узнать про строительство Турксибской ж/д