Россия расширяет военное присутствие в Центральной Азии. Чем это грозит?
Поддержать

Россия расширяет военное присутствие в Центральной Азии. Чем это грозит?

В Кыргызстане объявлено о возможности расширения базы в Канте, которая арендует Россия. Все это происходит на фоне жарких внутренних конфликтов, соратники экс-президента Алмазбека Атамбаева один за другим вызываются на допрос, не исключено, что и сам экс-президент может отправиться за решетку.

Об этом клубке противоречий Exclusive.kz побеседовал с кыргызским  публицистом, политологом Нарыном Айыпом.

— Хотелось бы узнать, как вы оцениваете, политическую активность, которая наблюдается в Кыргызстане, несмотря на летнее затишье.

— Летний период сейчас начинается, парламент уходит на летние каникулы. Активность началась где-то в марте и продолжается уже 4 месяца. Очень много людей задержано: два бывших премьер-министра, один министр, один мэр. Однако народ поддерживает аресты и требует еще больших действий по задержанию политических деятелей, которые были замешаны в коррупционных скандалах. Этим уникальна ситуация в Кыргызстане. Обычно, когда задерживают политического деятеля, народ начинает писать петиции, требует освободить данного деятеля. Но сейчас общество в социальных сетях и в печатных изданиях предлагает посадить еще больше лиц. Даже предлагают посадить экс-президента, который обладает статусом неприкосновенности. Ряд депутатов подготовили законопроект, согласно которому будет сокращен его иммунитет. Один из юристов подал в конституционную палату Верховного суда заявление о конституционности абсолютной  неприкосновенности экс-президента. Согласно Конституции, даже действующий президент не имеет таких привилегий, есть право на импичмент, который ограничивает абсолютность власти президента.

Наш закон от 2003 года «О гарантии деятельности президент» — копия закона, который был принят в России, когда Путин, став президентом, в благодарность Ельцину издал сначала указ, а затем соответствующий законопроект. В то время президентом Кыргызстана был Аскар Акаев, который принял такой же закон, который существует уже 15 лет. За это время Конституция несколько раз менялась, сокращались полномочия президента. Согласно закону 2003 года честь президента обязан защищать генеральный прокурор. После изменения Конституции эти функции генерального прокурора были убраны, а закон действует. То есть он не соответствует Конституции, поэтому была подана заявка в Верховный суд с просьбой рассмотреть и отменить данный законопроект. Если он будет отменен и новый законопроект успешно пройдет все обсуждения, то, вполне возможно, что экс-президента тоже привлекут к ответственности. 

— Как вы считаете, если экс-президента Атамбаева все же привлекут к ответственности, существуют ли со стороны действующего президента какие-либо гарантии Атамбаеву, что он не будет его преследовать?

— Я не знаю, существуют ли такие письменные гарантии, народ тоже об этом не осведомлен. Такие вещи нигде не были опубликованы. Устные договоренности, наверное, все-таки были, но в истории всякое бывает. Как говорил Горбачев, НАТО тоже обещала не расширяться на восток. Устный договор есть устный договор. Конечно же, уходя Атамбаев  хотел оставить «своего» президента. В руках у него была неограниченная власть, и он имел возможность делать выбор.  Именно таким человеком был Жээнбеков. Действующий президент в то время вел себя «ниже травы, тише воды» и делал то, что ему скажет старший человек. Но власть — есть власть. У него сейчас есть полномочия президента, и ему подчиняются все ветви власти и, самое главное, силовые структуры. Жээнбеков придя к власти, вел себя спокойно, но экс-президент сам спровоцировал конфликт. Он стал вести себя так, будто действующий президент должен ему подчиняться.

Кому это может понравиться? В декабре был съезд социал-демократической партии, где по Конституции действующий президент не может участвовать в собрании актива. Однако, Атамбаев не останавливал свою деятельность в партии, хотя в 2011 году, когда он заступил на должность президента, он объявил о том, что во время своего президентства не будет заниматься партийными делами. Но буквально через 2 года активно стал продвигать свою партию и за эти 6 лет ее члены появились буквально на всех политических постах: министры, премьер-министры, мэры и все должностные лица. Недавно Жээнбеков выступал в парламенте, и еще раз подчеркнул, что борьба с коррупцией будет продолжена, и он не пришел отсиживать свой срок.

На прошлой неделе в Совете безопасности ООН было его выступление о противодействии коррупции и сразу же после этого на большом совещании по реформе судебной системы, где Жээнбеков еще раз подтвердил свою решимость воспользоваться историческим шансом и изменить что-то  в стране  в отличие от своих предшественников.

— Недавно в Государственной Думе заявили о том, что база в Канте может быть расширена, что подразумевает укрепление позиций России в Центральной Азии. Как вы считаете, даст ли Бишкек согласие на расширение базы в Канте? Какие цели преследует Москва, каковы ее интересы в Кыргызстане и в Центральной Азии в целом?

— Чисто политические интересы. То, что Москва смогла добиться вывода американских войск из Кыргызстана уже является большим успехом. Дальнейшее расширение Кремля было предсказуемо. Проблема в том, что в самой России с каждым годом на военные расходы сокращаются. Более того, пенсионная реформа затеяна именно из-за дыр в бюджете. Еще при президентстве Бакиеве сами кыргызы предлагали России открыть вторую базу на юге ближе к Таджикистану и Афганистану. Как нас уверяют российские и другие эксперты основная угроза — Афганистан. Поэтому открытие новой базы было логично на юге страны, куда как раз в 1999 и 2000 годах было вторжение исламских боевиков и в Кыргызстане с трудом справились с этим. Поэтому теперь это преподносится, так инициатива кыргызских властей.

С одной стороны, поддержка действующей власти со стороны России выгодна кыргызам. Но у меня есть подозрение, что здесь много других вопросов. Например, еще в девяностые годы в Кыргызстане вдруг решили закупить радары из Чехии. В Чехии компания Тесла выпустила радары, которые способствуют ловле самолетов невидимок. Тогда возник вопрос: зачем такие радары нужны Кыргызстану, какие самолеты он хочет ловить в своем воздушном пространстве? Затем оказалось, что эти радары были закуплены для того чтобы продать их в Иран. Эта афера была раскрыта американскими специалистами, и они запретили чехам продавать эти радары. Поэтому по аналогии все вооружение, которые приходит в Кыргызстан из России может иметь дальнейшие маршруты отправки. Поэтому, возможно цели несколько иные, чем декларируются.

— Может ли это представлять какую-то угрозу странам Центральной Азии, их  территориальной целостности, независимости. Мы понимаем роль России в конфликте с Украиной и то, что сейчас происходит на востоке этой страны. Не идет ли речь о создании некоего плацдарма для воздействия Москвы на регион  через военную базу в Кыргызстане?

— Конечно, это совершенно не исключается, а само присутствие такого большого контингента несет угрозу. В Таджикистане находится целая российская дивизия, например.  В любом случае  это  показатель того, что в случае антироссийских эксцессов по типу в бытность революции 2010 года, когда на аэродром в Канте приземлилось 6 самолетов Ил-76 для эвакуации русскоязычного населения из Кыргызстана, не исключен такой вариант. Поэтому, чем больше будет контингент, тем больше возможности проводить российскую политику, но при этом я думаю что украинский сценарий совершенно невозможен в Кыргызстане.

— Как кыргызское общество относится к расширению базы, к увеличению контингента российских военных в Кыргызстане, чувствует ли она в этом какую-то угрозу, или наоборот граждане приветствуют это решение?

— Двояко. Одни поддерживают увеличение, чтобы не допустить повторения событий 1999 года, когда боевики в галошах смогли противостоять армии суверенного государства. С другой стороны, многие в социальных сетях выступают против, так как это означает ограничение суверенитета. Поэтому необходимо развивать собственную армию, пусть даже вооруженную чужим оружием и даже разрешить американцам вновь вернуться и открыть свою базу. Другие считают, что россияне нам всегда помогут как стратегический партнер.  

В российской прессе много пишется про угрозы со стороны Исламского государства, талибов, иногда даже специально преувеличивается эта угроза, чтобы оправдать свое присутствие. В частности, если взять финансовую сторону, то Москва ежеквартально предоставляет Кыргызстану помощь в 25-30 млн долларов, без каких-то особых соглашений. Если Азиатский банк или Европейский банк реконструкции и развития выделяет, например,  то это все это обсуждается в правительстве, в комитетах парламента нужна ли эта помощь, как она будет использоваться, то перед Россией  никаких обязательств, просто предоставляет помощь. Поэтому есть часть населения, которая считает, что Кыргызстан становится  губерний России.

— Каково в целом отношение кыргызстанцев к ЕАЭС и России? Граждане рады тому, что они могут спокойно ездить в Москву и работать там?

— Определенного установившего мнения нет, но я думаю, простое население более чем устраивает возможность без бюрократических проволочек спокойно поехать и работать где угодно в России. Тоже самое с верховной властью: ее представителям выгодно быть ставленниками, сателлитами России, тем более, что с Запада особенной помощи нет. Но вот средний класс против.

— Мы видим, что США действительно все меньше интересуются Кыргызстаном и нашим регионом в целом, что расценивается иногда почти как предательство.  Есть ли разочарование Америкой в связи с этим?

— Я думаю, что в целом, отношение нейтральное. Особенно, если учесть, что Кыргызстан под давлением Москвы денонсировал базовое соглашение от 1993 года об оказании американской помощи Кыргызстану, и новое соглашение до сих пор не подписано, хотя американские дипломаты, пытались это сделать. Сразу же после денонсации в 2015 году президент Атамбаев, тогдашний президент, должен был поехать на сессию ООН в Нью-Йорк и там встретиться с руководством США и подписать новое соглашение. Этого не произошло, в самый последний момент Атамбаев отменил свой визит, после этого американцы снова готовили новые бумаги, соглашения. На следующий год, он тоже отменил в последний момент свой визит в США.

Правда в том, что нет особой заинтересованности и с нашей стороны. И во многом это происходит  из-за российской пропаганды: российские медиа свободно действуют в Кыргызстане, более того, за распространение сигнала внутри Кыргызстана платит Бишкек. Тем не менее,  несмотря не протесты,  каждым годом это сумма увеличивается. Поэтому это отношение к США во многом сформировано российскими средствами массовой информации.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *