Мурат Иргалиев – инвестиции в души
Иногда они возвращаются – музыкальные фестивали. Международный и легендарный, незабытый и знаменитый, «Азия дауысы» снова зазвучит на высокогорном катке «Медеу». Если бы подождали еще год, было бы почти по Дюма – «20 лет спустя»: последний фестиваль состоялся в 2004 году. А в 2005-м прошел концерт «Лучшее из “Азия дауысы”», и было объявлено: все, фестиваль выполнил свою историческую миссию – рассказал миру об Алматы.
Впрочем, большинство из тех, кто так или иначе имел отношение к «Азия дауысы», понимали: вопрос на самом деле не в миссии и уж точно не в ее завершении. Еще за пять лет до закрытия легендарного фестиваля его основатель Мурат Иргалиев признался мне в интервью, что он проснулся 1 января 2000 года и подумал: «А надо ли?». Я ему тогда сказала: «Ну вот, «приехали», Мурат Ажимович».
– Почему – «приехали»? – задумчиво ответил директор «Азия дауысы». – Я всегда знал, что вот доберемся мы до пятого фестиваля, седьмого, десятого… и мне не захочется останавливаться. А сейчас думаю: а надо ли? А кому это надо? Мне никто ничего не говорит, для всех «Азия дауысы» – как данность. Ведь никто не спрашивает: надо ли, чтоб солнце всходило? Надо ли просыпаться утром? Надо ли умываться? Надо ли «Азия дауысы»?.. А я привык по жизни людей чем-то поражать. Чем-то удивлять. А если перестает удивлять? И тогда я начал анализировать…
Смотри – видимо, я по по самой натуре своей такой человек: раньше, когда я работал на телевидении, у нас существовали так называемые циклы программ. В свое время было интересно открыть цикл «Дискотека». Тогда был «железный занавес», все мелодии и ритмы зарубежной эстрады сводились только к странам соцлагеря… а мы показывали в нашей передаче Boney M. И не секундочку, как показали как-то из Останкино в программе «Мир встречает Новый Год» (был такой московский журналист – Каверзнев, ему тогда за Boney M. объявили строгий партийный выговор, а режиссеров вообще уволили…), а целыми номерами! С биографией… причем переписывали мы эти номера почти нелегально, а показывали всем. Как? Главное было – поругать…
– «Вот, посмотрите, как не надо делать»?
– Вот, посмотрите, ну что они поют? Какие тексты «безмозглые»: Распутин да Распутин; январь, февраль, март, апрель…потом опять – январь, февраль… Вот, вы только посмотрите на их физиономии! И наша молодежь была самая передовая, видела все это не на картинках, видела само шоу, видела зрелище… Такую задачу я ставил себе на цикл. Потом задача себя исчерпала. Мне стало неинтересно – я бросил… Потом была поставлена задача: пробиться на Центральное телевидение. Мы придумали цикл «Алма-Ата встречает друзей» и «пробили» его наперекор тогдашней психологии: гостей со всей страны, со всех республик может встречать только Москва, центр, сердце нашей родины… ничего подобного! Мы сделали программу из алматинского Дворца (тогда – имени Ленина). Наше хитрое восточное руководство подгадало эфир к приезду сюда Леонида Ильича. Приехал на 60-летие любимой республики. Сидит в зале и смотрит… кто посмел бы зарубить такую программу? Леонид Ильич здесь! «Господь Бог»!… «Ой, какая хорошая программа», – сквозь зубы сказали в Москве, и дальше все пошло как надо…
– Тогдашнее руководство республиканского телевидения к вам так хорошо относилось?
– Руководство было – чудо. Им только идею давай – и они все «пробьют». Это сейчас что-нибудь сделать для творческого человека – фиг. Как же, он же славу себе получит… А раньше понимали, что слава в конечном итоге приходит и к ним тоже, ко всему государству…
– Мы отвлеклись.
– Ну да. То есть я хочу сказать: рано или поздно любой телевизионный цикл заканчивался после того, как его задача была исчерпана.
– И «Азия дауысы» тоже исчерпал свою задачу? Интересно, какую?
– Я так понимаю, вы решили вспомнить все эти разговоры о том, что, дескать, «Нуркадилов (Заманбек Калабаевич Нуркадилов, первый аким Алматы, – авт.) открыл фестиваль для своей жены». Но после Нуркадилова пришел Кулмаханов, у которого не было поющей жены, сестры, дочери – но он тоже поддерживал фестиваль. Потом пришел Храпунов… То есть три совершенно разноплановых, разнополярных человека, но всем им был нужен «Азия дауысы». Потому что он нужен городу, нужен стране… какой позор будет властям – любым властям, если они упустят «Азия дауысы». Все равно дело-то великое делается с точки зрения культуры. Верните себя на 10 лет назад – что мы были? Пустыня в области развлечений и зрелищ, в эстраде вообще…
– Не пойму, кого вы агитируете за «Азия дауысы»: меня или себя? Кто проснулся в новом тысячелетии с мыслью «А надо ли?»
– Если говорить честно, на «Азия дауысы» кризис у меня наступил уже через 5 лет. Тогда мы стали его обновлять: то конкурс «Мисс «Азия дауысы» проведем, то конкурс современной казахстанской песни, влился детский фестиваль… Наконец, в прошлом году сделали шоу, где все лауреаты, из разных стран, пели на казахском языке – и не под наши аранжировки, а под свои собственные!.. Но я подумал: Ну, хорошо. И буду я так каждый год что-то придумывать «в рамках». А идеи-то катятся… И у меня родилась мысль, что, конечно, просто так бросить «Азия дауысы» я не могу. И я понял, что есть выход из этой ситуации: возвысить что-то другое, не унижая «Азия Дауысы». Сейчас я на пороге нового, параллельного проекта, о котором пока не могу сказать ничего, кроме того, что делать его будем в Астане.
…Я тогда еще долго «пытала» Мурата Ажимовича, стремясь и боясь услышать подтверждение собственной мысли: может, все дело в том, что в Алматы стало гораздо меньше средств – и из бюджета, и спонсорских. А на Астану – понятно, деньги найдутся.
– Слушай, давай не будет об этом, а? – сказал он в конце концов. – У меня была такая ситуация с «Жас канатом». Уже нет на посту того министра финансов, но наши весьма известные деятели культуры хорошо помнят разговор с ним: «Хорошее дело «Жас канат?» – «Да, – говорит, – хорошее. Обязательно проводите» – «Но вы же денег не даете!» – «А, ну тогда не проводите»… и жирно вычеркнули «Жас канат» из бюджета, из сметы минкультуры, и не только «Жас канат» – все повычеркивали… У нас сегодня инвестируют в промышленность, в сельское хозяйство, в ресурсы, смотрю – уже в туризм инвестируют, потому что, по идее, быстро деньги принесет, даже в физкультуру (потому что якобы это здоровье нации, хотя на самом деле инвестируют в совсем другое – профессиональный спорт)… но на черта нужно все это, если никто сегодня не инвестирует в душу? Кем, чем мы будем через 30 лет, когда наступит это самое 2030?.. Все той же пустыней?..
Сегодня прошло еще не 30 лет, но почти 20. И я вот думаю: был бы рад Мурат Иргалиев, увидев, что его фестиваль возрождается? Хочется верить, что да. В том числе тому, что «Азия даусы» вернулся на свою «историческую сцену» – высокогорный каток «Медеу».
Организаторы нового «Азия дауысы» предупредили: этот фестиваль пройдет без привычного (для тех, кто помнит) конкурса исполнителей, «потому что это – старт-концерт, «старт-возрождение». Три дня фестиваля – три темы и три разных программы.
Первый день откроет легенда – Бибигуль Тулегенова. После нее на сцену выйдут современные казахстанские поп-музыканты: Moldanazar, RaiM, Ерке Есмахан, V$XV PRiNCE, Мирас Жугунусов, Мархаба Саби, ORYNKHAN, Ирина Кайратовна, ZAQ.
Во второй день выступит зарубежный хедлайнер фестиваля – американская группа Black Eyed Peas (напомним: одна из самых продаваемых групп всех времен).
Третий день – снова «Легенды», он так и называется. Поют Роза Рымбаева, Еркеш Шакеев, Нагима Ескалиева, Медеу Арынбаев, Ерлан Кокеев, Парвиз Назаров и др. Хэдлайнеры – группы «Ялла» (Узбекистан) и шведская Secret Service.
И, один из главных сюрпризов фестиваля: впервые в истории «Азия Дауысы» артистам на сцене «Медеу» будет аккомпанировать эстрадно-симфонический оркестр под управлением Александра Белякова.
Комментариев пока нет