Мы стали казахами благодаря луку и стрелам
Exclusive.kz продолжает цикл статей «Қазақ Орда» проекта «Turanian» о происхождении самоназвания казахского народа. В прошлом тексте рассматривались три версии – от слова қазғак (в разных вариантах перевода: либо копатель, либо добытчик) и от слова қазған-қазаншы (люди общего стола). Новая статья посвящена еще одному вероятному смысловому источнику слова «қазақ» – стрелковое войско.
Слово «қаз» имеет еще одно древнее значение, связанное с жизнью степных всадников, – «стрела».
Стрела для степняка – это гарантия жизни, и это сама жизнь вольного охотника. Стрела – символ свободы лучника от любого притеснения на дистанции стрельбы. Всем известно, что степные сообщества стрелков были независимыми. Они сами избирали своих предводителей, а через своих делегатов на курултаях – и ханов.
Стрела была измерением жизни, вестником судьбы. Лук был символом силы человека, а вот стрела была фатумом – и для стрелка, и для его цели, ведь стрелу не вернешь. Стрела легка как ветер и убийственна как камни с неба. И сами конные стрелки легки и смертоносны. Но стрельба из луков – это не просто развлечение. Это технологии!
Изготовление стрел
Согласно словарю тюркских наречий Махмуда Кашгарского «Диван лугат ат-Турк», это значение слова «қаз» имеет дополнение: «1719. Каз – оперенье стрелы. Его называют и Ук-казй» (кази).
Здесь слово «каз» связано со стрелой «ок». В обратно-линейной последовательности двух корней само собой возникает словосочетание: каз-ок. В подстрочнике оно звучит как «оперенье стрелы», а следом транслируется значение: «стрела с опереньем». Вот эти словосочетания мы примем за исходники понимания.
Далее примем к сведению следующие фразы Махмуда Кашгарского: «4144. Казлан – «быть зарубленным (о стреле) … Ук казланди – «на стреле была сделана зарубка». В таком расширении значения слова «каз» – это уже не только оперенье стрелы, но и ее оснастка, изготовка.
В связи с этим расширяется понимание и даже появляется второй смысл «ук-кази» – «каз-ок». Здесь они уже понимаются как изготовление стрел или как снаряженные стрелы, готовые к стрельбе.
Родовые стрелы Огуз-хана
Как известно, слово «ок» или «ук» использовалось древнетюркскими летописцами не только как стрела, но и как обозначение рода-племени. Это подтверждается и самими этнонимами тюрков: он-ок, буз-ук, уч-ук и другими. Из этих летописей и легенд следует нечто большее, чем род.
Согласно «Родословной туркмен» от Абулгази: Огуз-хан отправил «трех своих старших сыновей [по имени] Кyн, Ай, Йулдуз» на восход солнца, откуда «трое старших сыновей доставили хану золотой лук…». А вот «трех своих младших сыновей [по имени] Кoк, Таг, Тенгиз» он «отправил в сторону, где заходит солнце», а затем дал им каждому по стреле. Затем по воле Огуз-хана «три старших сына, сломав лук, разделили [его] между собой, а три младших сына взяли каждый по стреле».
Старшие получили золото, то есть силу богатства, спокойствие и благоденствие. А что получили младшие – всего лишь по стреле? Но смысл, как всегда, глубже. Младшие получили не просто стрелу, а ее силу.
И вот теперь мы совместим два смысла слова «ок». Это – стрела и войско. И не просто войско, а стрелковое. И вместе с ним – род (роды), родовое подразделение стрелков. И летописные стрелки каз-ок – первые қазақи – пошли искать себе земли.
Таким образом «ук» (ок) в широком смысле – это род, подразделение, войско стрелков.
Казахские родовые стрелы
С вышеуказанным отождествлением родов и стрел согласуется родовая тамга адайцев. Это тамга – ок-стрела. Вот в ней всё и совместилось: и род, и стрела как тамга, и, собственно, сами стрелки!
Все адайцы – казахи и нет адайца – не казаха. Но все они говорят, согласно Махмуду Кашгарскому, не на огузском, а на кыпчакском наречии общетюркского языка.
И тут мы подходим к еще одному важному вопросу. Все тюрки есть потомки древнетюркского суперэтноса, в котором были замешаны самые разные племена и этносы, самые разные генотипы и фенотипы. Это смешение породило не только различающийся облик народов, но и разные диалекты-наречия. И вот когда на этапе распада этого суперэтноса возникли новые народы, то они отделялись друг от друга произношением. Однако по факту все эти народы вышли из этого суперэтноса и связаны общими смыслами древней культуры Турана. А Туран был миром, созданным кочевниками и их стрелами.
Одной из стрел Турана был род Адай. Итак, адайская тамга – стрела. Однако стрела угадывается и на сложных родовых знаках древних и средневековых огузских племен. В них нередко встречается практически аналогичное изображение, но в составе более сложной тамги. На них изображена то ли стрела, то ли копье. И в том, и в другом огузском варианте на оружии просматривается навершие оружия, тогда как у адайцев изображено, собственно, само острие – наконечник стрелы.
Тамга кыпчаков представляет собой две вертикальные черты, в которых предполагают два ножа. Предполагаем, что это две стрелы кыпчакского происхождения.
Народ конных стрелков
Таким образом, в качестве одного из значений слова қазақ мы предлагаем трансформацию слова қаз-оқ (гусиные стрелы) в термин род, подразделение, и наконец – «сообщество стрелков».
Стрелы по тем временам были универсальным оружием не только в степи, но и в горах, и в лесах, и при осадах городов. Но только в степи лук и стрелы стали абсолютным оружием, от которого на открытом пространстве не было защиты. И как всякое средство ведения войны, оружие требовало усиления убийственных качеств. Это достигалось путем усиления оружия – модернизацией обычного лука в сложносоставной и усилением наконечника с его утяжелением или его специализацией с сужением проникающего острия смертоносной «иглы».
Вместе с тем, требовалась интенсификация и масштабирование стрельбы. И вслед за этой потребностью войны охотничьи кланы собирались в родовые ополчения, а те в свою очередь – в войско стрелков у разных тюркских народов. Одним из таких стрелковых народов были казахи.
В связи с вышеуказанным предполагается трансформация термина қаз-оқ в самоназвание народа Қазақ в соответствии с диалектальной особенностью кыпчакских языков. Здесь произошло вытеснение второй гласной «о» и замена ее на «а» с созданием последовательности двух «а». Подтверждается такой вывод тем, что в карлукских языках слово казах звучит как «коз-ок».
5 Комментариев
Очередной бред.
Оружие имеют огнестрельное, по большей части турки, длинные калмыцкие; а равно к оным покупают с позволения при портах и российские, как простые, так [68] и винтовальные. Замков у оных не имеют, а стреляют фитилями; и стреляют редкие хорошо зверей, а птицы никакой; и имеют ружья довольно. Порох, хотя некоторые и сами делают, но весьма мало; а достают по большей части из Бухарин так, как и свинец, и из России. Делаж их порох бывает, хотя и не так крупен, как пушечный, но мельче; только силы такой не имеет, и звук от него по выстреле бывает слабый. Потомуж довольно имеют луков, по большой части китайские, калмыцкие и мунгальские; а сами они их не делают так, как сабли и копья. В случае какой надобности или вооружения, надевают на головы медные шеломы, имеют довольно колчуг и панцырей. Но при всем оном вооружении, как довольно известно, на войне бывают слабы, и, будучи хотя несколько тронуты, рассыпаются тотчас врознь, и каждый ищет спасения своего бегством. Ежелиж из них собирать годных людей к воинскому действию, то должно полагать не менее с каждой юрты по два и по три человека; и как юрт их числом 32790, то не более — 70000 человек.
АНДРЕЕВ И. Г. ОПИСАНИЕ СРЕДНЕЙ ОРДЫ КИРГИЗ-КАЙСАКОВ. 1790 год
Оружие киргиз-кайсаков составляют пики, которыми управляют проворно, а также сабли и луки со стрелами, но сими последними действуют не столь искусно, как уральские башкирцы. При отправлении на войну каждый всадник не более имеет с собою 20 стрел, почему всякий старается сберегать оные, напрягая все искусство, чтобы пущенная стрела не напрасно была потеряна. ГАВЕРДОВСКИЙ Я.П. ОБОЗРЕНИЕ КИРГИЗ-КАЙСАКСКОЙ СТЕПИ. 1804 год.
Луком и стрелами владеют они довольно искусно, однако ж, оружие сие не столь общее у них, как у башкиров. Ружья, особенно с замками, у них редки, а пистолетов они почти совсем не знают. Из сего видно, что они небольшие стрелки.
Луки и стрелы, сделанные самими киргизами, нехороши, лучшие получают они от башкиров, монголов и китайцев. Сабель совсем не умеют делать и достают их, равно как панцири, ружья и большую часть пороха, из Хивы, Бухарин, Персии, Ташкента и Кашкара. Порох делают некоторые у себя дома, но весьма дурной, ибо не знают пропорции составных его частей.
А. И. ЛЕВШИН ОПИСАНИЕ КИРГИЗ-КАЗАЧЬИХ ИЛИ КИРГИЗ-КАЙСАЦКИХ ОРД И СТЕПЕЙ. 1825 год.
Марлен Зиманов настоящий историк и всегда пишет интересные вещи. И вот рассматривает разные версии значения и происхождения имени «қазақ». Всё это в русле древнейшего степного обычая обережных имен. К примеру, в печати описывались случаи, когда многие местные люди при приходе приезжих называли друг друга и названия местностей другими терминами. В частности, гору Отекен называли по другому при приезжих тувинцы, буряты. К тому же Каждое слово раньше имело множество значений, т.к. имело соответствие в каждом из миров — а их 18000!.. А точное значение в конкретном случае помогал найти контекст! Потому один и тот же текст по-разному прочитывали люди среднеобразованные и люди посвященные. Если взять нынешние 3000 лет, то идет всё большая примитивизация мышления и стремление всеобщего упрощения. А священные значения имен этносов пока в секрете от примитизированного понимания широкого читателя. Скажем, «ок» (камень, стрела, пуля) и «оку» (учиться, читать), а также «огуз» имеют общий корень. Да и «учиться» от корня «уш» буквально — «наконечник» (копья, стрелы, ножа). Авторы слов абызы прекрасно знали причины близости этих вещей, а сегодняшние академики, увы, и понятия не имеют об этом. И вклиниться в понимание сути помогает обозрение источников, что делают автор М.Зиманов и другие, и, когда множество источников перед глазами даёт синергетический эффект, изумлённый читатель восклицает: «так вот в чём дело»!..
Ссылающемуся на Андреева и Левшина. В истории бывают периоды как высшего развития, так и спада, потому записки коротковремных этих не могут характеризовать многотысячелетнюю историю казахского народа. Помню, в 1990-х миллионы гектаров в республиках постСССР не засевались и даже стали зарастать деревьями — если бы это продолжалось лет сто, через сто лет какие-нибудь новые туповатые Андрее-Лепши написали бы — «да тутошние и не знали никогда о земледелии»!..
Первое упоминание слова «казак» в восточных хрониках зафиксировано в анонимном мамлюкско-арабском словаре, составленном, вероятно, в Египте, по рукописи 1245 года. Оно относилось к выходцам с Северного Причерноморья.
Также слово «казак» упоминается в Codex Cumanicus — словаре и сборнике христианских текстов, написанном крымско-татарским языком и относящемся к 1303 году.
Первое письменное употребление слова «казак» на Руси зафиксировано в грамоте 1395 года, в «Деле о границах Кирилловского монастыря». Оно относилось к русскому казачеству.
Первое письменное упоминание о казаках в Средней Азии зафиксировано в МИХМАН-НАМЕ-ЙИ БУХАРА, написанное ФАЗЛАЛЛАХ ИБН РУЗБИХАН ИСФАХАНИ в 1509 году.
Как видно, термин КАЗАК изначально родился на Северном Кавказе. И вернее всего происходит от КОСОГ/КАСАХ. Касахия (Касогия) — макротопоним, обозначавший территорию обитания касогов в средние века, до монголо-татарского вторжения. Впервые упоминается в труде Константина Багрянородного «Об управлении империей»: «Выше Зихии лежит страна, именуемая Папагия, выше страны Папагии — страна по названию Касахия, выше Касахии находятся Кавказские горы, а выше этих гор — страна Алания», 957 год. Большинство учёных указывают, что касоги/касахи/кашаки, упоминаемые в письменных источниках X века и позднее, вместе с родственными им зихами, являлись предками современных адыгов/черкесов.
Казахский султанат или Газахский султанат — государственно-подобное образование в Закавказье, существовавшее в 1747—1801 годах в составе Карабахского бейлярбекства, а затем Кахетинского царства.
У Махмуда Кашгари нет термина КАЗАК, для обозначения свободных кочевников, он пользовался другим термином, — ДЖУТ/ЖЕТЕ.
Жарайсыңыз, Шыңырау! Марлен де моғұлдардың дулат жетелері туралы жазады, олар ұлы жүздің күн таңбалылары… Орта жүзде жеті момында да абыздық күн таңба. Кіші жүзде жетірудың таңбалары да қасиетті аты да қартқазақ, әне Мұхит-Ардагер тапқан карталарда Қазақ хандығын Жете Ел дегені бар, Левшинде де «…одно из имен страны Джете наряду с Кыпшак, Туран и др.»… Сөйтіп шындыққа жетесіз. Істеріңіз жемісті болсын!