Мы живем в культуре, пожирающей мужчин - Exclusive
Поддержать

Мы живем в культуре, пожирающей мужчин

Если птица в клетке тесной —
Меркнет в гневе свод небесный.

Недавно Фонд «Qalam» провел исследование социального самочувствия молодежи, результаты которого вызвали широкий резонанс.

Уровень депрессивности молодежи Казахстана в пять раз выше, чем в мире – Exclusive.

Тем не менее, такие результаты прогнозировались еще 10 лет назад, когда в
исследовании по заказу Генеральной Прокуратуры Казахстана был выявлен опасный феномен – расщепленность сознания у трети населения Казахстана, иными словами, опрашиваемые считали истиной два противоположных ценностных утверждения и не видели противоречий, такое двоемыслие. Это неминуемо должно было привести к росту употребления химических веществ, вызывающих зависимость, а также к развлечениям с риском возникновения поведенческих аддикций (просто потому что расщепленные части стремятся соединиться, а психика – обрести целостность). Именно это мы и выявили в текущем исследовании. В эссе использованы результаты различных исследований автора разных лет.

Вступление

Полевая часть исследования завершена, и на очереди полный отчет с анализом данных в разных разрезах. Первая же цифра “риски возникновения аддикций” показывает подавляющее большинство мужчин. Тема бьется в черепушку изнутри, заглушая другие мысли. Это эссе — отпускание на волю темы “мужчины и риски зависимости”, чтобы можно было опубликовать полный анализ по итогам исследования. У меня много друзей мужчин — иногда слушаю о наболевшем. Как исследователь я набрала богатую статистику перепроцессирования эмоций. Это одна сторона наблюдений — очень объективная, особенно в части измерений показателей мозга и тела — незамутненная физика: датчики, измерения, записи. С другой стороны я наблюдаю социальные нормы и требования, состоящие из “должен”, “обязан”, “соответствует”, “позор”, и это еще не самое худшее. С позиций крайнего феминизма мужчина еще и “виноват” фактом своего существования.
Казалось бы, при чем тут зависимости?..

Культура, пожирающая мужчин

Жизнь, вероятно, не так длинна,
чтоб откладывать худшее в долгий ящик.

Когда я в живом диалоге захожу в эту тему, спрашиваю у аудитории “какие факторы, с вашей точки зрения, влияют на продолжительность жизни?”. Ответы, как правило, вращаются вокруг качества воды, количества и качества еды и доступа к медицине. Тогда я перехожу к фактам. Россия — мировой лидер по разнице продолжительности жизни между женщинами и мужчинами. Постсоветские страны тесной группой представлены в топ-10 этой разницы. С годами разница уменьшается по мере культурного удаления от бывшей метрополии. В странах Балтии — быстрее
после выхода из СССР, и даже покинули топ-10, в “братских” — медленнее и все те же топ-10. Теперь просто назовем вещи своими именами. Мы живем в культуре, пожирающей жизни мужчин. Это просто факт, безо всяких оценок. Запомним эту мысль, мы к ней еще вернемся.

I have become comfortably numb

Hey you! Don’t help them to bury the light.
Don’t give in without a fight.


Разговаривала в Алматы с бывшими клиентами клиник по лечению зависимостей, слышала одну историю на разный лад. “Я должен был быть послушным для мамы, успешным, вести себя, как мужчина, не быть позором семьи, и я старался, учился, бизнес, зарабатывал много, помогал, уважал, соответствовал, а потом ловил себя на остановке с таксистами играющим в карты на деньги, пьяным. И знаешь что, это были единственные моменты, когда я чувствовал себя живым, когда я вообще хоть что-то чувствовал”. Женщине чувствовать можно, мужчине — нельзя, иначе — позор семьи или “вообще не мужик”. Не все знают, что изрядная часть научной жизни Дарвина была посвящена изучению эмоций человека и животных, и он пришел к выводу, что эмоция — это способ адаптации организма к окружающей среде. Через столетие эта идея получила развитие в теории функциональных систем, которая была создана Анохиным (теперь его имя носит Институт Нормальной Физиологии РАН). С тех пор взгляд на эмоции, как на часть физиологической системы адаптации биологического организма, мотивации и принятия решений во всем мире не поменялся. Любого организма, а не только женского. Я использовала эту модель в рамках диссертационных исследований с одновременным измерением разных отделов мозга, части гормональной системы, напряжения гладкой мускулатуры и нескольких физиологических показателей тела.
Тысячи часов записей показателей приборов при изучении и трансформации эмоций явно показывают, что индивидуальные различия в обработке эмоций выше групповых различий по половому признаку. Иными словами, в наличии эмоций мужчины и женщины не различаются, только мужчинам социальная норма запрещает их проживать и проявлять.
Важно при этом учесть, что недопрожитая эмоция никуда не исчезнет. И если нормально эмоциональный процесс выплеснется в гормональном и нейромедиаторном коктейле, после чего влияние эмоции закончится в перспективе десятков минут, то “застрявшая” непрожитая эмоция будет продолжать жить в напряжении мышц или проигрывании “заевшей пластинки” в мозге с соответствующим выплескиванием химии в кровь годами. Среди моих испытуемых были сорокалетние мужчины, у которых непрожитые эмоции “фонили” со школы активностью соответствующих зон мозга, и ярче оживали при произнесении определенных слов, их “непрожитое” оставалось актуальным десятилетия. Все непрожитое и непроявленное копится, копится. Некоторые вытесненные эмоции “залипают” в привычный паттерн в мозге, и ситуации начинают повторяться по кругу, превращаясь в дурную бесконечность, из которой, как кажется “застрявшему”, нет выхода. Стоит ли удивляться, что для одних культур Наполеон и даже Де Голль — давнее прошлое, а для других Иван Грозный — актуальное настоящее?
Казалось бы, при чем тут депрессия, наркотики, алкоголи и игры?.. Да, кстати, еще и инфаркты с инсультами…

Один научный факт я хотела бы выделить особо. Эмоция — биологический механизм адаптации к внешнему миру. Это впрямую означает, что в норме у здорового организма НЕТ РАЗНИЦЫ МЕЖДУ ИМПУЛЬСАМИ “ДУШИ” И “УМА”. Разница появляется, когда нездоровая неэкологичная или отставшая от современности культура (на уровне страны или семьи) навязывает уму решения или поступки, не совпадающие с эмоцией и с внутренними ценностями. Поэтому “умом не понять” — это не повод восхищаться загадочной душой, а прямое указание на нездоровую социальную норму или даже целую культуру. Примеров можно приводить множество, ограничусь одним. “Мачо не плачут”, и если мужчине захочется заплакать, то умом понимает — нельзя, а эмоция говорит о противоположном. Так вот ментально и физиологически здоровые мальчики и мужчины плачут, и только с такими можно вступать в любого типа отношения и тем более допускать до власти. Вывод, кстати, парадоксальный для нашей культуры, но я произнесу — если есть сильный конфликт между эмоцией и умом, поступать надо в соответствии с эмоцией. Так постепенно система будет изживать неврозы, хотя первые месяцы, конечно, будет “заносить”, но потом выровняется. Это единственный путь к жизни без неврозов, как социальных, так и личных, а заодно и возвращению контакта с собой, своей глубинной внутренней сутью, путь к трансформации и обретению целостности.

Социальные лифты в никуда

А я иду — за мной беда,
Не прямо и не косо,
А в никуда и в никогда,
Как поезда с откоса.

Общество обязывает мужчину быть социально успешным, строить карьеру или заниматься бизнесом. Социальные лифты при этом работают слабо, не для тех или не в ту сторону. Несколько лет назад общалась с ровесником, юность которого пришлась на 90е в Карагандинской области. Из его дворовой пацанской компании в 10 человек сегодня в живых осталось двое. Двоих лифт “образование” увез в столицу, моего знакомого до уровня руководителя крупной технологической компании пару лет назад. Остальных подхватили социальные лифты в могилу с остановками на этажах “алкоголизм”, “наркомания” и “преступность”. Сейчас, конечно, не 1990-е на дворе, но лифтов вверх по социальной лестнице все еще не хватает. А некоторые лифты оказываются обманками — казалось, на кредитах “до зарплаты” можно уехать вверх к успешному успеху и показательному потреблению, а лифт этот экспрессом доставил на социальное дно. Наше последнее исследование настроений молодежи это, к сожалению, подтверждает.
Казалось бы, при чем тут зависимости?.. И заодно отсутствие образа будущего…

Страна МАМпиров

Легка мне боль, коль ею смех твой прерван.

На фокус-группах в разных регионах я часто задавала вопросы “Что такое Страна? Что такое Родина?” и просила разыграть сценки с участием Родины, гражданина, президента, правительства и т.д. Родину чаще всего описывали как женщину пенсионного возраста, всю такую несчастную, обворованную, забытую, брошенную, и муж к ней плохо относился, и сыновья бросили, а она их вырастила, мучилась, счастья не знала… Вот уж как мужики рыдали во время этого театра-импровизации. Откуда такие образы в голове понятно, — из семьи. Более глубокое копание дает несколько другую картинку. Родина-мать хотела занять позицию несчастной для создания и сохранения власти и контроля над “неблагодарными”. Отказ от счастья и позиция обиженной жертвы давали право на власть через вину, стыд, обязательства “мужей и сыновей”. Недавно коллега, занимающаяся системными расстановками написала “мужчина с облегчением пойдет на войну, чтобы погибнуть, потому что эмоциональные долги перед торгующей своим несчастьем и страданием матерью гораздо тяжелее войны и смерти, и расплатиться по этим долгам невозможно”. Сакрализация страдания и запрет на счастье как способ власти. Несколько лет назад я преподавала архетипы в кино в актерской школе в Алматы. По обсуждению после фильмов с ярко выраженным теневым аспектом архетипа Великой Матери можно было сказать всё об обсуждающих. Иногда я не выдерживала и после обсуждения “Антихриста” Ларса фон Триера возмущалась “Вы правда увидели бедную несчастную героиню-жертву и мужа-сволочь? Вы ЭТО увидели? А как быть с тем, что героиня калечила ноги сыну, чтоб он не ушел, а когда он все-таки вышел навсегда в открытое окно, то стала еще более несчастной и кастрировала мужа?!”. Нет, они этого не увидели. Если бы увидели, как бы они легитимизировали кастрацию уже своих мужей и сыновей?. Да, тут еще “правильных” надо вспомнить, сама такой была в ранней юности, заплатила сполна за “правильность”, а отказалась бы от идей социально навязанной правильности, и трагедий, возможно, удалось бы избежать. Казалось бы, причем тут зависимости?.. Да и бытовое насилие и суициды…

Феминизм как право на насилие

На, кажется, надрезанном канате
Я — маленький плясун.
Я — тень от чьей-то тени. Я — лунатик
Двух темных лун.

Самость познается во взаимодействии с инаковостью. Феминизм выступает от имени всего женского, при этом взаимодействует с инаковостью (мужским) с позиции враждебности и конфронтации. Помилуйте, я не давала вам права говорить и от моего имени тоже, уже хотя бы потому что никогда в жизни не испытывала дискриминацию по признаку пола (хотя это не главная причина — о ней позже).
Давайте для начала разберемся в идентичностях, в нашем случае они парные — женское и мужское, это как диполь в магнетизме, нет одного полюса, всегда два, и один определяется через второй, и наоборот. Нет отдельно женского, как нет отдельно мужского, сами понятия появляются через свою инаковость. И таков закон диполей — напряжение всегда одинаковое. Если женскому “плохо и неуютно в этом мире”, то и мужскому также. Женскому плохо не из-за мужского, не по вине мужского, а плохо в данной социальной и культурной среде, или просто “плохо” потому что конкретно это женское никакого другого состояния не знает. Состояние внутри первично, остальное — следствие. И если каждый попробует сам отвечать за свое внутреннее состояние, то появляется неожиданное решение — сначала добиться хотя бы нейтрального внутреннего состояния, а потом искать новые способы взаимодействия с миром и инаковостью. Но женское хотя бы может о своей боли сказать или даже прокричать, мужское вынуждено молчать и не отвечать, ведь любое слово в ответ делает мужское только хуже — ты или причина всех несчастий “бедных женщин”, или бесчувственная тварь, которая не жалеет и не сочувствует. Надеюсь, когда-нибудь мужчины скажут слово в этой драме, а пока они молчат, я начну, может кто-то продолжит.
Теперь о взаимодействии с инаковостью. Кроме конфронтации с позиции “инаковое как враждебное”, есть, оказывается, другие способы взаимодействия. И если из трех возможных вариантов — “с тобой”, “без тебя”, “против тебя”, два последних хорошо описаны в языке и сюжетах нашей культуры, то “с тобой” из культуры выпал. Мне нравится что-то делать вместе с мужчиной на энергии резонанса. Для меня это тонкое изысканное удовольствие — брать энергию из общего поля, в котором на резонансе её все больше и больше, и превращать её во что-то большее, чем “я” или “мы”. Для этого способа в последние несколько столетий нет ни слов, ни сюжетов в рамках русскоязычной культуры, зато есть устойчивый сюжет отказа от “умения делать из мертвого живое” под предлогом обязательств, в этом смысле “Священная книга оборотня” Пелевина лишь пересказ сюжета Бажова о Хозяйке Медной горы в современном контексте. Если кто думает, что это и есть корни и “скрепы” — ошибается, недоверие, как способ взаимодействия между мужчиной и женщиной и отказ от способа совместно “делать живое божественное из мертвого” прямо запрещался и наказывался в былинной культуре, как наказывалось отвержение влияния Афродиты на смертного в культуре греческой. Сомневающихся отошлю к былине про богатыря Дуная, который не доверял и отказался…
Инаковость враждебна, обе парные идентичности кастрируются и ослабляются конфронтацией между собой (а для мужчин еще и присутствует невозможность выразить боль от этого).
Ключевое здесь — “инаковость враждебна”, а дальше — враждебность проецируется на любую инаковость. Замечу, в авраамических религиях “кто не с нами — тот враг”, и общество разделяется по полу, религиям, национальностям, языкам, как итог “группа против группы”, везде враги. Страна расчленяется враждующими идентичностями, и это “разделение царства в себе самом” легитимизировано враждебностью “традиционных ценностей”. Для меня это тем более странно, потому что в казахстанской культуре есть совсем другой базис, который с инаковостью взаимодействует любопытством и принятием.
Казалось бы, при чем тут зависимости?.. И отчуждение, холод, беспросветное одиночество…

“Не для себя терплю”

Много раз наблюдала, как дети из радости становятся ловушкой, способом удержать, запереть, лишить степеней свободы и обрести власть через “долг”, “обязанность”, “не для себя стараюсь — все ради детей терплю”. Не буду останавливаться на теме искалеченности самих детей, несущих непосильную ношу ответственности за связь родителей и их несчастье “ради ребенка”.
Любопытно было посмотреть как этот феномен связан с объективным и субъективным показателем качества жизни в разных странах. Результат оказался шокирующим — сильная корреляция между индексами субъективного и объективного качества жизни и процентом детей, рожденных вне брака (более 70%). Иными словами, чем меньше в культуре дети используются как способ удержать вместе родителей в несчастливой связи, тем выше показатели объективного и субъективного качества жизни и счастья. Лидеры — страны Северной Европы. Вы все еще хотите поговорить о “скрепах”? До 2000-2003 года в России, например, доля детей рожденных вне брака росла. Потом пропаганда “скреп” начала делать свое “святое дело” и график резко пополз вниз. Прибавлением 20 плюс-минус лет к моменту перегиба кривой от роста к падению доли детей, рожденных вне брака, еще 10 лет назад можно было спрогнозировать годы падения “удовлетворенности жизнью”, падения президентского рейтинга и роста недовольства, которое могло выплеснуться или в самовыпиливание с помощью зависимостей и бытового насилия, или в горячие конфликты внутри страны, или в экспорт этой напряженности в виде военного внешнеполитического конфликта. Потому как естество невозможно подавлять до бесконечности, даже “святыми скрепами”.
Казалось бы, причем тут зависимости?.. А заодно и “возвращение к традиционным ценностям”, семейное насилие и социальные бунты…

Язык как пространство (не)возможностей

Она еще не родилась,
Она и музыка и слово,
И потому всего живого
Ненарушаемая связь.

Идентичности и способы взаимодействия с инаковостью “прошиты” в языке, который принципиально и даже физиологически… женский. Само возникновение семантики — это попытка младенца заполнить пустоту в том месте, где вчера была идентичность “я = я+мама”, а сегодня оказалось, что мамы может и не быть в этом уравнении. И если семантика — изначально биологический способ достраивания идентичности от “я в себе” до “я в мире”, то взаимодействие с инаковостями, как паттерны в мозге, вкладывается мамой в ребенка на этапе симбиотической связи, лет до трех, да, значимые взрослые потом имеют влияние на этот процесс, но потом, потом. Тем удивительнее слышать в феминистском дискурсе, что “язык это мужское”. Все эти паттерны насилия, конфронтации сформированы вложены в психику ребенка мамой, через женский язык, в симбиотической связи мать-дитя. Сомневающихся отошлю к книге-исследованию “Значение и матереубийство” Миглены Николчиной. Язык сексуальности беден, убог и по сути редуцирован до языка насилия, и даже в лучшем случае растворения, присвоения, потери себя. Не удивительно, что этот паттерн переползает в другие сферы, вплоть до внешней политики — “нравится не нравится — терпи моя красавица”. Телесность, сексуальность — база, география — продолжение телесности, сегодня я “овладеваю” женщиной, завтра — территорией других стран, ну или “так не доставайся же ты никому”. Через призму такого языка банально не видны другие способы взаимодействия — партнерство, проживание единственности и конечности другого как ценности, совместное созидание из резонанса нежности, для которых в современной русскоязычной культуре нет слов и сюжетов.
Зато есть в языке сакрализация страдания и “любовь как мера терпения, страдания, отказа от себя” — из фокус-групп.
Казалось бы, при чем тут зависимости?.. И заодно бытовое и семейное насилие и война, как способ взаимодействия с соседями…

Мертвы от бессмертия

Сказали мне, что эта дорога
меня приведёт к океану смерти,
и я с полпути повернула вспять.
С тех пор все тянутся предо мною
кривые, глухие окольные тропы

В культурах, где цель развития человека — сотворчество с богами, именно осознание смертности, как дара, делает человека соразмерным богам. Эволюцию этой идеи можно проследить начиная с первого дошедшего до нас письменного шумерского мифа о Гильгамеше. Путь к целостности и сотворчеству с богами упрощенно можно описать тремя большими этапами: “убить свою мать” (освобождение от инцестуальных симбиотических связей и от взгляда на мир через призму
родительских установок и ситуаций), “сразиться со своими страхами”, “принять свою смертность”. По сути, вся неутилитарная культура создана как ответ на вызов конечности человеческой жизни перед лицом “вечной” Вселенной. Экспансия, в свою очередь, — ответ ограниченного пространства человеческого существования на бесконечность звездного неба. А социальные структуры — ответ на противоречие личного и коллективного. И спектроскопия цивилизаций — это всего лишь различение ответов разных культур на эти вызовы. Сотворчество с богами — пожалуй, самый созидательный, жизнеутверждающий и радостный ответ на вызов смертности. Авраамические культуры дают другой ответ — иллюзорную надежду на жизнь после смерти в обмен на послушание, покорность власти, страх, вину, стыд, расщепление целостности на душу-тело или хорошее-плохое. Кастрация тела и духа в обмен на обещания жизни после смерти для самых покорных. Неудивительно, что история христианизации Европы — это история легитимизации нелегитимной власти, да и создание Московского Патриархата подделкой документов происходило для миропомазания царя, который без этого не имел права на власть.
Замечу, крепостное право появилось вскоре после этого, как способ намертво привязать к приходам. Напомню, что в будущем империя практиковала лишение воли к сопротивлению имперской власти вольнолюбивых номадов тенгрианцев в том числе десантами “духовных учитилей” из Казани и других уже встроенных в империю провинций. Цель та же — насаждение чуждой власти, а для этого никак без кастрации духа и тела страхом смерти и иллюзорной надеждой на жизнь после смерти. Тем более смешно, что теперь это называется “возвращение к
традиционным ценностям”, ну да, если под традицией понимать подчинение вольнолюбивых, свободных в боге людей и лишения их потенциала. За примерами далеко ходить не надо — недавний бунт с целью возвращения власти бывшим элитам одним из движком имел радикальных поклонников “традиционных ценностей”, и к сожалению, метастазы остались в органах высшей власти.
Казалось бы, причем тут зависимости?.. И заодно, способность создавать утилитарные и неутилитарные ценности вместо опоры на торговлю ресурсами…

Верните Гестию

Ты — и обитель блаженных богов, и опора для смертных.
Юная Дева, желанная, вечная, с дивной улыбкой,
Я умоляю Тебя, Многоликая, — вновь посвященным
Теплый прием окажи, прояви Свою добрую волю.
Ибо Ты счастье даешь и здоровье, Чья длань всеблагая
Успокоенье приносит и душу от бед исцеляет!

Когда я в аудитории спрашиваю “Кто из греческих олимпийских богов был самым верным и счастливым мужем?”, я еще ни разу не получила правильного ответа. Дионис, да-да, тот самый, которого нас научили воспринимать как бога пьянства и бл***тва. Самые оболганные авраамическими культурами боги — это те, соединение с которыми дает шанс на трансформацию человека на пути к целостности — Дионис и Афродита. Культуры, трансцендентный смысл которых был показать путь трансформации от человека к богам (со-творчество с богами как цель развития), имели в своем арсенале практики трансформации, именно практики. Такие культуры не отделяли человека от трансценденции “страхом божьим”, наказанием за грехи, лишением права на вечность за непослушание. Взаимодействие с божественным происходило через впускание в себя состояния разных богов в мистериях и других социальных практиках (что противоположно поклонению и страху божьему). За два тысячелетия европейская культура так усердствовала в вычеркивании практик трансформации человека на пути к целостности, и тем более вычеркивание практик впускания в себя состояний богов трансформации, что у меня ушли годы на то, чтобы найти описания этих практик, причем у археологов. Они как физики, не искажают реальность через призму социальной нормы или религии, а описывают реальность как есть и изучают её. Дионисийские практики — это коллективный экстаз с выпусканием всего подавленного, вытесненного и непрожитого психического содержания. И да, там использовались “опьяняющие вещества” и то, что мы сейчас назвали бы “практиками коллективного транса”. Для греческой, а потом и европейской культуры с креном в аполлоническую рациональность, Дионис служил способом балансировки и шансом на трансформацию. Такая коллективная психиатрическая гигиена, как зубы чистить или мыться, только важнее — про индивидуальное и коллективное психическое здоровье. Не случайно, святилище Диониса находилось внутри храма Аполлона, и часть года, когда Аполлон покидал свои края и отправлялся на север, Дионис становился главным божеством храма. Отказ от почитания Диониса или его отвержение строго каралось — подавленные и непрожитые аффекты взрывали человека изнутри, и люди начинали убивать, вплоть до того, что матери руками разрывали своих детей. Такое наказание за отвержение Диониса касалось и мужчин, и женщин, и описано в произведениях многих античных авторов, сначала греческих, потом римских. Хочу еще напомнить, что Дионис на Олимпе сменил Гестию, основное качество которой — полное и безусловное теплое принятие, облагороженный культурой огонь. В культурах, где принятие не является системообразующим фактором, только Дионис спасает от саморазрушения и горячих социальных конфликтов, войн и бунтов. И если для кого-то “бытовое пьянство” — один из немногих способов сохранить контакт с собой-настоящим, а для другого игра — единственный способ почувствовать себя живым и прожить эмоции, то какое право имеет кто-то запрещать или даже судить. Дионис — запрос на трансформацию, дайте зеленый свет трансформации личной и общественной, вместо осуждения и запретов. Если Диониса отнять, то что мы оставим мужчинам? Или верните Гестию, или оставьте в покое Диониса.
Казалось бы, при чем тут зависимости? А заодно и запреты…


Послесловие с надеждой

Разрушьте своды церкви мрачной
И катафалк постели брачной
И смойте кровь убитых братьев —
И будет снято с вас проклятье.
Кто мы? Откуда мы? Куда идем?

Хотелось бы “волшебную таблетку” простых решений, но это иллюзия, на которую малодушно повелись любители запретов и ограничений, которые лучше всех знают, как жить другим. Начинается, конечно, с ответа на вопрос “кто я?”, тут Дионис в помощь.
Перед страной стоят важные вызовы, откладывать ответ на которые смерти подобно. Новая экономическая парадигма, реиндустриализация, повышение транспортной связности, энергетический переход, обновление инфраструктуры, повышение доходов граждан, нарастание международных противоречий и конфликтов … — продолжать можно долго.
При этом, в культуре “взаимной кастрации” и враждебности по признакам пола, религии, национальности, языка эти задачи решены быть не могут. Подавление себя в важных проявлениях в угоду общественным нормам не сделает мужчин творцами, способным пересоздать страну на новых основаниях. А копировать институты без переосмысления их базовых мировоззренческих оснований — это всего лишь очередной карго-культ, массово транслируемый “экспертами для восторженных идиотов”.
Хорошая новость всё же есть, как всегда, надо было меньше слушать неотрефлексированные догмы от экспертов и больше вслушиваться в себя. Мировоззрение тюрков-кочевников “неантропоморфная атеистическая трансцендентность” — единственное мировоззрение на континенте, которое воспринимает инаковость с любопытством и принятием, поощряет жизненную силу (в отличие от авраамических мировоззрений, пришедших как инструмент
порабощения и лишения воли с целью установления власти). По сути, вся государственная и общественная структура Чингисхана, а также военная машина была построена на культурных инновациях, которые обеспечивали социальные лифты, инклюзивность, власть закона, баланс жесткой вертикали власти и местного самоуправления и имплементации инновационных практик, меритократию и равенство детей, независимо от родовитости родителей и появлении
на свет в браке или вне его. При этом принцип доверия и верности был структурообразующим, и самым тяжким преступлением было предательство доверившегося. Современное переосмысление как ошибок, так и структурообразующих принципов откроет возможность решить задачи стоящие перед страной на фундаменте своих ценностей, и в дополнение достроить язык до со-творчества с богами.
Возможно, и мужское тогда расправит крылья.

Ирина Давиденко




7 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Очень глубокий смысл. Требует осознания. С чем-то бы поспорила, но в целом согласна. Потеря себя через навязанные с детства стереотипы ведет к потери смыслов, мотивации к жизни и нормальному восприятию смерти.

  2. Браво!
    Жаль, что этот Лонгрид, может осилить только «читающее» поколение.
    Каждый тут найдет что-то про себя. Я находил почти в каждой главе.
    Да, эта статья не про то, что можно прочитать и забыть.
    Это то, что нужно обсуждать в кругу друзей в пятницу за бокалом крепкого.

  3. Жаль, что я не художник. Я не могу отобразить стоящий (в полном смысле слова) перед моими глазами образ мужского с расправленными крыльями. А хотелось бы. И ещё жаль, что весьма уважаемое мной издание публикует подобный наукообразный бред. Это не вопрос согласия или несогласия с позицией автора, это вопрос полного отсутствия хоть какой-то позиции.

  4. У женщин после определенного возраста есть подсознательное чувство вины за беспорядочные половые связи в молодости, осуждаемые любой авраамической религией и даже советской светской моралью. Современная женская философия состоит из попыток оправдать себя с помощью осуждения государства как института, религии как института и тд. Отсюда и феминизм и либерализм. Про чувство вины у мужчин соглашусь с автором.