English version

На границе Узбекистана и Казахстана зафиксированы огромные очереди грузовых автомашин

Контекст дня — 7 июня 2025 17:30
0

Время простоя доходит до трех суток.

Причиной скопления эксперты называют резкий рост объемов отгрузок свежей плодоовощной продукции из Узбекистана на внешние рынки во второй половине мая и начале июня нынешнего года, сообщает Exclusive.kz со ссылкой на Podrobno.uz.

По состоянию на 4 июня, количество скопившихся грузовых машин на пограничном посту с Казахстаном «C. Нажимов» (Майский) доходило до 320 единиц, а на посту «Яллама» – до 505 единиц, сообщают аналитики EastFruit. Эксперты ссылаются на Telegram-канал о пробках и проблемах на границе «Чегарадаги тирбандликлар ва муаммолар».

Причина столь высокого спроса на узбекскую черешню, вишню и абрикос нового урожая в нынешнем сезоне – заморозки в апреле-мае 2025 года в странах Восточной и Центральной Европы, которые нанесли огромный ущерб урожаю косточковых фруктов.

Кроме того, к ажиотажу добавились еще смещение сезона их уборки и более ранний старт экспорта арбуза и дыни нового урожая.

«В сезоне 2025 года уборка урожая черешни и абрикоса, и соответственно массовый экспорт стартовали на 7-10 дней раньше, чем в прошлом году. И с большой вероятностью завершится значительно раньше прошлогодних сроков. Вдобавок к этому, сбор урожая и экспорт ранних сортов арбуза и дыни также начались на неделю–десять дней раньше по сравнению с прошлогодним сезоном», – сообщил Нодирбек Мусаев, руководитель узбекской экспортной компании Musaevs AgriFoods.

Все это привело к резкому увеличению объемов отгрузок продукции на внешние рынки начиная с 10-15 чисел мая нынешнего года. Спрос на автотранспорт также резко вырос, поскольку основными направлениями поставки фруктов являются российские и белорусские рынки, а также Казахстан. В эти страны узбекская свежая плодоовощная продукция поставляется преимущественно автотранспортом.

Учитывая, что пропускная способность пограничных пунктов перехода такая же, как и в предыдущих сезонах, на них образовались огромные очереди грузовых автомашин. Время простоя доходит до трех суток.

В результате резко выросли и логистические издержки. В настоящее время стоимость услуг еврофуры-рефрижератора грузоподъемностью 20 тонн с доставкой до российской столицы доходит до 5-5,5 тысячи евро, тогда как в прошлом году аналогичная перевозка стоила на уровне 4 тысяч евро.

По мнению Нодирбека Мусаева, проблема огромных очередей грузового автотранспорта на пограничных пунктах повторяется из года в год в период созревания и массового экспорта косточковых культур. Однако, улучшения ситуации с каждым новым сезоном не наблюдается.

Простои на границах приводят не только к удорожанию логистики, но и задержкам доставки узбекской плодоовощной продукции на целевые рынки, и как следствие, упущению экспортерами потенциальной прибыли, которая может исчисляться в общей сумме миллионами долларов.

Фото: Podrobno.uz


Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.