На каких условиях продлевать нефтяные контракты?
Общество обвиняет власть и нефтяные компании в несправедливом и неэффективном распределении углеводородных ресурсов. Чаще всего достается операторам крупных месторождений, таких как Тенгиз, Кашаган и Карачаганак. Власти отвечают, что менять условия уже заключенных контрактов невозможно. Но это можно сделать при продлении или заключении нового соглашения на недропользование.
Казахстан, как и многие другие страны, привлекает инвесторов – транснациональные нефтегазовые компании – на освоение круных нефтяных месторождений, поскольку у них есть деньги и технологии разработки.
Республика могла бы получать от них гораздо больше доходов, если бы условия контрактов выгледели немного иным. К примеру, Тенгизшевройл вкладывает $45 млрд проект увеличения производства на Тенгизе, но только около трети из них осваивается местными компаниями по казахстанскому содержанию. Вся нефть, добываемая на месторождениях Тенгиз, Кашаган и Карачаганак, экспортируется. Хотя другие добывающие компании до 30% своей нефти, а то и полностью отдают на переработку внутри страны.
Всю легкую
Контракты по трем крупнейшим проектам – Тенгиз, Карачаганак и Кашаган – истекают в 2033-м, 2037-м и 2041 годах, соответственно. То есть первыми за стол переговоров нужно будет садиться с акционерами ТШО. Контракт по этому месторождению был заключен в 1993 году. С тех пор здесь добыча выросла с 1 до 29 млн тонн в год. В общей сложности компания уже выкачала более 500 млн тонн нефти. Извлекаемые запасы месторождения оцениваются от 750 млн до 1,1 млрд тонн.
В 1993 году после заключения контракта между правительством и корпорацией Chevron было объявлено, что инвестор вложит $20 млрд. Общие доходы за четыре десятилетия должны составить $210 млрд, расходы – около $83 млрд, 80% предполагаемых доходов должны достаться Казахстану. За весь срок соглашения на Тенгизе планируется добыть 775 млн тонн нефти, что, судя по всему, будет сделано задолго до истечения контракта.
В 2020 году, когда пандемия коронавируса резко снизила спрос на нефть, некторые аналитики отмечали, что если так будет продолжаться, то акционеры ТШО не смогут за оставшееся время отбить те $45 млрд, которые она вкладывает в расширение Тенгиза. Теперь на фоне войны между Россией и Украиной, когда меняется структура поставок нефти на мировом рынке, растут цены на энергоресурсы, возрат вложенных в Тенгиз инвестиций не кажется таким нереалистичным. Тем более, если учесть, что добыча со следующего года вырастет до почти 40 млн тонн в год.
«ТШО до конца срока постарается максимально легкую нефть выкачать. После чего останется очень сложная для извлечения нефть, которая потребует применения новейших технологий. И Казахстан сам будет вынужден просить Chevron остаться и разрабатывать дальше», – полагает Нурлан Жумагулов, исполнительный директор общественного фонда «Energy Monitor», который занимается исследованием и анализом нефтегазовой отрасли.
Если смотреть график добычи ресурсов на Тенгизе, то как раз после 2032-2033 годов идет значительный спад добычи. Проект будущего расширения нужен был для того, чтобы как можно больше нефти выкачать до истечения контрактного периода, после которого наблюдается резкий спад.
«Свои $45 млрд они уже отбивают. Скорее всего к 2027 году они полностью смогут вернуть эти инвестиции», – говорит эксперт.
Он поясняет, что Тенгиз разрабатывается согласно договору партнерства между РК и Chevron, то есть это не соглашение о разделе продукции (СРП).
Если по СРП все затраты аккумулируются, и они списываются потом с будущей нефти, то в Тенгизшевройл, который работает как обычное товарищество с ограниченной ответственностью, затраты списываются с ежегодных доходов. Допустим, ТШО получил в прошлом году за счет продажи нефти, газа и серы $10 млрд выручки, с них сразу и списываются $3-4 млрд годовых капитальных и операционных затрат компании. С оставшейся суммы платятся КПН и роялти.
«Почему сейчас ТШО мало налогов платит? Потому что у него ежегодные капитальные затраты составляют в $3-4 млрд по проекту ПБР (…) Чем ниже у компании затраты, тем выше КПН и роялти, то есть выплаты Казахстану», – объясняет Нурлан Жумагулов. Он озвучил ряд предложений, которые необходимо учесть при продлении контракта, как по Тенгизу, так и по другим проектам.
Лучше в инфраструктуру
В первую очередь при продлении контрактов уполномоченные государственные органы, которые занимаются этим вопросом, должны вовлекать в работу представителей общественности. При этом контракт должен быть продлен при условии, что он принесет максимальную пользу гражданам республики.
Во-вторых, недропользователи ежегодно выделяют деньги по своим социальным обязательствам, которыми акиматы распоряжаются, мягко говоря, не всегда эффективно. Они строят на эти деньги скверы, ставят памятники, не учитывая мнение местного населения.
В Кодексе о недрах написано, что эти отчисления должны быть направлены на социально-экономическое развитие региона, где работает недропользователь. То есть, их нужно направлять на инфраструктурные проекты, улучшение дорог, строительство газопроводов и водопроводов, а не строить памятники, за которыми надо еще ухаживать и выделять на это деньги из бюджета.
Те же обязательства по НИОКР (1% от затрат на добычу) лучше перенаправить на социальные проекты, увеличив тем самым отчисления на социально-инфраструктурные проекты с 1% до 2%.
Изначально задумка по выделению средств на НИОКР была хорошей, но реализация оказалась очень плохой, и эксперт не видит здесь никаких перспектив. Каждая компания старается эти обязательства освоить (потратить) через свои аффилированные предприятия.
«Яркий пример – «СНПС-Актобемунайгаз», где 80-90% обязательств по НИОКР выполняются аффилированными китайскими компаниями. Какой смысл? Недропользователи считают эти деньги своими. Они говорят: «Это наши деньги, и мы тратим на свое усмотрение», – отмечает эксперт.
Содержание и нефть
Республике надо работать над увеличением местного содержания в товарах, работах и услугах, приобретаемых нефтегазовыми операторами. Оно составляет менее половины от ежегодных затрат добывающих компаний. К примеру, в топ-30 нефтесервисных компаний, освоивших за 2020 год свыше 1,6 трлн тенге, вошли только 8 казахстанских, 9 совместных с казахстанскими предприятий. При этом, любая иностранная компания может создать в республике ТОО, которое будет считаться на 100% казахстанским, если в нем 95% работников будут гражданами республики. То есть оператор Тенгиза, Кашагана или Карачаганака будет отчитываться так, будто он отдает тендер местному предприятию. Хотя на самом деле под маской казахстанского ТОО, являясь его учредителем, осваивать заказ будет иностранная компания. Соответственно, вся прибыль будет уходить за рубеж. Все требования по местному содержанию к недропользователям, которые включают при заключении контрактов, бесполезны, если не исправить этот пробел.
Нурлан Жумагулов считает, что надо четко определить статус казахстанской компании и, что таковым должно считаться предприятие, где, как минимум, 50% принадлежит гражданину РК, казахстанскому юридическому лицу или государству. Если бы они создавали СП, то 50% доходов таких компаний оставались бы в Казахстане.
Сейчас практически всю нефть на казахстанские НПЗ поставляют КазМунайГаз, китайские компании и казахстанские частные нефтедобытчики. Производство в их месторождениях снижается и, по мнению эксперта, через 10 лет она сократится в разы. Поэтому при продлении контрактов по крупным проектам, таких как Дунга, Тенгиз, Карачаганак, нужно обязать операторов оставлять 25-30% добытой нефти в стране.
Еще один пример – в 2024 году истекает срок контракта по месторождению Дунга на основе СРП. На момент заключения договора не было обязательств о выплате экспортных таможенных пошлин. Теперь, при продлении соглашения, нужно учесть, что с 2024 года компания должна платить ЭТП, согласно требованию законодательства.
На новые морские проекты не стоит надеяться, поскольку, согласно улучшенному модельному контракту, они освобождены от обязательств по поставке нефти для внутреннего пользования.
Да, сейчас на внутреннем рынке стоимость нефти составляет 100 тыс. тенге за тонну, тогда как на экспортном – 300 тыс. тенге. Любому оператору хотелось бы продавать сырье за рубежом. Но обеспечивать казахстанские НПЗ нефтью должно не только государство, но и инвесторы.
Таким образом, при продлении или заключении контракта на недропользование нужно учесть три главных пункта: 1) деньги по социальным обязательствам нужно направлять на инфраструктурные проекты; 2) обязать операторов больше нефти поставлять на внутренний рынок; 3) улучшить показатели по местному содержанию, когда, как минимум 50% доли в предприятиях-поставщиках операторов принадлежит гражданам РК.
При этом, хотелось бы отметить, что нефтегазовая отрасль по-прежнему остается закрытой для общественности и СМИ. Справедливы требования депутатов мажилиса раскрыть условиях контрактов, заключенных с инвесторами в 1990-х годах. Как власти, так и операторы нефтегазовых месторождений должны отвечать на вопросы общества, проводить встречи и регулярно отчитываться о своей работе, информировать о своем вкладе в экономику и экологию регионе деятельности.
В прошлом году министерство энергетики сообщило, что количество контрактов на недропользование по углеводородам составляет 281, из которых на разведку – 40, разведку и добычу – 135, добычу – 96, СРП – 10.
По данным министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК, на государственном балансе на сегодняшний день находятся более 300 нефтегазовых месторождений. Балансовые запасы нефти в республике составляют 4,4 млрд тонн, газа – 3,8 трлн куб. м, конденсата – 420,5 млн тонн. При этом, около 70% запасов углеводородного сырья приходится на долю трех крупных месторождений – Тенгиз, Кашаган и Карачаганак. Здесь же добывается 65-70% ежегодной нефти республики. То есть общая динамика добычи нефти в стране будет по-прежнему в существенной мере зависеть от этих трех крупномасштабных проектов.
Помимо них, вклад в дальнейшее развитие нефтедобывающей отрасли Казахстана будут вносить и несколько менее крупных проектов (в том числе на морских месторождениях), хотя их роль будет менее заметной.
Согласно обновленному плану развития минэнерго, в этом году добыча нефти должна достичь 91,6 млн тонн, увеличившись по сравнению с 2022 годом на 8,8%, а в 2024 году показатель должен вырасти до 97,12 млн тонн.
Комментариев пока нет