На национальное кино подали в суд - Exclusive
Поддержать

На национальное кино подали в суд

Государственный Центр поддержки национального кино (ГЦНПК) создал прецедент: с этого года он будет взыскивать с кинопроизводителей суммы, потраченные на создание нерентабельных фильмы.

– На данный момент в судебном производстве находятся пять дел по искам, поданным Киноцентром в отношении недобросовестных поставщиков, – сообщил председатель правления НАО «ГЦПНК» Есетжан Косубаев. Напомним: основная задача этой структуры – финансирование отечественного кинематографа.

– Для всех участников объявленного в начале марта пятого по счету конкурса на получение бюджетного финансирования это (исковые заявления в судах) должно стать сигналом о том, что халтура не пройдет, – говорит Есетжан Косубаев. – Президент Касым-Жомарт Токаев в своих выступлениях неоднократно подчеркивал, что «Казахстан вышел на передовые позиции в области креативной индустрии. О Казахстане с этой позиции заговорили в положительном плане».

Но это магистраль с двухсторонним движением, государство проявляет внимание к кинематографу, выделяя ему значительные финансовые средства, а киносообщество, со своей стороны, должно быть готово к тому, что с него будет спрос – на что расходуются народные деньги. Но, сожалению, наши кинопроизводители не всегда осознают степень ответственности, которую влечет за собой доверие государства. Некоторые компании во время конкурса очень красочно описывают свои будущие проекты, получают на них финансирование, а на выходе создают откровенно слабые фильмы, которые в прокате не зарабатывают и десятой части от потраченных на их производство денег, а то и вовсе ложатся на полку. Это не что иное, как потребительский подход к государственным деньгам.

Он сообщил, что всего по итогам 2022 года в бюджет было возвращено более 1 миллиарда тенге. Из них 475 миллионов – это пять проектов, выигравших конкурс, но не выполнивших своих обязательств по договору.

– Да, с организационной точки зрения возвращенные в бюджет средства – это не очень хорошо, но мы принципиально стоим на том, что если в процессе производства картины будут выявлены нарушения, то мы, опираясь на законодательство, примем соответствующие меры, – заявил Есетжан Косубаев. – Что касается конкурса 2022 года в целом, то из 62 проектов до финиша, если можно так выразиться, дошли 49. Разумеется, не у всех закончен производственный процесс, часть полнометражных лент – это переходящие проекты. 146 миллионов возврата относятся к переходящим проектам предыдущих лет. 

Председатель правления НАО «ГЦПНК» отметил, что в проблемах отрасли виноваты не только кинопроизводители.

– Есть и такие, решение которых от участников конкурса не зависят. Скорее, наоборот – они создают трудности как в процессе производства кинопроектов, так и в работе нашего Центра. Дело в том, что большая государственная машина часто бывает неповоротлива. В результате из-за многочисленных согласований и бюрократических проволочек у нас уже не в первый раз конкурс передвигается по срокам. А это неизбежно влечет за собой сокращение времени для работы над каждым конкретным проектом. Проблема, связанная с проведением конкурсов, касается всей киноотрасли.

 Сегодня, по словам Есетжаан Косубаева, любые творческие объединения – будь то Союз кинематографистов или Академия кинематографических искусств – находятся фактически вне поля зрения государства. Они не имеют финансирования, их голоса не слышны.

– А ведь такие цеховые организации в первую очередь должны быть в объективе внимания, – считает он. – Именно к их мнению надо прислушиваться при создании и изменении нормативно-правовой базы отрасли. И здесь главная роль должна принадлежать министерству культуры и спорта. Но там, как я уже говорил выше, слишком много направлений, и это значительно усложняет процесс принятия решений. 
Выходом из ситуации, по мнению Есетжана Косубаева, может стать создание отдельного Комитета по кинематографии – как минимум, в рамках министерства. Он считает, что компетенция курирующих служб не только упростит диалог между творческими людьми и государством, но и обеспечит качественный уровень исполнения актуального и современного тематического плана.

Как сообщил председатель правления Киноцентра, с 2019 (с момента создания ГЦПНК) по 2022 год закончено производство 83 фильмов, получивших государственное финансирование. Их общий бюджет составил 17,4 млрд тг. В 2023 году на производство фильмов из республиканского бюджета, по его словам, предусмотрено 5 млрд тенге, из них 1,7 млрд тенге продолжающиеся (20 кинопроектов) и 3,3 млрд тенге на новые кинопроекты, из них 35% или 1,2 млрд тенге направляются кинопроектам киностудии.

Так работать нельзя!

Exclusive.kz уже писал об условиях, на которых выделяется финансирование на производство отечественного кино. Кинопроизводители считают себя заложниками не до оконца отработанных механизмов финансирования.

Художник-постановщик и продюсер Еркин Сулейменов:

– Финансирование проектов, в лучшем случае, поступит только в августе, а потом начнется гонка – по указке сверху нужно успеть снять фильм до конца года. При этом дают не все деньги, а только 30%. Раньше тоже выдавали кусочками, но тогда хотя бы сразу 50%, где-то в середине 30% и к моменту, когда фильм готов к сдаче, остальные 20%. Но когда изначально дают 30%, остальные 70% перед самой сдачей, – это ненормально. Получается, что вся съемочная группа работает большую часть бесплатно. Поэтому приходилось брать кредиты, чтобы покрывать ежедневные расходы. Это странно, так работать нельзя. Поэтому срочно нужно менять законодательство, причем инициативы должны идти снизу, а не спускаться сверху, когда чиновники и депутаты, принимающие в этом участие, придумывает их в силу своего видения, интеллектуального уровня и т.д.

Гаухар Сулюкова, продюсер:

– Деятельность этого Киноцентра я вообще понять не могу. Хорошо устроились! Если вовремя не сдали отчёт, то каждый день просрочки набегает пеня – 400 тысяч тенге, которые уходят на личный счёт этой структуры, а не на развитие кино. При этом деньги на проекты, которые победили в питчинге, Киноцентр выделяет очень поздно. В прошлом году это произошло только в октябре, а фильмы должны были быть сданы до 10 декабря, дальше идет штраф, а деньги по второму траншу пришли только 30 декабря.

Мерей Сугирбаева




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *