«На усмотрение рынка»: Скляр признал отсутствие приоритетов в ж/д перевозках и сообщил о разработке новых правил согласования грузов
Ответ за подписью первого вице-премьера Романа Скляра направлен депутату мажилиса Юлии Кучинской в рамках рассмотрения депутатского запроса о ситуации в сфере железнодорожных перевозок, сообщает Exclusive.kz.
В документе прямо указано, что на сегодняшний день поезда формируются и пропускаются без предоставления приоритетности по видам сообщений.
«Согласно установленным нормативным графикам движения поездов формирование и пропуск поездов осуществляется без предоставления приоритетности по сообщениям», — говорится в ответе.
Скляр сообщил, что министерством транспорта подготовлены поправки в Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом. Они предусматривают регламентацию очередности согласования планов перевозок, однако в настоящее время документ находится на стадии согласования в государственных органах и организациях.
В ответе также приводится статистика: за 11 месяцев 2025 года объём перевозок грузов железнодорожным транспортом составил 287,8 млн тонн. Из них 56,3% приходится на внутриреспубликанские перевозки, 27,8% — на экспорт, 6,3% — на импорт и 9,6% — на транзит.
Распределение вагонов — на усмотрение рынка
В письме отмечается, что распределение подвижного состава фактически не регулируется государством.
«Взаимоотношения между грузоотправителями и собственниками (операторами) вагонов выстроены исключительно на договорной основе», — указывается в документе.
Роль национальной компании «Қазақстан темір жолы», как следует из ответа Скляра, ограничивается предоставлением инфраструктуры, организацией движения поездов и обеспечением безопасности перевозочного процесса. При этом распределение вагонов осуществляется операторами самостоятельно — исходя из коммерческих договорённостей.
Ответственность всех участников перевозочного процесса, как подчёркивается в письме, формально регламентирована законодательством в области железнодорожного транспорта.
Цифровизация как универсальный ответ
Значительная часть ответа посвящена цифровым проектам ҚТЖ. В частности, упоминаются цифровой торговый коридор Tez Customs, системы автоматизации управления поездами Trip Optimizer, проекты с Wabtec и Huawei, внедрение ИИ-моделей, «цифровые рамки» для осмотра вагонов и платформа «Единое цифровое окно».
При этом в документе не разъясняется, каким образом перечисленные цифровые инициативы должны решить системные проблемы с планированием перевозок и дефицитом подвижного состава.
«Сквозное планирование» без сроков
Отдельно в ответе говорится о проведении ИТ-аудита ҚТЖ при участии BCG-BTS. По его итогам предложена цифровая инициатива «Сквозное планирование», которая должна охватить все уровни управления перевозочным процессом — от годового до суточного.
«В результате будет сформирована единая цифровая экосистема управления перевозочным процессом», — говорится в ответе.
При этом конкретные сроки реализации инициативы и её практический эффект в документе не обозначены.
Таким образом, ответ первого заместителя премьер-министра фактически подтверждает отсутствие приоритетов в железнодорожных перевозках и передачу ключевых решений по распределению вагонов рыночным операторам, при отсутствии чётких сроков нормативных изменений.
Фото: Gov.kz



Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.