Ya Metrika Fast


English version

«На усмотрение рынка»: Скляр признал отсутствие приоритетов в ж/д перевозках и сообщил о разработке новых правил согласования грузов

Контекст дня — 28 декабря 2025 09:00
0
Изображение 1 для «На усмотрение рынка»: Скляр признал отсутствие приоритетов в ж/д перевозках и сообщил о разработке новых правил согласования грузов

Ответ за подписью первого вице-премьера Романа Скляра направлен депутату мажилиса Юлии Кучинской в рамках рассмотрения депутатского запроса о ситуации в сфере железнодорожных перевозок, сообщает Exclusive.kz.

В документе прямо указано, что на сегодняшний день поезда формируются и пропускаются без предоставления приоритетности по видам сообщений.

«Согласно установленным нормативным графикам движения поездов формирование и пропуск поездов осуществляется без предоставления приоритетности по сообщениям», — говорится в ответе.

Скляр сообщил, что министерством транспорта подготовлены поправки в Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом. Они предусматривают регламентацию очередности согласования планов перевозок, однако в настоящее время документ находится на стадии согласования в государственных органах и организациях.

В ответе также приводится статистика: за 11 месяцев 2025 года объём перевозок грузов железнодорожным транспортом составил 287,8 млн тонн. Из них 56,3% приходится на внутриреспубликанские перевозки, 27,8% — на экспорт, 6,3% — на импорт и 9,6% — на транзит.

Распределение вагонов — на усмотрение рынка

В письме отмечается, что распределение подвижного состава фактически не регулируется государством.

«Взаимоотношения между грузоотправителями и собственниками (операторами) вагонов выстроены исключительно на договорной основе», — указывается в документе.

Роль национальной компании «Қазақстан темір жолы», как следует из ответа Скляра, ограничивается предоставлением инфраструктуры, организацией движения поездов и обеспечением безопасности перевозочного процесса. При этом распределение вагонов осуществляется операторами самостоятельно — исходя из коммерческих договорённостей.

Ответственность всех участников перевозочного процесса, как подчёркивается в письме, формально регламентирована законодательством в области железнодорожного транспорта.

Цифровизация как универсальный ответ


Значительная часть ответа посвящена цифровым проектам ҚТЖ. В частности, упоминаются цифровой торговый коридор Tez Customs, системы автоматизации управления поездами Trip Optimizer, проекты с Wabtec и Huawei, внедрение ИИ-моделей, «цифровые рамки» для осмотра вагонов и платформа «Единое цифровое окно».

При этом в документе не разъясняется, каким образом перечисленные цифровые инициативы должны решить системные проблемы с планированием перевозок и дефицитом подвижного состава.

«Сквозное планирование» без сроков

Отдельно в ответе говорится о проведении ИТ-аудита ҚТЖ при участии BCG-BTS. По его итогам предложена цифровая инициатива «Сквозное планирование», которая должна охватить все уровни управления перевозочным процессом — от годового до суточного.

«В результате будет сформирована единая цифровая экосистема управления перевозочным процессом», — говорится в ответе.

При этом конкретные сроки реализации инициативы и её практический эффект в документе не обозначены.

Таким образом, ответ первого заместителя премьер-министра фактически подтверждает отсутствие приоритетов в железнодорожных перевозках и передачу ключевых решений по распределению вагонов рыночным операторам, при отсутствии чётких сроков нормативных изменений.

Фото: Gov.kz


Шокан Алмас

Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.