Нацпроект по модернизации энергетики и ЖКХ: опять распил или прорыв?
Национальный проект «Модернизация энергетического и коммунального секторов», стоимостью свыше 13,5 трлн тенге, должен помочь не только обновить энергетическую и коммунальную инфраструктуру, но и поднять уровень отечественных производителей. Однако реализация масштабного проекта может столкнуться с рядом проблем, преодолеть которые будет непросто.
В декабре прошло года правительство утвердило Нацпроект по модернизации энергетической и коммунальной инфраструктуры на 2025-2029 годы. Разработало документ Министерство национальной экономики, а в его реализации должны участвовать четыре министерства, все местные исполнительные органы на региональном уровне и другие государственные ведомства, а также субъекты естественных монополий, владеющие и эксплуатирующие эту инфраструктуру.
Задача программы – модернизировать и построить новые электростанции, тепловые, электрические и водопроводные сети так, чтобы они качественно и надежно обслуживали население коммунальными услугами. Финансировать работы должны, в основном, сами владельцы всех этих объектов – за счет кредитов, часть процентной ставки которых субсидируется государством, а также программы «Тариф в обмен на инвестиции», когда правительство дает разрешение повысить тариф на те или иные услуги на определенный период, а монополист вкладывает эти дополнительные доходы на ремонт и обновление объектов.
При этом реализация Нацпроекта должна способствовать развитию казахстанского бизнеса. Предполагается, что товары и услуги при модернизации объектов будут закупаться у отечественных поставщиков. Но уже сегодня ясно, что не все монополисты могут быть заинтересованы в участии в масштабной программе реновации, а казахстанские производители ограничены в правах.
Изношенные и аварийные
Многочисленные аварии на ТЭЦ, прорывы на водопроводных и тепловых сетях, произошедшие за последние два-три года, наглядно показали необходимость обновления энергетических и коммунальных объектов. По оценке авторов Нацпроекта, тепловые сети в Казахстане в среднем более чем на 50% находятся в изношенном состоянии. При этом система теплоснабжения охватывает около 60% городов и населенных пунктов страны, а общая протяженность сетей составляет примерно 13 тыс. км.
Высокий уровень износа наблюдается и на электрических сетях, общая протяженность которых 470 тыс. км. Основное оборудование на электростанциях изношено на 57%, при этом более трети станций – на 70-90%. Из-за чего собственно и происходят аварии на ТЭЦ и ГРЭС.
В системе водоснабжения инфраструктура изношена в среднем на 40%, а в некоторых регионах на 50% (общая протяженность сетей – 100 тыс. км).
Если срочно не приступить к обновлению инфраструктуры, то в какой-то момент она перестанет функционировать. В правительстве подсчитали стоимость запланированных работ. В общей сложности они обойдутся в 13,6 трлн тенге, 6,2 трлн из них пойдут на энергетику, 6,8 трлн – коммуналку, 602 млрд – на автоматизацию и установку приборов. При этом в виде государственных субсидий выделят почти 1,5 трлн тенге.
По данным минэнерго, в течение 2025-2029 годов планируется реализовать 29 проектов по модернизации действующих электростанций суммарной мощностью 7300 МВт.
По словам Асылжана Мусина, директора департамента энергетики минэнерго, Нацпроект предполагает льготное финансирование проводимых работ в рамках механизма возврата инвестиций через рынок электрической мощности, когда электростанция вкладывает в модернизацию свои средства и возвращает их за счет программы «Тариф в обмен на инвестиции».
Выбирает объекты, которые подлежат модернизации, Совет рынка и минэнерго. Совет рынка – некоммерческая организация, которая представляет интересы казахстанских энергопредприятий.
Как это происходит? Действующая станция разрабатывает свой инвестиционный проект, где обещает обновить оборудование, установив новые котлы, турбины и т.д. Показывает, сколько средств будет вложено и какое оборудование будет установлено. Предоставляет проект на рассмотрение Совета рынка. Эксперты организации изучают его, насколько проект технически и экономически целесообразен, после чего выдают свои рекомендации минэнерго. Ведомство рассматривает проект и принимает решение утвердить его или отклонить.
«Если какое-то предприятие придет и у него оборудование, которое всего пять лет работает, и он хочет заменить его на еще что-то новое, соответственно, такой проект не пройдет», – говорит Асылжан Мусин.
А если проект предполагает замену старого оборудования, к примеру, 80-х годов прошлого века, на современное, соответствующее экологическим нормам, которое будет потреблять меньше топлива, то такой проект получает одобрение и льготное финансирование.
Поддержка производителей
Одно из основных требований при реализации Нацпроекта – закупка товаров и услуг у отечественных производителей. В октябре прошлого года при обсуждении республиканского бюджета в мажилисе премьер-министр Олжас Бектенов сказал, что в Нацпроект «закладываем преимущественное приобретение всех товаров, работ и услуг именно у отечественных предпринимателей». В самом документе говорится, что «обеспечение максимального использования продукции отечественных товаропроизводителей (ОТП)» будет происходить постепенно, начиная с 20% и дойдя до 60% от общего количества поставщиков.
Возможно, такой показатель связан с тем, что не все необходимые товары производятся в Казахстане. Представитель минэнерго говорит, что в договорах по инвестиционным проектам, которые заключаются с электростанциями, предусмотрено, что они приоритет отдают местным товаропроизводителям. В то же время надо учитывать, что турбины, которые устанавливаются на электростанциях, в стране не производятся. Зато котлы можно приобрести у отечественных производителей.
Минэнерго ведет работу с производителями по локализации производства
«Мы встречаемся с крупными компаниями и подписываем меморандумы и пытаемся, чтобы они локализовали производство. Но для этого любая компания требует большие объемы оффтейк-контрактов», – говорит глава департамента Минэнерго. По его словам, процесс локализации производства высокотехнологического оборудования – процесс долгий.
Да, турбины в Казахстане сегодня не производятся, но выпускается множество других необходимых товаров, качественных и конкурентоспособных. В стране налажен, практически, полный цикл производства трансформаторных подстанций. Мы выпускаем приборы учета и можем полностью закрыть потребности рынка при строительстве энергообъектов.
Сергей Агафонов, председатель ОЮЛ «Казахстанская ассоциация энергоремонтных, проектных, инжиниринговых компаний и производителей энергетического оборудования» (КАЗЭПИ), считает, что нужен государственный протекционизм в этом вопросе.
«О том, как у нас продолжают относится к отечественным товаропроизводителям, хочу рассказать, приведя пару примеров. Недавно стало известно, что QazaqGaz Aimaq пытается затащить в конкурс по цифровизации учета газа, многомиллиардную программу, рассчитанную на два года – 2026-2028 гг., так называемую компанию-однодневку, зарегистрированную у нас в Казахстане всего 2,5 месяца назад и не имеющую никаких отечественных сертификатов. Хотя на казахстанском рынке есть, как минимум, две действующих компании, которые давно выпускают качественные измерительные приборы. Это как пример отношения к ОТП со стороны квазигосударственных компаний и он, разумеется, не единственный», – говорит эксперт.
Другой пример, который приводит он, – строительство парогазовой установки (ПГУ) на 1000 МВт в Туркестанской области. Здесь Самрук-Казына выбрало подрядчиком корейскую компанию, а та, в свою очередь, настаивает на том, чтобы кабельные лотки, а это гнутый П-образный металл, поставлялись компанией, имеющий американский сертификат соответствия. От казахстанской компании, которая может легко изготовить из отечественного металла и быстро поставить такую продукцию, подрядчик требует этот самый американский сертификат, и таким образом выводит ее из тендера. И таких кейсов немало.
«Я считаю, что нам нужно поддерживать отечественных производителей даже если на первоначальном этапе у них продукция выходит дороже по сравнению с импортным товаром. Нужна полноценная программа протекционизма на государственном уровне. Все-таки, все, что сейчас реализуется в этой сфере – это полумеры, даже несмотря на то, что государство действительно всерьез озаботилось этим вопросом в последние два года. При этом необходимо отличать настоящих отечественных производителей от лжепроизводителей, которые меняют ярлык и выдают китайскую или другую продукцию за казахстанскую, и пользуются всеми преимуществами поддержки ОТП», – говорит Сергей Агафонов.
При этом эксперт предупреждает, что часть субъектов естественных монополий может просто отказаться от участия в Нацпроекте. По его словам, в Казахстане по сути параллельно действуют две, не синхронизированные никак между собой, программы: это тариф в обмен на инвестиции и, собственно, сам Нацпроект. Пока масштабной реализации Нацпроекта не происходит. Работы по снижению износа инфраструктуры продолжаются в рамках программы «Тариф в обмен на инвестиции».
Глава КАЗЭПИ считает, что Нацпроект при действующей системе тарифообразования не интересен субъектам естественных монополий и энергопроизводящим организациям, поскольку они зарабатывают не на прибыли в тарифе, а на ремонтах и других статьях расходов.
«Допустим, я субъект естественных монополий с износом (электрических, тепловых или водопроводных сетей) более 50%, но менее 70%. Я регулярно осуществляю капитальные ремонты в целях снижения износа. При этом они не столь масштабны, чтобы вывести меня из этого диапазона в 50-70%. То есть я ремонтирую сети, но не снижаю износ и не увеличиваю его. Зарабатываю на этих капитальных ремонтах через свои аффилированные подрядные организации. Доходность – в пределах 30%-40%. В принципе, модель рабочая. Теперь мне предлагают участвовать в Нацпроекте. То есть мне нужно масштабно снизить износ, возможно – ниже 50%. При этом, чтобы этого добиться, мне необходимо взять кредит, который, даже с льготной субсидируемой ставкой – это все равно большой заем, который когда-то придется возвращать. Кроме этого, масштабно снижая износ, я неизбежно сокращаю количество ремонтов, таким образом лишаю себя части доходов, которые получаю сегодня через своих аффилированных подрядчиков», – рассказывает Сергей Агафонов.
То есть при действующей системе тарифообразования, где нет прибыли в тарифе, а есть заработок внутри других статей расходов, монополистам Нацпроект не интересен.
«Поэтому, я думаю, при реализации Нацпроекта, мы, прежде всего, столкнемся не с проблемой финансирования, а с отсутствием спроса на участие в нем. Кто действительно может быть заинтересован в нем – это те, у кого износ зашкаливает свыше 90%, когда вопрос стоит уже о выживании субъекта», – резюмирует эксперт.
Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.
Все эти опасения имели место быть, причем, с признаками системности. И имеют все высокие вероятности иметь место быть. Честно, пора подключать вопрос о национальной безопасности.