Национальный план развития РК до 2029: изменится ли модель развития страны?
Аналитики считают, что проект нового плана развития Казахстана не сможет решить проблему «потерянного десятилетия», поскольку в нем не предлагается кардинальных изменений текущей модели развития.
В проекте НПР «новые» подходы по реформам не сильно отличались от того, что предлагалось в последние 10-15 лет. Утвержденный НПР был доработан, и в нем можно отметить определённые улучшения. В то же время в НПР, по нашему мнению, нет четких предложений по значительным изменениям в текущей модели развития экономики Казахстана.
За последние двадцать лет в Казахстане вместо полноценной рыночной экономики (такой как в развитых рыночных странах) была построена экономическая система под названием «государственный капитализм», которая основывается на распределении нефтяной ренты. В НПР нет четких планов, каким образом власти собираются изменить текущую экономическую систему. Другой большой проблемой НПР было и остаётся отсутствие надлежащего стратегического налогово-бюджетного планирования до 2029 года. 15 августа Глава государства на совещании по вопросам социально-экономического развития страны и прогнозам правительства на среднесрочный период отметил ненадлежащий уровень прогнозирования макроэкономических показателей и государственного бюджета Казахстана и необходимость повышения его качества. Эта проблема тем не менее не рассматривается в документе НПР.
Как будет обеспечиваться качественный рост экономики?
10 мая этого года был опубликован вдохновляющий Указ Главы государства «О мерах по либерализации экономики», который определял следующие основные направления: по дальнейшей либерализации экономики; по масштабному и ускоренному сокращению доли государственного сектора в экономике; по совершенствованию условий, обеспечивающих честную конкуренцию на рынках независимо от формы собственности и так далее. После опубликования данного Указа было разумным ожидать, что в доработанном Национальном плане развития РК до 2029 года будут более детально прописаны меры и подходы по масштабному и ускоренному сокращению доли и роли государства в экономике с целью построения полноценной рыночной экономики в Казахстане. Однако по этому главному направлению реформ были внесены лишь косметические доработки.
В утвержденном НПР отмечается, что текущая экспортно-сырьевая модель экономики Казахстана исчерпала себя и главной задачей для правительства будет обеспечение качественного роста экономики страны. Под качественным ростом в документе понимается увеличение инвестиций в основной капитал и увеличение производительности труда, сопровождающееся увеличением выпуска товаров верхнего и среднего переделов. В свою очередь, «увеличение выпуска товаров верхнего и среднего переделов» означает диверсификацию экономики за счет высокотехнологического и инновационного развития. Такое определение «качественного роста экономики» является действительно объективным, однако из документа НПР не совсем понятно, какую роль в этом будет играть государство (командно-административные методы), а какую роль – рыночные механизмы и частное (негосударственное) предпринимательство. Например, в НПР отмечено, что к основным вызовам обрабатывающей промышленности, сдерживающим конкурентоспособность отечественных предприятий, относятся низкий уровень сложности товаров и технологичности производств, отсутствие современной инфраструктуры качества, сырьевая направленность экспорта, ограниченность сырья для производства, низкий уровень защиты рынка и дефицит кадров. В то время как такая оценка развития обрабатывающей промышленности в Казахстане является относительно справедливой, далее документ предлагает те же государственные нерыночные меры, которые уже 15 лет применяются в Казахстане.
В частности, государство будет продолжать стимулировать разработку и производство качественных и технологичных товаров с высокой добавленной стоимостью с помощью тарифных, нетарифных и налоговых преференций. За счет субсидий и льгот государство планирует обеспечивать отечественные предприятия дешевым сырьем и кредитованием. Снова планируется проводить «системную приоритизацию», создавать «отраслевые кластеры», искусственно стимулировать «внутренний спрос на отечественную продукцию», будет продолжена административная работа «по поиску инвестиций» и так далее. Практически все вышеописанные меры по развитию обрабатывающей промышленности представляют собой командно-административные (нерыночные) подходы, которые в принципе не могут улучшить ситуацию с индустриализацией и диверсификацией экономики.
Из-за существования всевозможных субсидий, налоговых льгот и других преференций в Казахстане уже сейчас (при высоких ценах на нефть) наступил бюджетный кризис, когда требуется всё больше изъятий из Нацфонда. Создание тепличных условий для отечественных производителей за счет защиты их от внешней конкуренции снижает стимулы для повышения их конкурентоспособности на внешних рынках. Согласно международным исследованиям, единственный путь к устойчивому долгосрочному росту в нефтяных странах – это создание в стране динамичных секторов экономики для экспорта средне– и высокотехнологичных товаров и услуг, что будет напрямую влиять на повышение факторной производительности, на обеспечение качественного роста экономики и на благосостояние населения.
Помимо этого, в утвержденном НПР до 2029 года есть отдельная глава «Крепкий фундамент экономики», где описывается построение такого фундамента экономики в таких секторах как нефть, газ и электроэнергетика. Однако крепость этого фундамента вызывает большие вопросы из-за нерыночного вмешательства государства в эти секторы экономики, ключевой проблемой которого является установление низких внутренних цен, регулируемых государством, что приводит к нерентабельности этих секторов экономики. В НПР нет плановых индикаторов по качественному росту экономики
Согласно недавнему исследованию МВФ, нефтяные экспортеры Персидского залива успешно создали одни из самых благоприятных условий для ведения бизнеса, с минимальными нормативными актами, низкими налогами и современной инфраструктурой. Они также обладают одним из самых гибких рынков труда в мире, если учесть практически неограниченную возможность импорта квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы. Однако это не привело к сколько-нибудь значительному экспорту высокотехнологичных несырьевых товаров и услуг в этих странах (это одно из проявлений «ресурсного проклятия»). Как было указано в данном исследовании МВФ, самым главным показателем политики индустриализации и диверсификации в странах-экспортерах нефти должна быть доля средне– и высокотехнологичного несырьевого экспорта в общем экспорте страны.
В Казахстане, несмотря на значительные усилия и потраченные средства за последние 15 лет, так и не удалось заметно диверсифицировать экспорт страны и значительно улучшить факторную производительность и другие показатели конкурентоспособности экономики Казахстана.
В проекте НПР, опубликованном в феврале, не были представлены «ключевые национальные индикаторы до 2029 года» для обсуждения экспертами. Плановые индикаторы по годам появились только в утвержденном документе в августе. Ключевым недостатком данных национальных индикаторов стало отсутствие показателей по качеству роста экономики, а также показателей по масштабному и ускоренному сокращению роли государства в экономике, равно как и по построению полноценной рыночной экономики в Казахстане.
Ключевые национальные индикаторы, утвержденные в НПР, включают в себя ряд макроэкономических показателей (не относящихся к социальной сфере), по которым трудно определить, насколько качественным будет рост экономики Казахстана. Такие важные плановые индикаторы, как ВВП в долларах США, ВВП на душу населения в долларах США, темпы реального роста экономики и индекс роста производительности труда, не говорят о том, насколько эффективно будет расти именно несырьевая экономика Казахстана, связанная с производством торгуемых товаров и услуг.
На сегодня из текущего Национального плана развития сложно понять, за счет чего наша экономика может достичь роста более 6% начиная с 2026 года. Например, согласно НПР в 2025-2026 годах будет заметный рост экономики Казахстана (5,3% и 6,3% соответственно). Однако данный рост не совсем качественный, поскольку будет поддерживаться в основном за счет наращивания добычи нефти на Тенгизском месторождении. Обывателю может показаться, что образцовым плановым показателем качества роста экономики может быть национальный индикатор «Экспорт продукции обрабатывающей промышленности в долларах США». Однако наша статистика включает в этот экспорт промежуточное сырье в виде первично обработанных металлов, которые занимают подавляющую часть экспорта обрабатывающей промышленности. Как было сказано ранее, главным показателем качественного роста экономики для экспортёров нефти является объемы средне– и высокотехнологичного несырьевого экспорта из Казахстана. Однако этот показатель не входит в конкретные планы и в НПР.
В НПР нет индикаторов по разгосударствлению и либерализации экономики Государственные программы развития постоянно ставят цель о вхождении Казахстана в ряды стран «Организации экономического сотрудничества и развития» (ОЭСР). Тем не менее, многие текущие и прошлые меры находятся в большом противоречии с принципами, стандартами и рекомендациями ОЭСР.
В проекте НПР, опубликованном в феврале этого года, была поставлена главная цель пятилетнего плана – экономический рост на уровне 6-7% в год с удвоением ВВП на горизонте до 2029 года. Многие независимые эксперты (включая авторитетные международные организации) подвергли критике эти планы, поскольку при текущей структуре экономики такой рост невозможен без резкого увеличения добычи и экспорта нефти или другого сырья. В утвержденном НПР, опубликованном в августе, в основном тексте уже отсутствует цель по быстрому росту и удвоению ВВП Казахстана, однако национальные индикаторы до 2029 года до сих пор содержат эти труднодостижимые планы. Даже при ежегодном росте экономики на уровне 6-7% в реальном выражении за пять лет не получится удвоить ВВП в долларовом выражении. Это связано с тем, что курс доллара к тенге не может быть постоянным в течение пяти лет (авторы НПР используют один курс в течение всего периода 2025-2029 годов – 470 тенге за доллар) и, вероятно, ослабнет из-за структурных проблем экономики.
Если планы по росту ВВП сильно завышены, то планы по росту инвестиций в основной капитал, наоборот, сильно занижены, из-за чего возникают еще более серьезные вопросы к высокому росту экономики и к его обеспечению.
Также очень важным фактором является стремительный рост доли малого и среднего предпринимательства (МСП) в ВВП. В утвержденном НПР до 2029 года отмечается, что в 2023 году доля МСП в ВВП составила 36,5% и в 2029 она вырастет до 39,5%. Такой небольшой рост МСП в Казахстане однозначно не позволит экономике расти на уровне 6-7%. Более того, доля МСП в ВВП в 2023 году (36,5%) является не совсем достоверной. В частности, в Концепции развития МСП, утвержденной в апреле 2022 года, отмечалось, что если очистить данные по МСП от компаний, относящихся по размеру своего годового оборота к крупным, то доля МСП в ВВП в 2020 году снизилась бы с 32,8% до 12,7%.
Все это – только часть множества вопросов к утвержденному Национальному плану развития. Сейчас предпринимаются попытки поменять лишь отдельные настройки в сложившейся экономической системе, избегая кардинального перехода на полноценную рыночную экономику.
Полная версия здесь.
Комментариев пока нет