Нарастающее влияние североафриканского феминизма - Exclusive
Поддержать

Нарастающее влияние североафриканского феминизма

Работа феминисток Северной Африки в последние годы внесла значительный вклад в улучшение перспектив демократизации в регионе, особенно в Марокко. Способствуя расширению возможностей женщин с помощью образования, освобождения от социальных ограничений, формирования знаний, феминистки добиваются прогресса, несмотря на постоянные сложности и неудачи.

Например, три страны Магриба отреагировали на восстания Арабской весны 2011 года введением законов, которые расширили политическое представительство женщин, хотя Тунис недавно скатился обратно к авторитаризму под властью режима Каиса Саида. По состоянию на 2022 год представительство женщин в парламентах региона широко варьировалось. В Тунисе доля женщин в национальной ассамблее снизилась до 16% – с 26% в 2014 году. В Алжире представительство женщин сократилось с 31% в 2017 году до 8% в 2021 году. Напротив, представительство женщин в парламенте Марокко увеличилось с 21% в 2016 году до 24,3% в 2021 году.

Общественная среда для участия женщин также варьируется в странах региона. В Алжире женские организации, отстаивающие социальные и культурные права, обычно пользуются сравнительно большей автономностью и свободой, чем организации, сосредоточившие внимание на политических и гражданских правах. Впрочем, работа организаций из первой группы тоже тормозится из-за ограничений свободы слова и низкого уровня финансирования.

В Марокко женское движение также испытывает затруднения с достижением политической и финансовой автономности от властей, политических партий и других учреждений. Женские группы работают рука об руку с демократическими организациями и государственными ведомствами над конкретными проектами, такими как повышение грамотности и уровня образования, репродуктивное здоровье, микрокредиты. Кроме того, власти ежегодно выделяют средства для женских НКО, которые работают над достижением гендерного равенства и устойчивого развития.

Если в Марокко и Алжире феминизм был очень силён в период с 2000 по 2010 годы, то в Тунисе это движение возникло после Арабской весны из-за угрозы, исходившей со стороны исламистских партий и движений. Мы знаем об этом, потому что увеличилось количество демонстраций, уличных протестов, сидячих забастовок и подписанных петиций. Во всех трёх странах женские движения успешно используют традиционные СМИ и социальные сети для охвата более широкой аудитории и для того, чтобы голос женщин был слышен и на улицах, и в коридорах власти.

Благодаря всем этим усилиям в Марокко были проведены правовые и политические реформы (поправки в конституцию, реформа семейного кодекса, расширение представительства женщин и так далее), а участие женщин в гражданском обществе расширилось. Общественные пространства были феминизированы, а традиционные гендерные роли постепенно начали меняться.

Даже когда в Тунисе к власти пришли исламисты, активисты феминистического движения сумели убедить первое временное правительства присоединиться к «Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин». С 16 августа 2011 года законодательство Туниса признаёт равенство в вопросах брака, развода и опеки. А недавно феминистическое движение Туниса добилось принятия нового закона, который повышает гендерное равенство в вопросах наследовании.

Как показывают все эти примеры, женское движение в Северной Африке сумело совершить серьёзные прорывы в улучшении понимания обществом важности женщин для экономического, социального и культурного развития. Отстаивая права женщин, феминистки также вносят важнейший вклад в демократизацию и модернизацию. В то время как светское феминистическое движение объединяется с прогрессивными и демократическими силами, женщины работают и внутри исламистского движения, что позволило добиться крупных социальных и политических побед после Арабской весны, например, увеличить количество женщин в парламенте и на ключевых позициях во власти.

Впрочем, хотя гендерные квоты, новые семейные законы и другие реформы расширили политическое участие и представительство женщин, есть и другие позитивные последствия, которые труднее измерить количественно. Важную роль играет множество социальных, культурных и экономических факторов, а успех любых реформ всегда будет зависеть от особенностей страны и изначальных масштабов гендерного неравенства в ней. По данным опубликованного в 2022 году Всемирным экономическим форумом «Доклада о глобальном гендерном неравенстве», страны Северной Африки сумели сократить гендерное неравенство в сфере образования, здравоохранения и занятости на 50%. В Марокко количество неграмотных женщин снизилось с 78% в 1962 году до 2,4% в 2021 году.

В целом усилия феминисток помогли изменить гендерные роли в Алжире, Марокко и Тунисе и принесли реальные, завоёванные с большим трудом улучшения для женщин и девочек. Но хотя женщины добились сравнительного расширения своего участия и представительства в политике, они по-прежнему составляют меньшинство на руководящих должностях. Несмотря на новейшие реформы, сохраняется значительное правовое, социальное, экономическое и политическое неравенство между мужчинами и женщинами.

Именно поэтому многие феминистки сейчас сосредоточили усилия на изменении менталитета общества и на консолидации присутствия женщин в общественном пространстве и на руководящих позициях. Они добиваются новых институциональных и социальных реформ не только ради расширения политического представительства, но и для компенсации десятилетий дискриминации и изоляции. Несмотря на неожиданный откат после Арабской весны, женщины продолжают действовать вместе и формируют коалиции для решения своих фундаментальных проблем. Восстания десятилетней давности дали женщинам надежду; они показали, чего именно можно достичь, если организоваться политически и выдвигать коллективные требования.

Будущее прав женщин в Магрибе остаётся неопределённым, однако значимые достижения в течение прошедшего десятилетия дают надежду на дальнейший прогресс на пути к равенству. Предстоит проделать ещё много работы для борьбы с дискриминацией и для защиты традиционно маргинализированных групп населения, однако сегодня всё больше женщин стараются опереться на наследие Арабской весны. Гражданское общество пробудилось и никуда не исчезло.

Copyright: Project Syndicate, 2023. www.project-syndicate.org

Моха Эннаджи

Профессор лингвистики и гендерных исследований в Фесском университете (Марокко), редактор книг «Меньшинства, женщины и государства в Северной Африке» и «Марокканский феминизм».




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *