Насколько важна проблема получения россиянами казахстанских ИИН - Exclusive
Поддержать

Насколько важна проблема получения россиянами казахстанских ИИН

Вчера мажилсмен Мурат Абенов выступил с депуатским запросом, суть которого сводилась к проблеме выдачи иностранным гражданам (читай, россиянам) ИИН нашими банками второго уровня. Однако, если вдуматься, дело касается не только отдельных «релокантов и дезертиров», пожелавших с удобствами переждать войну в дружественной стране. Тут надо рассматривать эту проблему глубже и шире.

Слово депутату

Для начала, наверное, следует привести некоторые цитаты из обращения депутата Абенова, адресованного Генеральной прокуратуре, Антикоррупционной службе и Министерству «цифры». Начал он с того, что для снижения нагрузки на ЦОНы было принято решение о выдаче иностранным гражданам индивидуальный идентификационных номеров (проще – ИИН) через банки второго уровня. Депутат отметил, что сами казахстанцы «проявляют обеспокоенность за экономическую и национальную безопасность страны», в особенности тем, что это делается дистанционно, без личного их присутствия.

Абенов привел ряд отечественных законодательных актов, подчеркивая, что ИИН формируется МВД РК, а в соответствии с приказом министра, он выдается только через ЦОН. Кроме этого, в законе о госуслугах расписана пошаговая процедура выдача ИИН Корпорацией «Правительства для граждан», где кроме прочего, предусмотрена идентификация личности услугополучателя. Проще говоря – клерк должен посмотреть клиенту в лицо, чтобы удостовериться в том, что это не кто-либо другой. Коротко говоря, мажилисмен считает, что БВУ занимается незаконной деятельностью, оказывая услугу часто без личного присутствия не только в самом банке, но и на территории РК.

«В чем общественные риски?», – задается он вопросом. Например, в том, что банки защищены от большинства офиициальных проверок, не говоря уже об общественном контроле, а значит и нет законодательно закрепленных механизмов оценки рисков и пресечения выявленных нарушений. С другой стороны, по видению Абенова, «нерезиденту, обладающему ИИН открываются широкие возможности создавать казахстанские компании, вести официально бизнес, вступать в доверительные отношения с физическими и юридическими лицами».

«Это напрямую затрагивает государственную и экономическую безопасность страны, так как способствует формированию благоприятной среды для теневой экономики, распространению мошенничества, создает риски обхода международных санкций», – заявил он и внес предложения: МЦРИАПу – отменить разрешение банкам на выдачу ИИН иностранцам и не допустить такое впредь, а правоохранительным органам – проверить «на возможность нарушение законодательства в части передачи государственных функций частным организациям».

За строкой запроса и статистики

Безусловно, если это было бы предусмотрено регламентом пленарных заседаний, было бы интересно послушать мнения других депутатов по этому поводу, даже со скидкой на то, чтобы прямо не упоминали, кем именно являются эти «иностранные граждане», которые заставили волноваться общество. Можно предположить, что появились бы и некоторые контраргументы, хотя в главном господин Абенов прав – нижестоящие по юридической значимости нормативные акты в виде внутриведомственных приказов противоречат законам.

Оппоненты могли бы сказать, что все под контролем, что дистанционное получение ИИН происходит строго по доверенности, а от того, что те же релоканты (дезертиры или как их там еще) в массовом порядке получат казахстанские идентификационные номера предполагает о вливании в нашу экономику больших денег. Так, чиновники из нашего Нацбанка чуть ли не с гордостью говорят о том, что из РФ в Казахстан было переведено 357 млрд тенге (рост почти в шесть раз), а объемы безналичных операций на внутреннем рынке по итогам 2022 года они составили 102,8 трлн тенге (+42% к уровню 2021-го).

Весомо и почти убедительно. Но стоит ли этому радоваться? Например, отчеты приводятся в тенге и долларах, но подавляющее большинство россиян ехали и еще едут с рублями – скажем так, не самой конвертируемой даже на просторах ЕАЭС, а для некоторых и откровенно токсичной валютой. В этом Казахстан, между прочим, лидер. Справедливости ради отметим, что был зафиксирован и рост остатков на счетах нерезидентов (не обязательно россиян, но в основном их) более, чем в пять раз. Но если сравнивать с другими странами, куда граждане РФ бегут от мобилизации или от чего-то еще, то мы уже не на первом месте. Если считать в тех же американских долларах, то этот показатель в нашей стране 2,8 миллиарда, а вот в Грузии – $3 млрд.

Но других данных нет. К примеру, на что и кем были потрачены ввезенные в страну наличными или переводом из России деньги (точнее, «деревянные»). Не секрет, что с каждым новым пакетом западных санкций и уходом из РФ мировых торговых брендов, стал увеличиваться поток шоп-туристов от северного соседа. И вот для совершения определенных покупок им приходилось по-быстрому получать ИИН. Кто-то делал вылазку лишь раз, кто-то понял, что на этом можно делать деньги и зачастил к нам, а кто-то и вовсе нашел лазейку и «помагаек», влившись в торгово-розничные и финансовые отношения в Казахстане, даже не покидая своего условного Санкт-Петербурга.

Кстати, сейчас «в два клика» можно легко найти тех, кто тебе сделает ИИН дистанционно и вполне легально. Цена вопроса от 2-х по 5 тысяч рублей (или полтинник «баксов»). Но если говорить про статистику, то она здесь попросту скромно молчит, не говоря, сколько именно россиян получили заветный казахский номер, не въезжая в страну – банковская тайна, наверное. А вот по общему числу «зарегившихся» в Казахстане российских налогоплательщиков данные имеются только за октябрь прошлого года: 70 тысяч получили ИИН и еще в два раза больше хотят это сделать. Путем математических прикидок можно предположить, что на сегодняшний день счастливых обладателей наших «номерков» среди россиян может составлять от 300 до 500 тысяч, а может и весь миллион. Но, опять-таки, счетчики молчат, сколько благодаря такой операции этих самых налогов получил бюджет Казахстана – ведь именно это является главным аргументом для тех, кто оправдывает фактиически бесконтрольную выдачу казахских документов россиянам (да и другим).

Что-то тут не так

Зато есть другая статистика, которая обновляется чуть ли не каждую неделю и ведут ее в основном западные эксперты и журналисты-расследователи. Она касается резко возросших (в десятки, а по кое-каким показателям – в сотни и тысячи раз) поставок из Казахстана в Россиию отдельных видов бытовой техники, электроники и другого оборудования. Это касается и банальных сотовых телефонов, и стиральных машин, чипы из которых могут быть использованы в военной технике, вплоть до дронов с беспилотниками. Тут особых пояснений не надо – на лицо явные подозрения в поставках предметов «двойного назначения» и скрытом обходе западных санкций.

Казахстан, как известно, из каждого правительственного утюга не устает заявлять, что мы не собираемся никому помогать обходить санкции, в такие игры не играем, но при этом ненароком напоминаем, что Россия являтся нашим давнишним стратегическим партнером. Обратная сторона пресловутой многовекторности, как говорится. Тут надо как-то выкручиваться, особенно, когда в страну один за другим наведываются западные инспектора по санкциям, а дипломатичность президента не всегда помогает.

Что тогда делать? Правильно – включать «глас народа», которым в данном случае выступает парламент Нового Казахстана, причем, не в первый раз. За последнииие полтора месяца было зафиксировано несколько депутатских запросов, прямо или косвенно связанных с этой проблемой. Например, Азат Перуашев, напомнив о визитах «ревизоров» из США и Евросоюза, попросил Кабмин неукоснительно соблюдать международные санкции, а также сообщить, предъявлялись ли указанной делегацией какие-либо практические претензии нашей стране, в частности, указывались ли ими конкретные казахстанские компании или банки, нарушающие международные ограничения. Немногим позже его однопартиец Максат Раманкулов потребовал разобраться со странными привилегиями в отношении российских и белорусских перевозчиков, которые были даны правительством РК в ущерб отечественным дальнобойщикам, а заодно и санкционной политике в отношении РФ и РБ.

И вот теперь заявление «аманатовца» Абенова. Мы ни в коем случае не хотим подозревать Мурата Абдуламитивича в том, что АП либо какой-то другой куратор мажилисменов вложил ему в уста нужный доклад, но обратим внимание на другое. Во-первых, это был не депутатский запрос, как таковой, а именно предложение госорганам. То есть, парламентарий не просил озвучить те или иные данные по выдаче ИИН и даже не разобраться с тем, как такое могло получиться, а именно – прекратить практику выдачи идентификационных номеров иностранцам (россиянам и белорусам) и проверить это все на возможную коррупционную составляющую. То есть, такой подход может запустить механизм отзыва решения министерства «цифры» и даже начала проверки со стороны Генпрокуратура и Антикора – мол, это не наша инициатива, а депутат потребовал.

Второе. Не секрет, что пророссийское лобби существует не только на уровне правительства Казахстана, но и в парламенте республики, и мы сейчас можем стать свидетелями разворачивающегося противостояния – пусть скрытого, но достаточно жесткого. На одной чаше весов стоит общественное мнение и настойчивые требования мирового сообщества соблюдать их санкционную политику, а на другой – «традиционные связи» с Россией, давление Кремля и желание сохранить добрососедские отношения со страной-агрессором.

Кто победит в данном случае, пока сказать трудно. Нужно будет подождать, как отреагирую адресаты депутатского запроса Мурата Абенова, отреагируют ли вообще и что на это скажет Москва, Вашингтон и Брюссель.

Максат Нурпеисов




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.