Не тревожьтесь о зелёных субсидиях
Постепенно разгорается торговая война из-за экологически чистых технологий. США и Евросоюз опасаются, что их зелёные отрасли оказались под угрозой из-за политики субсидирования в Китае, и поэтому они предупредили, что отреагируют ограничением импорта. Китай, в свою очередь, подал жалобу во Всемирную торговую организацию на дискриминационные меры против китайской продукции в важнейшем климатическом законе, подписанном президентом США Джо Байденом: «О снижении инфляции» (сокращённо IRA).
Во время недавнего визита в Китай министр финансов США Джанет Йеллен напрямую предупредила китайцев, что США не будут сидеть сложа руки и наблюдать, как Китай занимается «масштабной государственной поддержкой» производства солнечных панелей, электромобилей и аккумуляторов. В своём выступлении она напомнила, что сталелитейная промышленность США была ранее почти уничтожена из-за китайских субсидий, и подчеркнула, что администрация Байдена решительно настроена не допустить такого же печального развития событий в зелёных отраслях.
Китай масштабировал свои зелёные отрасли с головокружительной скоростью. Сегодня он производит почти 80% мировых солнечных панелей, 60% ветряных турбин и 60% электромобилей и аккумуляторов. Размер прироста китайских мощностей солнечной энергетики за один только 2023 год оказался выше размеров всей установленной мощности солнечной энергетики в США. Этим инвестициям способствовала целая серия государственных решений, которые были приняты на общенациональном, провинциальном и муниципальном уровнях и которые помогли китайским фирмам быстро обучиться и выйти в лидеры на своих рынках.
Однако есть большая разница между производством солнечных панелей, электромобилей и аккумуляторов, с одной стороны, и старыми отраслями, включая производство стали и бензиновых автомобилей. Зелёные технологии играют ключевую роль в борьбе с изменением климата, что превращает их в глобальное общественное благо. У нас есть только один способ декарбонизировать планету, не тормозя рост экономики и сокращение бедности: как можно скорее переключиться на возобновляемые источники энергии и зелёные технологии.
Аргументы в пользу субсидирования зелёных отраслей, которым занимается Китай, неоспоримы. Помимо традиционного аргумента, что с новыми технологиями появляются ноу-хау и другие позитивные экстерналии, нужно также учитывать неисчислимые издержки, к которым приводит изменение климата, а также огромные потенциальные выгоды ускорения зелёного перехода. Кроме того, поскольку государственные границы не могут сдержать распространение знаний, китайские субсидии приносят пользу не только потребителям во всём мире, но и другим компаниям в этой глобальной производственной цепочке.
Ещё один весомый аргумент основан на принципе второго наилучшего решения. Если бы мир был организован с помощью социального планирования, в нём существовал бы глобальный налог на углерод; но такого налога, разумеется, нет. Хотя имеется целый ряд разнообразных региональных, национальных и субнациональных схем платы за углерод, лишь крохотная часть мировых выбросов парниковых газов облагается сборами, размеры которых приближаются к покрытию реальных социальных издержек, вызванных выбросами углекислого газа.
В подобных условиях зелёная промышленная политика приносит двойную пользу: она стимулирует необходимое технологическое обучение и заменяет плату на углерод. Западные комментаторы, которые активно используют пугающие выражения «избыточные мощности», «война субсидий», «китайский торговый шок 2.0», совершенно не понимают этого. Избыток мощностей в возобновляемой энергетике и зелёных технологиях – это ровно то, что прописал климатический доктор.
На сегодня именно благодаря зелёной промышленной политике Китая был достигнут ряд важнейших успехов в борьбе с изменением климата. Из-за того, что китайские производители расширяли мощности, стремясь пожать плоды экономики масштаба, цены на энергию из возобновляемых источников резко снизились. В течение десяти лет цены упали на 80% для солнечной энергии, на 73% для энергии офшорных ветрогенераторов, на 57% для энергии наземных ветрогенераторов и на 80% для энергии из аккумуляторов. Именно эти успехи лежат в основе зарождающегося оптимистичного мнения в климатических кругах, что, возможно, мы сможем удержать глобальное потепление в разумных пределах. Государственные стимулы, частные инвестиции и быстрая обучаемость оказались действительно очень сильной комбинацией.
Приняв закон IRA, Америка приступила к реализации собственной версии китайской зелёной промышленной политики. Этим законом выделяются сотни миллиардов долларов на субсидирование перехода к возобновляемым источникам энергии и зелёной экономике. Хотя часть налоговых льгот действительно ставит в более выгоднее положение отечественных производителей в ущерб импорту (или же они доступны лишь при соблюдении строгих требованиях к происхождению компонентов), эти недостатки следует рассматривать в контексте политических компромиссов, которые оказались необходимы для одобрения закона Конгрессом. И, наверное, это небольшая цена за закон, воспринятый многими аналитиками как важнейший прорыв в климатической политике.
Конечно, у всех стран есть и другие интересы, помимо климата. Они могут оправданно тревожиться по поводу последствий зелёной промышленной политики, которую проводят другие страны, для отечественных рабочих мест и инновационного потенциала. Если они решат, что подобные издержки перевешивают климатические и потребительские выгоды, они могут свободно предпринимать контрмеры, устанавливая пошлины на импорт, что уже позволяется торговыми правилами. Миру в целом было бы лучше, если бы они этого не делали, однако никто не может и не должен их останавливать.
Стоит напомнить, что до того, как процесс глобализации и ужесточения торговых правил развил бешеную скорость в 1990-х, нередкими были случаи, когда страны вели переговоры и заключали неформальные сделки с экспортерами, пытаясь сдержать резкие всплески потоков импорта и в то же время сохранить определённый позитивный настрой у экспортеров. Можно привести в пример «Соглашение о многоволоконных тканях» (MFA) в 1970-е годы, которое касалось текстильной продукции, а также добровольные ограничения экспорта производителей автомобилей и стали в 1980-х. Экономисты осуждали эти схемы как протекционистские, но они нанесли мало вреда мировой экономике. По сути, они сыграли роль предохранительных клапанов: помогая снизить напряжённость, они содействовали сохранению мирных торговых отношений.
А вот что правительствам не надо делать, так это осуждать зелёную промышленную политику как опасное нарушение международных норм и правил. Моральные, экологические и экономические аргументы свидетельствуют в пользу тех, кто субсидирует свою зелёную промышленность, а не тех, кто хочет обложить налогами продукцию других стран.
Copyright: Project Syndicate, 2024. www.project-syndicate.org
Комментариев пока нет