Не все дороги ведут в Канны, – убеждена Самал Еслямова, покорившая мир шесть лет назад - Exclusive
Поддержать

Не все дороги ведут в Канны, – убеждена Самал Еслямова, покорившая мир шесть лет назад

На лавке у автостанции сидит женщина. В сумке у неё кухонный нож, которым Кенже собирается расквитаться со своей разлучницей, к которой уехал ее муж Талгат – эдакий павлин с баяном.

Но никому нет дела, о чем она думает. У жителей райцентра своих проблем по горло. Жена полицейского изменяет ему с его же начальником. От местного батюшки уходит супруга, не желающая быть попадьей «в этой дыре». Подросток Родион тут же крутится со своими бедами и попадает в криминальную историю, украв рюкзак с деньгами, сворованный глухонемыми у начальника артели, выпускающей скрепки для скоросшивателей. Батюшка не теряет оптимизма и пишет картины под названием «Рай». Всяк входящий к нему задаёт вопрос: «А где ад?», смутно догадываясь, что живут они не в центре рая, а в унылом и сонном райцентре.

Самал Еслямова и Никита Табунщик в фильме «Райцентр»

Режиссер фильма «Райцентр» Наталья Назарова называет его грустной комедией и пригласила разыграть ее учеников Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова – актеров Илью Носкова, Евгения Старцева, Дениса Аврамова (батюшка), Веронику Васант (матушка), Владимира Комарова (следователь), Наримана Бекбулатова-Арешева (Талгат). Все они в разное время окончили мастерскую Каменьковича и Крымова в РАТИ (Российская Академия Театрального Искусства). У них же училась и Самал Еслямова, исполняющая роль Кенже. Роль Родиона сыграл пятнадцатилетний Никита Табунщик, у которого было к моменту съёмок десять работ в кино. Дуэт получился замечательный, да и сама история захватывающая: о мимолётной дружбе российского подростка, живущего в поселке рядом с казахстанской границей и брошенной Кенже из Уральска. Фильм имел успех, премьера его состоялась 2020 году на кинофестивале в Благовещенске. А выбрала Назарова актрису, увидев ее в знаменитой «Айке» Сергея Дворцевого.

«Айка»

Как известно, «Айку» Дворцевой снимал шесть лет. Так долго над своими картинами работал, пожалуй, только Алексей Герман. Фильм Дворцевого того стоил: он произвел ошеломляющее впечатление как на зрителей, так и на жюри Каннского кинофестиваля, удостоившего Самал Еслямову «Золотой пальмовой ветвью» за лучшее исполнение женской роли.

Самал Еслямова с наградой Каннского кинофестиваля

Спустя месяц после триумфа в Каннах Самал представил публике на открытии кинофестиваля «Евразия» в Астане великолепный Венсан Кассель, выведший за руку на сцену смущенную актрису. Конечно, зал возликовал, да и родина – как могла – вознаградила победительницу. В Петропавловске, откуда родом Самал, ей подарили квартиру, в том же году ей присвоили почетное звание Заслуженный деятель Республики Казахстан. И тогда же поклонники актрисы пытались заглянуть вперёд: случатся ли в будущем в ее жизни роли, равные по уровню драматургии её Айке? У других каннских победительниц биографии складывались весьма успешно. Достаточно назвать их имена: Мишель Морган, Джульетта Мазина, Хелен Миррен, Изабель Юппер, Мэгги Чун, Мэрил Стрип, Анук Эме и другие звёзды мирового кино.

«Тюльпан»

Не сомневается в новых успехах Сергей Дворцевой, открывший для кинематографа Самал Еслямову, пригласивший никому неизвестную девочку из Петропавловского театра имени Сабита Муканова в свой замечательный фильм «Тюльпан», получивший множество наград на международных кинофестивалях, в том числе и в Каннах в конкурсе «Особый взгляд». И когда позже он задумал снимать фильм о шести днях кыргызской гастарбайтерши Айки в Москве, то точно знал, что в заглавной роли будет снимать только Самал Еслямову. После триумфа в Каннах Дворцевой не раз и не два в интервью называл Самал «актрисой мирового уровня». «Ей бы только английский подтянуть, и двери мирового кино перед ней распахнутся»,– сказал режиссер на пресс-конференции в родном Шымкенте.

Похоже, Самал прислушалась к совету своего наставника и подтянула английский: её стали приглашать в международные проекты. Она сыграла сестру главного героя в криминальном детективе «Три» – это копродукция кинематографистов Казахстана, Узбекистана и Южной Кореи. Партнёром Самал в этом фильме был Аскар Ильясов – популярный актер как в Казахстане, так и в России, служивший два сезона в Московском театре Сатиры, а в студенчестве игравший Кота в сапогах на сцене театра имени Евгения Вахтангова. И это, уверяют зрители, был лучший Кот в сапогах всех времён и народов.

«Конокрады. Дороги времени». Мираи Морияма, Сама Еслямова, Мади Минайдаров

Ещё один международный проект Самал – казахстанско-японская драма Ерлана Нурмухамбетова «Конокрады. Дороги времени». Здесь у Самал Ильясовны непростая роль: она играет Айгуль – мать троих детей, счастливую жизнь которой разрушили бандиты, убившие мужа. Очень естественно погрузилась актриса в аутентичную жизнь казахстанской глубинки. Тут важны были не столько слова, сколько крупные планы, взгляды, действия. Эту особенность Самал – уметь жить в кадре – и подметил Сергей Дворцевой на съемках «Тюльпана». Каждый новый фильм, а их после «Айки» не так много – это умение актрисы подтверждает. «Конокрады» – особенно. И в сцене прощания с мужем (в его роли прекрасный Дулыга Акмолда), и в диалогах с бывшим возлюбленным (в его роли японский актер Мираи Морияма), и особенно с Мади Минайдаровым в роли старшего сына Айгуль.

«Инфинити»

Сейчас актриса снимается во второй части международного проекта «Инфинити» (другое название – «Бесконечность»). Над этой научно-фантастической картиной работают кинематографисты Казахстана, Франции, Бельгии и Украины.

Есть у Самал Ильясовны и роли в театре. Несколько лет назад она исполнила роль Гульжамал Малиной – вдовы классика казахской литературы Беимбета Майлина в спектакле по документальной драме Мадины Омаровой «Шанель номер 5» – о жизни и бедствиях выдающихся женщин в так называемом АЛЖИРе – Акмолинском лагере жён изменников родины. Спектакль был поставлен в столичном музыкально-драматическом театре.

В новом сезоне актриса занята в двух спектаклях – «Абай – Тогжан» в роли Улжан и «Дүние-Ғапыл» в роли Риммы.

1 сентября отмечает юбилей Заслуженный деятель РК, обладательница «Золотой пальмовой ветви» 71-го Международного Каннского кинофестиваля и премии «Ника» Российской академии кинематографических искусств Самал Ильясовна Еслямова.

Сергей Лесковский




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *