Не выгодно: малый бизнес может расти, но не хочет
В своём послании Касым-Жомарт Токаев поставил перед правительством задачу по увеличению доли среднего бизнеса. Президент хочет, чтобы к 2029 году она выросла практически вдвое, до 15%. Но насколько реалистична эта задача?
Правительство Казахстана ежегодно отчитывается о росте совокупной доли МСБ в экономике страны. Эта информация, действительно, является достоверной. Она основана не только на суждениях, но и подкреплена статистическими данными.
За последние 10 лет, с 2014 по 2024 годы, общая доля МСБ в ВВП РК ежегодно росла, и в результате увеличилась она в 1,5 раза – с 24% до 37,7%. Предприниматели активно создают новые компании, нанимают рабочие кадры, пытаются расширяться и осуществляют вложения в экономику страны.
Инфографика: Доля МСБ в ВВП Республики Казахстан за последние 10 лет.
Однако, если рассмотреть данные повнимательней, можно увидеть, что рост показателя обеспечивает преимущественно только малый бизнес. Средний же бизнес практически не растёт, – и об этом правительство в своих отчётах, как правило, старается помалкивать.
В послании народу Казахстана Касым-Жомарт Токаев указал, что сейчас показатель доли среднего бизнеса в экономике – «около 7%». Но в этот раз он не сказал напрямую, что показатель такой сохранялся на протяжении всего периода его президентства. При этом, глава государства признал, что для выполнения его задачи по увеличению доли среднего бизнеса до 15% необходимо заинтересовать малый к трансформации, предложив этому сегменту внятные, структурированные меры.
– В начале года я поручал принять конкретные решения, направленные на поддержку среднего бизнеса. Подразумевалось, что будут выработаны пакетные меры. Однако их до сих пор нет. Каждый субъект предпринимательства должен легко ориентироваться и знать, какие есть виды поддержки, как он их может получить. Тогда малый бизнес будет больше заинтересован в переходе в категорию среднего. Сейчас же у нас более 100 мер поддержки, в которых запутается даже сильный специалист, – сказал президент в послании.
Инфографика: Как менялась доля малого и среднего бизнеса за последние 5 лет по отдельности.
О причинах отсутствия роста среднего бизнеса Касым-Жомарт Токаев говорил правительству уже неоднократно.
В прошлогоднем послании он указывал, что для перехода на новую экономическую модель средний бизнес необходимо «поднимать практически в ручном режиме» и признавал, что зачастую компании, опасаясь административного прессинга, при росте дробятся, чтобы оставаться в «удобном» малом сегменте. Президент тогда поставил правительству задачу по внесению в законодательство изменений, стимулирующих укрупнение бизнеса, и призвал поддерживать успешные средние предприятия.
В том же месяце, спустя несколько недель после своего послания, глава государства встречался с казахстанскими предпринимателями, где напрямую озвучил глобальную проблему: стимулы для перехода малого бизнеса в средний сегмент в Казахстане пока отсутствуют.
– Никаких особых условий для поддержки именно среднего бизнеса, тем более в обрабатывающей промышленности, у нас до сих пор не создано. Скорее, наоборот, в существующей нормативной среде даже при расширении выгоднее формально оставаться малым бизнесом, – сказал Токаев в середине сентября 2023.
Тогда он в дополнение к поставленной в послании задаче поручил правительству и Нацпалате «Атамекен» «дать предложения по этому вопросу и приступить к практическим действиям».
После послания в 2023 году Алихан Смаилов, будучи премьер-министром, провозгласил, что каждый член Кабмина «ответственен за эффективную реализацию президентских реформ», «работа должна быть слаженной и конструктивной» и «правительство должно приложить все усилия для решения поставленных задач». Но до сих пор реальных изменений нет.
Всё, что предложило правительство Смаилова, – это «сокращение на 30% форм налоговой отчетности с полной оцифровкой контроля», «предоставление налоговых стимулов для привлечения инвесторов для поддержки обрабатывающей промышленности» и проведение встреч в регионах с некоторыми представителями среднего бизнеса. Задачу по стимулированию роста бывший премьер-министр переложил на плечи самих предпринимателей, заявив, мол, «в инвестиционном законодательстве предусмотрены меры поддержки, пользуйтесь ими».
– Призываем представителей бизнеса принимать активные действия для локализации производств. Бизнес должен использовать все имеющиеся возможности. Правительство со своей стороны готово учесть все ваши предложения и идеи, – заявлял Смаилов в ходе международного форума «Казахстанское содержание 2.0».
В январе 2024, отчитываясь об осуществлённых мерах поддержки МСБ, Алибек Куантыров, будучи тогда министром национальной экономики, рассказал лишь в общих чертах о количестве предоставленных субсидирований процентных ставок по кредитам, обученных предпринимателей в рамках нефинансовой поддержки, заложенных средствах на финансовую поддержку проектов и так далее.
Но вся суть послания президента и поставленной задачи по созданию стимула для трансформации малого бизнеса в средний была проигнорирована. Про решение этой проблемы не было сказано ничего, хоть и заявлялось, что «государством реализуются системные меры по улучшению условий ведения бизнеса и снижению административной нагрузки». А недостаточное развития предпринимательства Алихан Смаилов в ходе того заседания правительства переложил на плечи акиматов.
– Акиматы не справляются с растущими потребностями бизнеса по подключению к базовой инфраструктуре. Регионам нужно оперативнее подводить инженерные сети и коммуникации для своевременного ввода в эксплуатацию запланированных проектов, – сказал тогда он.
Ну а после отставки правительства Смаилова в феврале 2024 года, когда премьер-министром стал Олжас Бектенов, президент Казахстана вновь поднял тот же вопрос, который он уже ставил в ходе послания и на встрече с предпринимателями.
– Необходимо серьёзно подойти к решению вопроса акцентированной поддержки среднего бизнеса. Не решены вопросы искусственного дробления бизнеса, методологии категоризации субъектов предпринимательства, приоритетного доступа к госзакупкам и мерам господдержки. Нужно снизить административный прессинг, в том числе через применение принципа регуляторной гильотины. В общем, необходимы качественные изменения в этой сфере, – повторил Токаев задачу.
Но опять прошло полгода, и всё вернулось к той же самой исходной точке. Никаких решений проблемы за полгода предложено не было. Теперь, после нового послания, правительство Бектенова вновь, подобно предшественнику, заявило об очередных мерах поддержки среднего бизнеса «через трансформацию мер госстимулирования», пообещало, что «исполнение каждого пункта будет чётко контролироваться», и провело встречу с представителями крупного бизнеса для обсуждения вопросов развития реального сектора экономики, громко заявив, что «крупный бизнес играет важную роль в технологическом и инновационном развитии страны и создаёт возможности для развития малого и среднего предпринимательства».
С учётом столь упрямого игнорирования правительством Казахстана обозначенных президентом проблем, реалистичность доведения количества нерастущего среднего бизнеса до 15% ставится под сомнение.
Правительству всё же пора прислушаться к позиции самих предпринимателей, которые предлагали решение озвученной главой государства проблемы ещё несколько лет назад.
– Малому и среднему бизнесу нужны понятные правила, а не вечные программы. Мы каждый год просыпаемся с новым налоговым кодексом, с новыми поправками, с новыми изменениями. Причём, что самое что интересное, у нас все пытаются уменьшить и упростить, но в итоге все только сложнее и больше. Когда говорим о дерегулировании, государство для себя должно понять, где оно присутствует, а где – нет. У меня такое впечатление, что государство присутствует, там, где не нужно, а там, где нужно, его нет. Поэтому, прежде чем сделать что-то новое, сначала надо проанализировать прошлые ошибки.
– комментировал председатель правления союза обрабатывающей промышленности Марат Баккулов в интервью изданию Exclusive.kz в сентябре 2021.
1 Комментарий
[…] Несмотря на поставленные главой государства задачи, правительство до сих пор не выстроило чётких приоритетов по развитию МСБ и не сформировало объективную картину реализации инвестиционных проектов. В докладе отмечается, что «отбор проектов часто носит субъективный характер, что снижает эффективность государственной поддержки». Как итог, средний бизнес не заинтересован в своём развитии, а малый бизнес не хочет трансформироваться в средний. Exclusive.kz подробно рассказывал об этой проблеме ранее в материале «Не выгодно: малый бизнес может расти, но не хочет». […]