Нельзя управлять страной, жители которой смотрят чужое телевидение - Exclusive
Поддержать

Нельзя управлять страной, жители которой смотрят чужое телевидение

Спустя 30 лет в Казахстане львиная доля аудитории смотрит российские каналы, а российские онлайн-сервисы имеют точный цифровой портрет казахстанских пользователей. Но системных мер для того, чтобы переломить этот негативный тренд никто пока не предпринимает. Казахстанский медиарынок, по-прежнему, считается «легкой добычей».

Хронические проблемы, которые не дают развиваться казахстанскому медиабизнесу, хорошо знакомы и экспертному сообществу, и самим властям. Основные из них: государственное доминирование на рынке, зарегулированность, практическое отсутствие конкуренции среди национальных телеканалов, олигополия, государственный информационный заказ. В то же время, очевидно, что без конкуренции, ограничения влияния крупного бизнеса, и эффективной государственной регуляторной политики добиться формирования сильного и конкурентоспособного медийного рынка практически невозможно. Сопутствующей, и не менее важной проблемой, является активная экспансия на казахстанский рынок российских цифровых и телекоммуникационных компаний. «Яндекс Такси», «Beeline», «VK», «Mail.ru» и прочие сервисы владеют не только персональными данными казахстанцев, но и информацией о потребительских предпочтениях, геоданных, личных финансах, политических и религиозных взглядах и т.п. Подобные сервисы вкупе с медиаресурсами позволяют установить достаточно эффективный контроль за тем, как думают, во что верят, как действуют, что делают, едят и покупают казахстанцы. Все это происходит на фоне слабости наших рыночных игроков. Тем временем, ослабление информационного и цифрового иммунитета страны в эпоху гибридных угроз и асимметричных конфликтов опасно вдвойне.

 Несколько лет назад “Интерньюс Казахстан проанализировал степень участия государства на медиа-рынке. Государство, с одной стороны, доминирует на рынке медиа, попутно контролируя 14 из 24 национальных каналов, а с другой, бюджетное финансирование медиа существенно превышает совокупные доходы от рекламы. Это значит, что с одной стороны, вещание независимых медиа существенно ограничено государственным доминированием, а с другой, конкуренция идет не за публику, а госинформзаказ или государственные деньги. Таким образом, качество контента не влияет на способность телеканалов зарабатывать, а сам контент определяется тем, что хочет видеть не зритель, а чиновник, который фактически финансирует сериалы и телепередачи. Все это вкупе существенно снижает конкурентоспособность отечественного медиарынка, превращая его в легкую добычу для зарубежных игроков, способных давать более качественный и интересный контент.

В Казахстане сегодня зарегистрировано более 2500 различных СМИ, но большая часть из них имеет весьма скромные масштабы распространения. В то же время крупнейшие медийные ресурсы монополизированы государством и аффилированной с властью деловой элитой.

В конечном итоге, то, что не дает развиваться другим рыночным отраслям (государственное доминирование, зарегулированность, госзаказ, неформальные барьеры входа, олигополии), уничтожают и сегмент СМИ в Казахстане.

В 2021 году российская компания MediaHills представила результаты исследования, в котором выявлялись предпочтения казахстанцев по основным просматриваемым телеканалам. Выяснилось, что самая большая аудитория, около 65%, – у телеканалов, с преобладающим русскоязычным контентом. Причем основным просматриваемым в Казахстане телеканалом назван «Первый канал Евразия». В то же время именно «MediaHills», совместно с аффилированным казахстанским предприятием «Media Data», вполне легально и при поддержке Министерства информации и общественного развития РК, занимаются открытым замером казахстанской телеаудитории, основанной на сборе и обработке данных с абонентских телеприставок.    По заявлению основателя и генерального директора компании “Mediahills” Андрея Бояринова, компании удалось запустить в Казахстане гибридные телеизмерения по 450 тыс. домохозяйств, которые позволяют получить посекундные данные 241 канала в 75 городах страны».

Эти данные хорошо дополняются выводами казахстанского Института анализа социально политических процессов (ИАСПП) «О влиянии российских масс-медиа и «Big Data», подготовленного также в 2021 году. ИАСПП подтвердили лидерство не просто русскоязычных, а именно российских телеканалов в большинстве регионов Казахстана. «Бесконтрольное внедрение онлайн-сервисов приводит к сбору информации о казахстанских пользователях российскими компаниями, содействуя развитию российских сервисов, выступающих в качестве инструментов сбора и обработки «больших данных». Россия ориентируется на приоритетное использование возможностей национального и международного предпринимательства в области информационно-коммуникативных технологий (Яндекс, социальные сети, ПО, поисковые системы и др.). В итоге, у казахстанцев популярны сервисы, аккумулирующие «большие данные», анализ которых предоставляет российским поставщикам услуг точный «цифровой образ» казахстанских пользователей. Отсутствие должного внимания со стороны властей к потенциалу использования «цифрового образа» в политических целях усиливают вероятность применения алгоритмов для обработки больших данных, которые предоставляют возможность не только предсказать реакцию или действия пользователя, но и манипулировать сознанием для достижения определенных политических и коммерческих целей. Аналогичная методика влияния на общество была успешно реализована в рамках политических процессов в зарубежных странах (выборы в США в 2016 г., Brexit и др.)» – полагает ИАСПП.

Кстати, в книге Досыма Сатпаева “Деформация вертикали” конфликт 2014 года между Россией и Украиной приводится в качестве показательного примера доминирования российских СМИ на фоне слабости казахстанских медийных игроков. Эксперт считает, что на период начала конфликта именно действия российских СМИ вызвали раскол в казахстанском обществе, разделив его на сторонников и противников агрессии России против суверенного государства и сделали казахстанцев жертвой чужого конфликта. Информационные ресурсы России быстро навязали казахстанскому обществу “необходимые” пропагандистские ярлыки, парадигмы и взгляды. Также в книге упоминается социологическое исследование, которое американский Институт общественного мнения «Gallup” провел в 2015 году в Казахстане. По нему выходило что 72% участвовавших в исследовании казахстанцев поддержививают действия российского президента В.Путина. По этому показателю Казахстан обошел даже “братскую” Белоруссию. И это, как полагает автор книги, должно служить тревожным индикатором для казахстанских властей. Ведь с одной стороны российские медиа способны формировать необходимую информационную повестку внутри Казахстана, а с другой, размывать идентификацию и лояльность граждан. “Речь идет об одном из признаков размытой самоидентификации многих граждан Казахстана. Это значит, что лояльность к собственному государству может быть такой же размытой в случае гипотетических трений или конфликтов между Россией и Казахстаном в будущем, если таковые возникнут.” – заключает автор.

Недавно на расширенном заседании правительства президент К.Токаев заявил, что “в Казахстане много экономистов, предпринимателей, образованных, одаренных. Но конкретных предложений у них мало, можно даже сказать, нет.”

Увы, но на самом деле конструктивные и реализуемые предложения звучат регулярно, в том числе и в отношении медиарынка. Одним из них является проведение открытого и справедливого конкурса на телевещание. Для многих сегодня не секрет, что для получения частоты нужно (чаще всего безрезультатно) простоять несколько лет у “дверей” министерства информации и общественного развития в ожидании конкурса, который проходит в закрытом формате. Также не нужно быть нобелевским лауреатом по экономике для установления прозрачных правил финансирования медиаигроков вместо принципа лояльности по принципу эффективности. И уж точно не надо быть гением макроэкономики, чтобы начать процесс разгосударствления и приватизации крупнейших и неэффективных государственных медиахолдингов. При этом, необходимо создать законодательную базу, ограничивающую долю крупного бизнеса в финансировании медиаресурсов через инструменты антимонопольного законодательства.

Все это нужно делать уже сегодня, но готов ли пойти на это президент? Увы, но в сегодняшнем социально-политическом контексте это уже вопрос не только экономики, но и серьезных политических последствий, которых избежать не удастся, если власти будут делать все для того, чтобы у страны не было информационного иммунитета.

Рахимбек Абдрахманов

Центр политэкономических исследований




6 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Белоруссия братская не только для России, но и для Украины. Поэтому позиция белорусов понятна, они разрываются между Россией и Украиной. А вот для Казахстана Россия — ближайший сосед, в отличии от Украины. И я очень хотела бы и надеюсь, что добрый сосед на долгие годы.

  2. В России провайдеры тоже крутят (крутили) и развлекательное и информационное ТВ из западных стран (в том числе и пропагандистское, типа Голос Америки, Радио Свобода, Настоящее Время). Классные каналы американские были (сейчас многие ушли из России) про шоу ремонтов, про отношения полов и т.д, чего на российском ТВ нет. В то же время наблюдаю плохую тенденцию, которая так же пришла с Запада, снижения цензуры. На ТВ много разврата, подлости, предательства, нецензурщины. Снимают грязные сериалы, по ТВ крутят шоу, где через слово мат. Ужас. Надеюсь, в этом плане, в моём родном Казахстане ситуация получше…