Непрофессионализм правоохранительных органов могут использовать для дестабилизации обстановки в стране - Exclusive
Поддержать

Непрофессионализм правоохранительных органов могут использовать для дестабилизации обстановки в стране

«События в Талгаре могут быть использованы как инфоповод посторонними силами, заинтересованными в дестабилизации обстановки в стране», – считают политологи, комментируя резонансное убийство группой взрослых людей 16-летнего подростка.

– Нужно разделять событие и правовые последствия от резонанса, – говорит кандидат политических наук Талгат Калиев. – Вопрос в том, что это два независимых друг от друга сюжета, каждый из которых живет своей жизнью.

Трагические события в Казахстане, к сожалению, случаются достаточно часто. Наше общество сегодня достаточно дефрагментированное, то есть разделённое. Из-за наличия множества бытовых проблем, высокой закредитованности населения и т.д. в стране имеются явные признаки социальной напряженности, которые в конечном итоге способствуют формированию общего агрессивного фона по отношению друг к другу.

В свете событий в Талгаре вопрос встал сейчас следующим образом – насколько правоохранительная система способна быстро и оперативно реагировать на конфликты? Случившаяся там трагедия, возможно, не вызвала бы в обществе такого широкого резонанса, не будь у людей сомнений в объективности расследования. Но после того, как из 13 человек, причастных к убийству подростка, арестовывают только семерых, а каких-то быстрых, четких, логически обоснованных разъяснений этим решениям нет, то, разумеется, в ситуации информационного вакуума и непонимания возникают домыслы и иногда совершенно искаженные интерпретации.

Если же рассматривать ситуацию с точки зрения информационной войны, то здесь есть четкие нарративы. Первый – группа взрослых людей, мужчин и женщин, убили 16-летнего подростка на глазах у матери из-за бутылки пива. То есть логика отсутствует, зато есть разнузданность и необъяснимая жестокость: Это очень яркие и сильные образы, которые хорошо ложатся на массовое сознание.

Сейчас уже четко наблюдаются инструменты манипулирования им, так как в стране, безусловно, есть силы, заинтересованные в дестабилизации политической ситуации, и они будут использовать каждый подобный инцидент. Более того, эти силы обладают колоссальными ресурсами. В частности, возможностью привлечения лучших политтехнологов и специалистов в области информационных войн, способных обеспечить наибольший резонанс и охват населения. Аудитория, на которую они работают, уязвима и беззащитна перед таким накалом страстей, простому человеку сложно устоять и не «повестись» на это.

Социальные конфликты присущи всем без исключения любым странам, но там, где власть, в данном случае правоохранительная система, реагирует на них недостаточно полно или недооценивает ситуацию, неизбежно возникнет резонанс, в который, масштабируя конфликт и выводя его на совершенно иной уровень, будут вовлечены с помощью ложных интерпретаций и спекуляций все новых и новых людей.

А ведь в нашем случае решение вопроса состояло из простейших алгоритмов – правового реагирования. Если произошла драка, закончившаяся убийством, то должны быть задержаны по подозрению в совершении преступления все, кто участвовал в ней, а потом уже выяснять, кто конкретно нанес роковой удар, и выпускать на свободу, взяв подписку о невыезде, некоторых из них, если их процессуальный статус поменялся в течение 48 или 72 часов. Окончательно уровень вины каждого подозреваемого в убийстве должен определять суд, который руководствуется полнотой собранных фактов и доказательств.

В данном случае этого не произошло, поэтому и появились вопросы к тем полицейским, которые проводили дознание в первые часы после свершившегося преступления. Первый из них: почему они не задержали всех участников? Ведь если кто-то из них скроется от следствия, то возникнет новый повод для недовольства. Сейчас население возмущено ведь уже не самим событием, а тем, что кто-то, возможно, останется безнаказанным.

То есть здесь, повторюсь, вопрос заключается исключительно в правовой плоскости: насколько были профессиональны действия местной полиции на местах и каков уровень их беспристрастности.

Но так как время упущено, то теперь уже не исключено, что какие-то силы подхватили эту ситуацию и начали раскачивать ее дальше. Опытные политтехнологи могут создавать собственные информационные волны, а самые высокопрофессиональные из них умеют кататься на чужих волнах. Это гораздо дешевле и проще, чем создавать свои инфоповоды. Их ведь нужно делать с какой-то цикличностью, а чужие инфоподы жизнь может дарить каждый день. А когда речь идет о дестабилизации ситуации или подрыве у населения веру в реформы или другие изменения, происходящие в обществе, можно любой из них (от лопнувшей трубы до убийства 16-го мальчика) использовать для того, чтобы показать – власть не контролирует ситуацию в стране, все идет вразнос и т.д. Если ежедневно подавать такие новости, то, гипертрофировав ее, можно с легкостью раскачать общество и посеять в нем депрессивный фон и недоверие.

Мерей Сугирбаева




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *