Непростой вольный стиль, или Выбор Владимира Ерёмина - Exclusive
Поддержать

Непростой вольный стиль, или Выбор Владимира Ерёмина

«Мы все в ужасе» – говорит в фильме «По Фрейду» Зигмунд Фрейд (Энтони Хопкинс) автору культового цикла «Хроники Нарнии» Клайву С. Льюису (Мэттью Гуд). И этот голос хорошо знаком казахстанцам: карьера «короля русского дубляжа» Владимира Еремина начиналась на Казахском радио. Об известном актере, сценаристе и режиссере рассказывает его друг Сергей Лесковский.

Владимир Еремин. Фото с сайта www.domkino.tv

Перед отъездом из Алматы Володя подарил мне фотографию с напутствием: «Переправляясь через реку, всегда держись выше того места, куда плывешь». Похоже наставлял своих визитёров в Ясной Поляне и Лев Толстой, добавляя: «Иначе снесёт».

Алматы

Спустя 33 года мы снова встретились в Алматы, и Володя сказал: «Серёжа, ты стал похож на Корнея Ивановича Чуковского». Я парировал: «В молодости ты говорил, что на Алена Делона» (на самом деле не я, а мой плащ был похож на плащи Делона образца конца 1970-х).

«Это всё какая-то запредельно другая жизнь», – сказал Владимир Аркадьевич, вспоминая нашу совместную работу над программой «Молодость» на Казахском радио и съемки молодежного фильма «Моя любовь на третьем курсе» в Арыкбалыкском районе неподалеку от Кокшетау. Знал бы режиссер Юрий Борецкий, что имеет дело с будущим «королём российского дубляжа», то ни за что не доверил бы переозвучивать роль Ерёмина неведомому московскому тенору. Я подсчитал: за шесть лет сотрудничества с режиссером Казахского радио Тамарой Каменской Ерёмин записал не меньше шестисот программ. Ещё успевал при плотном графике в театре имени Лермонтова участвовать в телевизионных передачах, учиться на филологическом факультете КазГУ, делать авторские передачи на радио и самостоятельно их монтировать за МЭЗом (это такой громоздкий аппарат для монтажа и перезаписи пленок с диктофонов, сейчас обходятся уже без них). Ну, и ко всему этому добавилось ещё и кино. Второй работой стала роль красноармейца Ивана в приключенческом революционном истерне Абдуллы Карсакбаева «Погоня в степи», где его партнёром был Досхан Жолжаксынов. Много лет спустя В. Ерёмин приехал в Алматы на вечер памяти режиссера и тепло говорил о Карсакбаеве, вспоминая съемки в этой успешной картине.

«Погоня в степи». Досхан Жолжаксынов и Владимир Еремин

Сохранил актер и творческие связи с лермонтовским театром, где он в молодости блистал во многих спектаклях. Я до сих пор помню великолепную «Вестсайдскую историю», которую городские чиновники, к сожалению, быстро сняли с репертуара, побоявшись, что юное поколение, посмотрев спектакль, устроит на улицах Алматы такую же бойню. Перестраховщики чёртовы.

Тогда же на сцене театра имени Лермонтова Ерёмин дебютировал и как режиссёр, поставив сказку «Волшебные кольца Альманзора». В ней участвовала и соведущая Володи по радиопрограммах Людмила Тимошенко (1948 – 2022). В новом веке Ерёмин поставил в лермонтовском ещё несколько спектаклей, приезжая надолго в Алматы: собственную пьесу с интригующим названием «Пожар в сумасшедшем доме во время наводнения», «Чудики» по произведениям Василия Шукшина и «Визит дамы» Фридриха Дюрренматта.

…Подробности об отъезде Володи из Алматы знала только Тамара Каменская, но она хранила молчание. Мила Тимошенко проявляла любопытство:

– Володя, скажи хотя бы – в какой город едешь?

– Меняю столицу (если кто забыл – в 1979 году Алма-Ата была ещё столицей) на областной центр, – отшучивался он.

Тайное совсем скоро стало явным. Одни порадовались, другие позавидовали: Ерёмина принял в труппу сам Пётр Фоменко, служивший тогда главным режиссером в Ленинградском театре комедии имени Н. Акимова. А ещё через три года его пригласил в БДТ Георгий Товстоногов. Он хотел занять его в роли Моцарта в спектакле «Амадеус». Но роль не состоялась по причине закулисной возни, хотя всем было очевидно, что Ерёмин стал бы лучшим Моцартом. Тем не менее, актер задержался в театре на 13 лет и оставался в нем и после смерти Товстоногова.

Владимир Еремин в сериале «Все возрасты любви»

Павлодар

Родился Владимир Еремин в поселке Муромцево, расположенном в двухстах километрах севернее Омска. Основан он в начале XVIII века. И Владимир Аркадьевич знает свою родословную чуть ли не с тех времён. Более того, в разговоре с Михаилом Ульяновым артисты выяснили, что они земляки – детство Ульянова тоже прошло на реке Тара. Но Володя рано покинул родные берега: отец получил назначение в Павлодар, так что в первый класс мальчик пошел в городе на Иртыше. Там же окончил и школу. В 13 лет он поступил в студию при драматическом театре имени Чехова, костяк труппы которого в 1960-е годы составили выпускники московских театральных вузов. «Театр разбудил город. Если не весь, то меня – точно!» – говорит актер. Я тоже помню спектакли павлодарцев того времени. Они приезжали на гастроли в Алматы, и я даже попал на творческую встречу с актерами в библиотеке имени Чехова на улице Гоголя. Вел встречу Владимир Кузенков, которого Ерёмин всегда вспоминает с благодарностью: на занятиях Кузенков учил студийцев не только азам профессии, но и искусству жить среди людей и оставаться человеком в любых обстоятельствах. Кузенков же вывел ребят на сцену, занимая их в массовке или в эпизодах. Так что Володя был хорошо подготовлен к экзаменам, отправляясь в Москву поступать в школу-студию МХАТ, которую окончил в 1972 году.

«Что сказал покойник»

Москва

В Москву он вернулся в 1995 году, уйдя из БДТ. Служил в «Сатириконе» у Константина Райкина, в театре Российской Армии. С 2022 года – в труппе театра «Ленком» Марка Захарова. Занят в шести постановках: играет Гаева в «Вишнёвом саде», Анучкина в «Женитьбе», Вулси в «Королевских играх» и др. Также занят в спектаклях Театра Наций, где в течение шести лет выходил на сцену вместе с Инной Чуриковой в спектакле Глеба Панфилова «Аудиенция». Их последняя совместная работа – фильм «Иван Денисович» по повести А. Солженицына. Ерёмин играет Цезаря Марковича. Когда в прошлом году ушли из жизни Инна Михайловна и Глеб Анатольевич, актер написал: «Потеря Глеба и Инны – большая рваная дыра в моём сердце. Никому не дано ее заполнить. И это навсегда».

Владимир Еремин в фильме «Иван Денисович». Фото с сайта www.eryomin.ru

Володя обладает ещё одним редким даром – он умеет дружить, сохранять постоянство в дружбе и готовность всегда помочь. Он поддерживал и защищал Лию Ахеджакову, которую беспощадно начали гнобить и клевать за инакомыслие. Он помогал Владимиру Толоконникову: сначала, когда в 1970-е привел его на Казахское радио для подработки в игровых программах, а потом и в Москве, когда Владимир Алексеевич тяжело болел. Он откликается на любую просьбу, если речь идёт о детских праздниках. Совсем недавно с трёхдневным мастер-классом выступил в лагере ДРП (Детская Республика Поленово) перед 300 одаренными детьми. И в августе же принял участие в Тульском кинофестивале «Пятницкая башня». Это при его-то занятости!

Его обязательность, профессионализм, чуткость очень ценят режиссеры. С некоторыми из них Владимир Аркадьевич дружит, можно сказать, всю жизнь.

С Александром Муратовым он познакомился, едва переехав в Ленинград. В 1981 году он снялся у Муратова в детективе «Таможня» и с тех пор режиссер зовёт его и в другие свои проекты. Ерёмин сыграл у него Николая Ларина в «Криминальном квартете», сценарий которого написал Борис Гиллер – основатель казахстанского еженедельника «Караван». И у него же – инженера-механика Дейчмана в драме «Моонзунд». Актер снимался у Иосифа Хейфица в роли Петра Фадеевича в картине «Шурочка» и в драме «Подсудимый» в роли прокурора, у Виталия Мельникова в образе Де Рибаса в «Царской охоте».

«Криминальный квартет». Владимир Еремин, Борис Щербаков, Николай Караченцов

И если уж назван Де Рибас, то как не вспомнить очаровательную комедию Виллена Новака «Принцесса на бобах», снятую на Одесской киностудии, в которой Владимир Аркадьевич сыграл Лёву, помощника предпринимателя Пупкова (Сергей Жигунов), пожелавшего изменить свою неблагозвучную фамилию на графскую. Ещё один замечательный персонаж – граф Воронцов у японского режиссера Дзюнья Сато «Сны о России». Партнёршей Ерёмина в этой картине была Марина Влади, игравшая императрицу. И, наконец, роль разорившегося дворянина Евгения Бурковского в исторической саге Владимира Фокина «Дом для богатых», рассказывающей о судьбе жильцов дома на Пречистенке, начиная с XVIII века.

«Дом для богатых»

Ещё одна ипостась актера – дубляж. Тут равных сегодня ему точно нет. Совсем недавно его голосом говорил Энтони Хопкинс в байопике «По Фрейду». Я узнавал и не узнавал Ерёмина. И чтобы удостовериться, дождался титров, о чем тут же сообщил артисту. Наверное, это комплимент, хотя во всех других случаях я Ерёмина узнавал всегда. Помимо дубляжа он записывает аудиокниги, читает закадровые и рекламные тексты. Ну, а в дубляже он действительно король. Не случайно ведь BBC наградила Ерёмина премией за лучший дубляж (фильм «Адвокат дьявола»).  

Дублированием актер увлёкся ещё в Ленинграде. Одним из первых его героев был Мейсон из «Санты-Барбары». А уже в Москве он стал русским голосом едва ли не всех голливудских ведущих киноактеров старшего поколения. Он озвучивал Пола Ньюмана, Микки Рурка, Алека Болдуина, Дастина Хоффмана, Аль Пачино, Роберта Де Ниро, Мела Гибсона. Опыт артист охотно передает студентам: вместе с Алексеем Баталовым он преподавал на актерском факультете ВГИКа. А недавно открыл в Москве школу-студию дубляжа «Дар речи», и, кроме того, сейчас ведёт дисциплину «Работа с микрофоном» в институте кино при Высшей школе экономики.

Помимо работы в кино и в театре актер пишет детские книги и сценарии. Один из самых успешных проектов – фильм Аллы Суриковой «Хочу в тюрьму». Главную роль Ерёмин и Сурикова отдали Владимиру Ильину. Великодушно, хотя ее мог бы сыграть и Ерёмин. Он же в этой комедии оставил себе только закадровый текст. Одно из последних литературных произведений актера – жизнеутверждающий смешной рассказ «Будьте – нате», начинающийся с трагической фразы: «У Лёхи Долженкова нашли рак»…

Сегодня, 6 сентября, отмечает день рождения Заслуженный артист Российской Федерации Владимир Аркадьевич Ерёмин.

Сериал «Тихая гавань». Фото с сайта www.eryomin.ru

Избранная фильмография (перечислены фильмы, не упомянутые в очерке):

  • 1981 год: «Снег на зелёном поле»
  • 1982 год: «Пространство для манёвра»
  • 1984 год: «Каждый десятый», «Перегон»
  • 1986 год: «Путь к себе»
  • 1991 год: «Меченые», «Жена для метрдотеля»
  • 1994 год: «Глухарь»
  • 1995 год: «Полночь в Санкт-Петербурге»
  • 1999 год: «Д.Д.Д. Досье детектива Дубровского»
  • 2000 год: «Маросейка, 12», «Остановка по требованию»
  • 2001 год: «Идеальная пара», «Парижский антиквар»
  • 2005 год: «Девять неизвестных»
  • 2006 год: «Тюрьма особого назначения»
  • 2010 год: «Шериф»
  • 2018 год: «Петербургский роман»
  • 2022 год: «Тихая гавань»




3 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Пост, прежде всего о человеке, достаточно близком и при этом, достаточно популярном актере. Очевидно потому и захватывает рассказ, буквально с самого начала.
    Для себя — где-то в файле сохранил — довольно, интересное напутствие и Л. Толстого и В. Ёремина автору.
    Безусловно, приятно удивило столь близкое знакомство с повторюсь — именитым российским актером.
    Правда, поначалу — прочитав Ерёмин — подумал о другом актере…
    Ну, а то обстоятельство, что В. Ерёмин начинал у нас, в Алмате — очень удивило и обрадовало.
    Все-таки Казахстан, немало для кого из именитых — стал, стартовой площадкой.
    Присоединяюсь к теплым пожеланиям и комментариям.
    Да, приходится признать — если, уж Господь дает, что-то — то даёт, весьма шедро.
    Как и в случае с именинником по части, его талантов.
    Спасибо автору, и респект «Exclusive » за дружбу с С. Лесковским. 👍