«Несите ваши денежки»: как работают кредитные мошенники
В 2022 году АРРФР провело исследование мошеннических действий в сфере финансов, которое показало, что чаще всего клиенты сталкиваются с кражей личных данных, предоставляющих доступ к счетам. Но есть и более изощрённые способы обмана, заставляющие человека платить «за воздух». Редакция финансового маркетплейса Zanimaem.kz ежедневно получает сообщения от читателей о незаконном списании денег за подписки, оплате ненужных страховок и комиссий. При этом на сайте 2016 года существует и регулярно обновляется список кредитных мошенников. Как они работают и что делать, чтобы не попасть на их уловки, рассказал эксперт портала Арнур Еркенбаев.
Популярные схемы обмана
Самое опасное в работе финансовых мошенников в том, что фактически человек сам соглашается на оплату их услуг – с юридической точки зрения обычно всё законно. Но здесь есть два нюанса – клиент либо платит за то, за что платить не должен, либо за то, что в состоянии сделать сам.
Разберёмся подробнее:
1. Подбор кредитных предложений. Компания оказываетинформационные и посреднические услуги – вы оплачиваете подписку, заполняете анкету, взамен вам дают список МФО, где можно получить кредит. Всё то же можно сделать самому – информация находится в свободном доступе и размещается на сайте кредитора.При этом часто при подписании договора клиент соглашается на рекуррентные платежи – списание денег с карты по расписанию при однократном получении согласия. Поэтому бывает так, что человек получает список, оформляет микрокредит и забывает о том, что пользовался услугами посредников, пока с его карты не списывается очередной платёж.
2. Оплата ненужных услуг. Этим могут грешить разные кредитные организации, устанавливая комиссии за те действия, которые должны выполнять бесплатно. Пример – проверка кредитной истории. В получении отчёта заинтересован кредитор, поэтому он и должен оплачивать подобные услуги. Не говоря уже о том, что банки и МФО получают его из БКИ бесплатно. Есть и другие варианты – якобы обязательные страховки,комиссии за перечисление денег на карту, при погашении долга и др.
Некоторые компании вовсе не утруждают себя предоставлением услуг – например, просят деньги за оформление документов, а потом исчезают.
Как не попасть на удочку кредитного мошенника
Если планируете получить микрокредит или кредит в банке,важно учесть такие моменты:
1. Проверьте компанию в списке кредитных мошенников.Это поможет сразу отсеять тех «помощников»,обращение к которым может привести к потере денег и времени.
2. Внимательно изучите сайт компании. В обязательном порядке должна быть информация о юридическом адресе, телефоне, электронной почте и других каналах связи. Все банки и МФО должны работать на основе лицензии, а сама она размещается на сайте, например в разделе «Документы», иногда просто указан её номер.
3. Проанализируйте предложения. Если кредитор гарантирует получение крупной суммы с плохой кредитной историей, наличием текущих долгов и только по удостоверению личности, нужно насторожиться. Стопроцентного одобрения заявок нет ни в одной, даже самой лояльной МФО. В банках этот процент ещё ниже.
4. Не вносите предоплату. Если хотите получить заёмные средства, платить заранее обычно не нужно. Если кредитный посредник просит 100% оплату его услуг до получения одобрения в банке или МФО, не стоит с ним связываться.
5. Отнеситесь внимательно к страховкам и подпискам.Обязательно только страхование при ипотеке, во всех остальных случаях застраховать жизнь, здоровье или другие риски клиенты могут добровольно. Это же относится и к оплате различных подписок,телемедицины, юридической помощи и прочих услуг.
Основная масса клиентов посредников – люди с испорченной кредитной историей, недостаточным доходом, неофициальным трудоустройством, которым отказывают банки и даже МФО. Мошенники уверяют их, что имеют связи в кредитных организациях и могут способствовать одобрению заявки. Часто это обычный обман, но доказать что-либо потерпевшему будет сложно, ведь он сам подписывает договор, в котором нет гарантии выдачи денег, а лишь получение консультационных услуг.
Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.