Саясат Нурбек: Невозможно считать себя чистым, стоя по колено в сточной яме - Exclusive
Поддержать

Саясат Нурбек: Невозможно считать себя чистым, стоя по колено в сточной яме

Детство Саясата Нурбека прошло на окраине Семея. До 13 лет рос в твердой уверенности, что он кенже – младший ребенок в семье бабушки и дедушки, к которым он попал в двухмесячном возрасте. Во втором классе сильно заболел – обнаружили какую-то сердечную аномалию, поэтому до пятого класса он только и делал, что лечился.

– Друзей у меня почти не было, меня к ним не тянуло, я вообще был каким-то асоциальным, предоставленным самому себе ребенком, – рассказывает Саясат Нурбек. – Но в этом был и свой большой плюс – общение со сверстниками заменили книги, годам к 13 я перечитал всю нашу школьную библиотеку. Однажды в нашу школу пришли двое – молодые турок и казах (последний почти наш ровесник) – презентовать казахско-турецкий лицей. Нас больше всего потрясло то, что делали они это на английском и турецком. Это был первый переворот в сознании. Надо же! Такие же, как я, а умеют говорить на нескольких языках! И я решил участвовать в конкурсе. Все пришли с родителями, а я – один.

Со всей области желающих учиться в лицее набралось 2800 человек, а принимали всего 50. Я вошел в первую пятерку и мне даже выделили грант. То есть обучение было бесплатным для всех, но надо было вносить какие-то деньги за питание, меня от этого освободили.

В Казахско-турецком лицее у меня, наконец, появилась так не хватавшая раньше уверенность в себе. До учебы здесь я был, честно сказать, очень закомплексованным, не видевшим правильного, ни отцовского, ни материнского, воспитания ребенком. Я уже говорил, что рос как сорняк в поле. Никто меня ни в школе, ни дома не ругал, но и не хвалил. А в лицее вдруг выяснилось, что я имею склонность к изучению иностранных языков и вообще восприятию новых знаний. Кроме образовательных процессов, выстроенных на хороших международных стандартах (обучение шло только на английском), в лицее был институт воспитателей. В подростковом периоде очень важно иметь перед собой модель человеческого поведения, а мы к молодым образованным ребятам-туркам, нашим воспитателям, относились как к кумирам. Ими трудно было не восхищаться: они хорошо играли в футбол, в настольный теннис, владели языками.

Образовательная модель лицея в том и заключалась, чтобы поддерживать талантливых ребят. Давая дополнительные нагрузки, их, например, отдельно готовят к олимпиадам. Я сразу стал показывать хорошие результаты и для меня открылся мир – участвовал в нескольких международных олимпиадах. Конечным результатом такого обучения стало то, что, едва став студентом Евразийского университета имени Гумилева, смог выиграть грант правительства США и поехать туда на учебу. Этот грант выдается очень маленькому количеству людей. И это правильно: чем меньше – тем более он объективен.

Саясату Нурбеку повезло – в Америке он попал в семью профсоюзных лидеров, Дэвида Флеминга и Бэг Дэвис и стал фактически сыном этой бездетной пары. В американском колледже он учился по специальности «политические науки». Так как Дэвид и Бэг были активными членами демократической партии, то они порекомендовали Саясата в помощники своему семейному другу Марку Смиту, баллотировавшемуся в то время в американский конгресс. А в 2000 году началась предвыборная компания кандидата в президенты США от демократической партии Альберта Гора. И у Саясата появилась возможность напрямую быть вовлеченным в самые верхние эшелоны американской политики, узнать этот процесс изнутри. Присутствовал на всех собраниях демократов, ездил вместе со своим шефом по всем штатам.

Домой Саясат Нурбек вернулся в 2001 году. Экстерном сдав в Евразийском университете экзамены за второй курс, перешел на третий, и сразу же начал активно представлять вуз на разных площадках – в дебатных клубах и международных конференциях. Когда японское агентство международного сотрудничества Джайка объявило конкурс на стажировку в Токийском университете, он выиграл грант.

– Но повезло мне с ним совсем не случайно, – вспоминает Саясат. – В 1998 году одна известная строительная компания из Японии принялась возводить в моем родном Семее подвесной мост. В то время ощущалась огромная нехватка людей, владеющих английским. Узнав, что обучение в казахско-турецком лицее идет на этом языке, представители компании пришли к нам. Вот так я, 15-летний подросток, начинал свою трудовую карьеру. После окончания учебы в Евразийском университете встал вопрос о магистратуре. Я изначально был нацелен на то, чтобы не терять время и сразу поступить туда, но мне нужен был абсолютно бесплатный грант, включающий дорогу, проживание и пропитание, а там в качестве залога требовалась недвижимость. Получилось только с Италией – при условии, что буду преподавать какое-то время в местных вузах политологию. Хорошо, что я приехал в эту страну чуть пораньше. Вуз недобрал нужного количества людей, поэтому обучение решили вести на итальянском.

«Но мы понимаем вашу трудную ситуацию, – сказали честные итальянцы, – поэтому дадим вам средства для изучения языка». Диктофон стал в те дни моим главным оружием. Мучился я неимоверно: записывал лекции, возвращаясь в общежитие, расшифровывал их, выписывал незнакомые слова. Почти полгода жил в таком авральном режиме. Выручила природная склонность к языкам. Уже после Нового года я начал читать тематические лекции. Очень помог американский опыт участия в электоральных событиях, а еще я, выходец из СНГ, рассказывал итальянским студентам про распад СССР и формирование новых независимых государств. Все это имело успех и вскоре меня попросили выступать в одном из университетов Неаполя. Через год я уже так освоился, что в Турине, где проходили зимние олимпийские игры, работал переводчиком, плюс занимался репетиторством – преподавал английский. На заработанные деньги исколесил почти всю Европу. Стажировался, например, в Брюсселе, в Европарламенте, защищал свою работу в колледже в Брюгге.

После учебы Саясат Нурбек вернулся домой. Работал в академических структурах. Был, в частности, проректором академии государственного управления, трудился в Администрации президента, в фонде Самрук-Казына», работал в акимате Алматы… Разочаровывался в госслужбе, уходил… Мог бы уехать за границу, но не уехал.

– Дело в том, что там действует прагматичная система поиска и поддержки талантов, – говорит Саясат. – То есть если есть какая-то уникальная компетенция или знания, то человек однозначно нужен. За этим стоит ярко выраженный коммерческий интерес: он поможет мне заработать больше. Идет, таким образом, четкая бизнес-императива. Совсем иначе обстоит с этим в странах постсоветского пространства. Удивительная ситуация: страна, которая выдала такую сентенцию как «кадры решают все», не придерживается ее, а лишь громко декларирует. А ведь все решения принимают, исполняют и контролируют люди. Соответственно, от их компетентности, честности, профессионализма, патриотизма и прочего зависит качество всего, что происходит в обществе. Но мы почему-то противоречим этой сентенции на уровне культурной матрицы – пословиц, поговорок и иносказании: «кадры решают все», но в то же время – «незаменимых не бывает».

Приняв решение остаться дома, я очень четко понимал: да, у меня есть определенный опыт, где-то даже, может быть, уникальный. Не каждый, наверное, участвовал в 18 лет в предвыборной компании кандидата в президенты США, преподавал в вузе другой страны. Но при этом я очень быстро понял, что вряд ли сделаю за рубежом большую политическую карьеру. Я буду там всегда находиться в ситуации «наемный работник». Да, я буду там хорошо зарабатывать, но влиять на какие-то решения, которые системно поменяют сложившиеся отношения, улучшат жизнь людей, не получится. В США, например, я мог бы успешно заниматься своим бизнесом. Пожалуйста! В стране, которая вся построена на этом, никому не запрещено делать деньги. Но это было историей моего личного успеха, а не лидера масс. Там есть свой, так называемый американский национализм: «Как?! Он же не в этой стране родился, не здесь вырос».

А я всегда видел свое предназначение в публичных вещах и, самое главное, в возможности менять какие-то социальные установки, чтобы, как бы это пафосно ни звучало, улучшать или хотя бы менять к лучшему жизнь людей. Казахстан – это моя родина, и я, как любой гражданин этой страны, могу заявить, что я на этой земле родился, что я плоть от плоти от своего народа, а потому у меня есть такое же право, как у каждого из нас, претендовать на что-то большее, чем имею. Моя позиция такова: изучить серьезные структурные проблемы изнутри, чтобы знать, как их решить эволюционным путем. Этот путь тяжелый: устаешь, разочаровываешься, возмущаешься при виде явной несправедливости, вступаешь во внутренний конфликт с самим собой от того, что в данный момент ситуацию ты все равно поменять не можешь, но…. У Махатмы Ганди (и он сам, и его труды оказали на меня большое влияние) есть знаменитое выражение: всегда знайте правила, чтобы уметь их потом нарушать. Это очень утрированное понимание ситуации: у нас все плохо, потому что все решается на уровне брат-сват, Баке и Маке. Но позиция полного отторжения, как показывает история, ни к чему хорошему не приводит. Безжалостная революция более эффективна на первый взгляд: все сломали и объявили, что «мы наш, мы новый мир построим». Но есть один огромный минус, который перечеркивает все завоевания революции: это разрушение преемственности. Абсолютного зла не бывает, любая сложившаяся система худо или бедно, но работает. Ломая существующее революционным путем, можно вместе с водой выплеснуть и младенца.

 Более того, если не принимающее критикующее большинство будет говорить, что выжить нормальному человеку внутри стаи невозможно, то исчезнут и надежды на перемены. Тогда мы смиримся с тем, что никаких особых талантов для достижения успеха не нужно. Все можно решить с помощью денег или силы. Это, по их мнению, и есть правда жизни.

Субъективный фактор девальвации профессиональных ценностей – провал в области идеологии, отсутствие правильных идеалов. В 90 годах сделали слишком большой крен в сторону экономики, был брошен лозунг «Зарабатывайте! Обогащайтесь!». Но так как правила игры были непрозрачные и неодинаковы для всех, то те, кто быстро сколотил состояние на этом, укоренились в понимании того, что только так вопросы и решаются – силовыми или денежно-договорными методами. Соответственно, второе поколение также укоренилось в этой мысли: если так делают наши родители, мы тоже пойдем таким путем. Налицо кризис духовных ценностей. И это проблема не просто сложная, она стержневая – тут и коррупция, тут и неэффективность принимаемых решений. Но повторяю, не все так страшно и плохо, как кажется.

Поэтому моя личная позиция – узнать болевые точки существующей системы и попытаться на своем маленьком участке делать по-другому. И в итоге встать у руля определенных решений. Это гораздо лучше, нежели, стоя вне системы, критиковать и не принимать ее. Она ведь в таком случае все равно будет идти дальше. И тогда это будет двойное торжество конъюнктурщиков. Сейчас мы, кстати, приближаемся к очень опасной черте, когда груз неэффективных решений может перевесить прочность всей нашей системы. А ведь у нас есть много профессионалов, открытых, думающих, прогрессивных, но они либо разобщены, либо заняли позицию – я в эту систему не лезу, мне мое доброе имя дороже. Но если система сама по себе будет неправильной, будет плохо всем. Невозможно считать себя чистым, стоя по колено в сточной яме. Я хочу своим маленьким примером показать, что в Казахстане можно нормально работать, иначе обществом овладеет полный пессимизм.

Мерей Сугирбаева




18 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Супер гражданская позиция, глубоко уважаемый Саясат Нурбек! Здоровья, претворения в жизнь всех Ваших задумок, успехов и великих побед!

  2. Мукушев Базарбек Агзашулы, профессор Казахского Агротехнического университета им.С.Сейфуллина:

    В начале девяностых годов прошлого века в городах нашей республики начали открываться казахские-турецкие лицеи. 1998 году меня приглашало руководство Семипалатинского казахско-турецкого лицея для подготовки учеников физическим олимпиадам. Я проработал в лицее по совместительству около десяти лет. За эти годы десятки лицеисты стали победителями международных и республиканских олимпиад по разным предметам. Один из победителей международных олимпиад по английскому языку был Саясат Нурбек. Помню, что про него положительно отзывались весь коллектив лицея. Саясат не только отлично владел турецким и английским языками, он был разносторонним учеником: успешно занимался спортом, активно принимал участие в общественной жизни лицея и города.
    Я глубоко убежден, что он может целенаправленно и системно развивать структуру высшего образования и науки Республики Казахстан.

  3. Молодец! Пример для подражания! Трудолюбие, упорство, порядочность — вот какими качествами обладает Саясат. Он истинный патриот, гражданин своей Родины. Весь его путь это подтверждает. Только на Родине можешь релизоваться! Это главный вывод! Никакого предмета «патриотизм» в школьную программу вводить не надо! Чувство патриотизма воспитывается на протяжении всей жизни, начиная с рождения.

  4. Как правильно мыслит Саясат Нурбек! Очень хочется пожелать ему успеха в новой для него должности — отвечать за подготовку высококвалифицированных кадров и процветания нашей науки, которая стала изгоем в нашем обществе.

  5. Все правильно, побольше бы думающих так и добивающихся своих целей людей честным путем. Особенно во властных структурах. Удачи вам Саясат во всем!

  6. Если эти мысли действительно изложены тут точь в точь так, как выразился собеседник, а не «с добавками» от журналиста, тогда есть уверенность, что сфера науки и «вышки» переданы в нужные руки! Пожелаем удачи во благо страны!

  7. Мне нравится его самостоятельность,внутренний стержень в самовоспитании сам себя поставил на ноги побольше таких людей

  8. Я думаю, что среди педагогов высшей школы и науки есть немало людей с такими же принципами и духовными ценностями, как у нашего нового Министра Саясата Нурбека. Желаем г-ну Министру таких же, как он сам креативных сподвижников, способных избавить науку и высшее образование от безответственности и недобросовестности. Ветераны с Вами.это даёт надежду на будущее.

  9. очередное дежурное сиротство, пафос и самовосхваление))) Сантехник Петрович, пытался на своем маленьком участке все делать по другому, затыкая пальцами болевые точки вывалившегося из системы проржавевших труб дерьма… главное не критиковать кск, иначе…

  10. Я примерно так о вас и думал. Вы учились за рубежом и соответственно в вашем мировосприятии больше американского мировосприятия. Я воспитывали и рос в СССР, чем горжусь. Мне хотелось бы обратить ваше внимание на 121 среднюю школу г.Алматы. В этой школе благодаря дурости её директора с 2019 по 2021 год у учащихся 10 и 11 классов не было ни одного урока по химии, по физике и по истории. Разберитесь пожалуйста с этой школой. У меня внучка желанная стать врачом не смогла из-за отсутствия химии поступить в медуниверситет. Таких директоров надо изгонять из школ. Надо возвращаться к стандартам советского среднего образования с трудовым обучением, домоводством, столярным и слесарным делом и электротехникой. С хорошим знанием истории.

  11. Я примерно так о вас и думал. Вы учились за рубежом и соответственно в вашем мировосприятии больше американского мировосприятия. Я воспитывали и рос в СССР, чем горжусь. Мне хотелось бы обратить ваше внимание на 121 среднюю школу г.Алматы. В этой школе благодаря дурости её директора с 2019 по 2021 год у учащихся 10 и 11 классов не было ни одного урока по химии, по физике и по истории. Разберитесь пожалуйста с этой школой. У меня внучка желанная стать врачом не смогла из-за отсутствия химии поступить в медуниверситет. Таких директоров надо изгонять из школ. Надо возвращаться к стандартам советского среднего образования с трудовым обучением, домоводством, столярным и слесарным делом и электротехникой. С хорошим знанием истории.

  12. Биография впечатляет. Будем надеяться на хорошие перемены. Из системы образования именно высшее образование должно отвечать требованиям общества и готовить компетентных специалистов, которых не хватает на рынке труда. Тогда точно можно сказать: кадры решают всё.

  13. Хороший месседж. Не помню, чтобы кто то из министров шел с открытым эабралом во власть. Причем представляя проблему и зная как ее можно решить. Флаг в руки. Но сопротивление со стороны приобщившихся к торговле дипломами /не о профессиональном образовании!!!/ а о полученных услугах, основанных на неких забугорных стандартах о нем.

  14. Очень надеюсь, что у вас это получится!! Сейчас как никогда, нужны целеустремлённые люди, патриоты своей страны. Я тоже всегда считала и воспитывала своих детей так, что надо много и честно работать и тогда будет результат! Хорошие профессионалы нужны везде. И не понадобится помощь «маке-саке».
    Успехов вам!!✊️✊️

  15. По моему первый министр, который пришел во власть обладая широким кругозором и зная проблемы порученного ему дела. Флаг ему в руки. Но ему придется бороться с мощным лобби сторонников продолжения торговли дипломами и учеными степенями,’свидетельтвующими о полученных их обладателями образовательных УСЛУГах, основанных на неких эабугорных стандартах. Что не имеет отношения к собственно профессональному образованию, невозможному без наличия профессинальных стандартов., ориентированных на решение кадрового обеспечения проблем модернизации экономики и общества , т.е. обеспечение потребностей внутреннего рынка труда.