Ничего личного – только бизнес - Exclusive
Поддержать

Ничего личного – только бизнес

«Технический сбой» Facebook произошел почти одновременно с решением Росфинмониторинга включить его в реестр экстремистов и террористов. Совпадение?

Раскрученные пользователи Facebook в минувшую среду были удивлены снижением отображаемого в их профилях количества подписчиков – оно стало ниже 10 тысяч. Среди потерпевших оказались президент Украины Владимир Зеленский и даже сам создатель этой соцсети Марк Цукерберг. Однако к вечеру того же дня все подписчики у них были восстановлены.

Корпорация Мeta, контролирующая социальные сети Facebook и Instagram, официально заявила, что это был обычный технический сбой, который привел к неправильному отображению количества подписчиков. Но так как она периодически борется с ботами, пользователи по всему миру – и обычные люди, и эксперты – предположили, что это была всё-таки попытка удалить фейковые аккаунты.

«Черная» среда

– Конечно же, это было не случайно, – считает активно занимающийся маркетингом в соцсетях директор коммуникативного агентства DDA Юрий Дорохов. – Мeta время от времени проводит акции по очищению своих площадок от фейковых аккаунтов. Последнее время она активизировалась в этом направлении в связи с ситуацией в Украине. Летом 2019 года то же самое было и в Инстаграме – многие популярные блогеры жаловались, что у них резко уменьшилось количество подписчиков. Можно также вспомнить массовые баны аккаунтов, обвиняемых во вмешательстве в президентские выборы США. Самый свежий пример – буквально три недели назад, в конце сентября, в Facebook было забанено большое количество аккаунтов, которые корпорация Меtа сочла связанными с пропагандистской ресурсами России и Китая.

Юрий Дорохов

Мессенджер Теlegram – это другая компания, но и они тоже пытаются вычислять фейковые аккаунты. И это нормально: чем их больше – тем меньше доверия. Это означает, что люди будут меньше присутствовать в социальных сетях, что привет к неизбежному падению эффективности размещаемой там рекламы, следовательно, соцсети будут меньше зарабатывать. То есть доверие со стороны обычных пользователей тесно связано с бизнесом, поэтому соцсети не заинтересованы в том, чтобы люди теряли подписчиков, но, стремясь к тому, чтобы они сохраняли к ним доверие, с одной стороны, постоянно балансируют между тем, чтобы вычислять ботов и фейки, а с другой – боятся переусердствовать. В минувшую среду (12 октября) они, очевидно, переусердствовали очень сильно, поэтому очень скоро (уже вечером) все вернулось на круги своя. У меня, например, количество подписчиков восстановилось почти до прежнего уровня. Думаю, что у всех остальных то же самое.

– А как создаются фейковые аккаунты?

– Либо программными методами, либо они ведутся обычными людьми с настоящими именами и фамилиями. Для этих целей специально покупаются сим-карты и заводятся электронные адреса. Назвать их ботами будет не совсем корректно, но это тоже фейковые аккаунты. Социальные сети, совершенствуя свои алгоритмы, всё время пытаются вычислить и тех, и других. Поэтому время от времени происходят такие явления, как потеря пользователями части своих подписчиков и друзей.

В данном случае, видимо, произошло тестирование очередного метода по вычислению фейков, лишившее блогеров огромного числа подписчиков. Причём, разного количества, но до одного уровня. Те, у кого было больше 10 тысяч, потеряли чуть меньше этого количества. Те, у кого было меньше 10 тысяч, тоже что-то потеряли. У меня, например, пропали около полутора тысяч подписчиков. Я, как и все, расстроился, но потом понял, что проблема не во мне. Увидев, что у самого создателя этих соцсетей Марка Цукерберга по сравнению со всеми остальными пользователями образовались огромные потери, понял, что это какая-то аномалия, которая, по всей видимости, будет скоро решена.

– А если бы количество подписчиков не восстановилось?

– Если бы охваты, действительно, резко бы упали без всякого восстановления, то пользователи – активные блогеры и корпоративные аккаунты, многие из которых ведут свою деятельность от имени живых людей, тоже утратили бы доверие к соцсетям. Причем, к любым. Корпорация Мета, контролирующая Facebook и Instagram – главный игрок на этом рынке. И она, поняв, видимо, что на этот раз их метод несовершенен, быстренько вернула всех подписчиков. Но такие явления, я думаю, будут повторяться ещё много раз.

– И к чему в конечном итоге придет борьба с ботами и фейковыми аккаунтами?

– А ни к чему пока. Это похоже на вечный поединок снаряда и брони. Как там обе стороны совершенствуются, так и технологии ведения фейковых аккаунтов, программных технологий и методов борьбы с ними тоже не стоят на месте. Думаю, это противостояние не закончится до тех пор, пока не изобретут способа идентифицировать пользователя по каким-то биометрическим данным – по сетчатке глаза или, допустим, отпечаткам пальцев. Но подозреваю, что и тогда люди, которые создают фейковые аккаунты, что-нибудь придумают.

– А на бизнес в социальных сетях (например, на ведение маркетинга) ситуация с падением количества подписчиков успела повлиять?

– Нет, конечно. Сбой же был совсем недолговременным. То, что произошло, можно расценивать как тестирование новых алгоритмов борьбы с фейками и ботами, но оно оказалась явно неудачным. Не может быть такого, чтобы практически у всех пользователей количество реальных подписчиков равнялось примерно 10 тысячам, а всё, что сверху – это боты. Корпорация Меtа вряд ли в неудаче признается, но она будет и дальше совершенствовать свои алгоритмы.

– Нужны ли заказчиком дутые подписчики, коих, говорят, великое множество у любого блогера?

– Это сложный вопрос, потому что если говорить о реальной эффективности социальных сетей, то, конечно, дутые подписчики никакой пользы не приносят. Но в то же время в крупных корпорациях существует определённая бюрократия: маркетинговым отделам необходимо отчитываться перед руководством компании о своих успехах, а тем – перед акционерами.

Количество подписчиков в социальных сетях, конечно же, не самый главный показатель, но всё-таки повод похвастаться. Поэтому для блогеров, продающих свои услуги по размещению рекламы, их количество является очень важным. Однако в последние годы, зная, что подписчиков можно накрутить, стали смотреть на их вовлеченность в работу аккаунта. Фейковые ведь в лучшем случае просто лайкают и никак больше себя не проявляют. И все же количество подписчиков все еще остается очень важным для тех, кто продает свои рекламные услуги, и для подразделений крупных компаний и каких-то независимых корпораций, для которых это важно для отчётности. Я бы не сказал, что это принципиальный показатель, на котором свет клином сошёлся, но он нужен. Поэтому в интернете по-прежнему существуют компании, которые предоставляют такие услуги. Есть биржи аккаунтов по накрутке ботов, которые созданы и ведутся программно, и есть биржи, где можно купить лайки от обычных людей.

Например, для казахстанского аккаунта или страницы предоставляются лайки пользователей из Индии, Пакистана, из стран Восточной Европы. Это живые люди, которым платят за это какую-то маленькую денежку, но им все, что происходит в Казахстане, конечно же, не интересно. То есть это не совсем фейки, но и настоящими пользователями их тоже не назовешь. Это такая серая часть рынка соцсетей, которая, видимо, будет существовать всегда.

– А вы по каким критериям отбираете тех, с кем нужно сотрудничать? Вы же занимаетесь бизнесом в интернете.

– По тем же самым, что и все: смотрим на количество подписчиков и на их соотношение с вовлечённостью. Однако не всегда человек с максимальным количеством подписчиков будет наиболее эффективным. Всё зависит от заказчика. Иногда целесообразнее привлечь 10-20 блогеров с небольшим количеством подписчиков, они недорогие, иногда вообще могут написать об этом бесплатно, потому что заданная тема им интересна. Иногда полезнее сосредоточиться на одном-двух блогерах с большим количеством подписчиков, но тут либо цена будет высокой, либо нужно будет приложить большие усилия, чтобы они написали об этом бесплатно. Но в любом случае, если есть подозрения, что у блогера, корпоративного аккаунта или СМИ в социальных сетях высокий процент фейков, с ним сотрудничать не очень хочется.

«Свет и «тени» соцсетей

– Уверен, что такое действо – снижение числа подписчиков – напрямую связано с принятым 11 октября 2022 года решением Федеральной службы по финансовому мониторингу РФ (Росфинмониторинг) о включении Meta в реестр экстремистов и террористов. А продвижение рекламы в принадлежащих ей соцсетях Facebook и Instagram может быть признано финансированием экстремистской деятельности с привлечением к ответственности по ст. 282.3 УК РФ (до 10 лет лишения свободы), – полагает российский финансист Андрей Черепанов.

Андрей Черепанов

– Вероятно, как раз с набором у пользователей 10 тысяч подписчиков они привлекают наибольшее внимание «правоохранителей» и/или на их площадках начинает активироваться реклама, приносящая доходы Meta. Разумеется, Facebook не стал разбираться с наличием такого риска у каждого отдельного пользователя (живёт ли он в России или нет) и решил максимально обезопасить всех скопом. Очень важно, что тем самым снижен риск и у каждого из подписчиков, ведь их также могут притянуть к уголовной ответственности за «… сбор средств … для обеспечения деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации».

Сегодня, когда прошла без малого неделя после «черной» среды, я остаюсь при своем мнении. Ведь то действие ФБ день в день совпало с решением Росфинмониторинга и было вполне логичным для снижения риска пользователей и подписчиков. Но я не знаю причины восстановления отражаемого числа подписчиков. Возможно, это произошло из-за возмущений раскрученных пользователей, а, может, из-за смены настроения руководства ФБ. Возможно, эта соцсеть привлекла внимание общественности к серьёзному риску и тем самым посчитала свою миссию выполненной. Еще это могла быть «инициатива на местах»: ФБ решил снизить риск своих пользователей, а вышестоящая организация посчитала это излишним и поручила прекратить реализацию той инициативы. К такому выводу подталкивает и официальный ответ Meta – «извините, технический сбой». Он настолько «грамотен», что лучше и не придумать. И я бы не стал утверждать, что блогеры лишились на время своих подписчиков. ФБ снизил только отражаемое на их профиле число их подписчиков, то есть то число, которое видно всем, потому что оно «на свету». Однако реального снижения состава (численности) подписчиков не произошло, они были просто переведены в «тень».

Торг совестью

– Вся эта история с накрученными подписчиками когда-то должна закончиться. Все бы ничего, если бы рост аудитории не был бы связан напрямую с монетизацией, – заявляет блогер и публицист Дана Орманбаева. – Промышляющие на рекламе и именно ради этого накручивающие подписчиков держатели аккаунтов поступают нечестно трижды. Вначале с другими своими последователями, заманивая их своей «популярностью», затем с рекламодателями, которым впаривают «соломенную куклу», и третий обман – это, как правило, сам рекламируемый продукт. Ведь большинство контрактов подписаны исключительно ради денег, и там не пахнет ни полезной информацией, ни новыми знаниями.

Дана Орманбаева

Как давний пользователь соцсетей и журналист, я по возможности нахожу время подсказать своей аудитории, как распознавать «хлам» – ненужные информационные потоки, чтобы не тратить на них свой мозговой ресурс и не участвовать в чужом успехе. Сегодня вам предлагают какой-нибудь «крутой ЖК», выставляя о нем мега-яркие иллюстрации и кучу наворотов, а завтра ваш фаворит с легкостью переметнется «на крышу» следующего ЖК и с прежней страстью будет заманивать приобрести недвижимость у конкурента его предыдущего клиента.

Мне скажут: никто не отменял рекламу как отрасль, все каналы мира рекламируют и пепси, и колу в одном блоке. Однако промысел в сети, на мой взгляд, непригляден тем, что носит несистемный характер, он не подвержен надзору, регуляции, существует без профессионального управления процессом. Выпустил инфлюенсер пост-stories, отряхнулся и пошел дальше «на охоту» – рекламировать или, образно говоря, «убивать» кого-то ради личной выходы. И никто ни за что не отвечает. Именно по этой причине как снежный ком на наших глазах стали расти финансовые пирамиды. И малообразованная часть населения ведется на уловки и обещания баснословных доходов. Бесспорно, незнание закона не снимает ни с кого ответственности, в том числе и за свою малограмотность. Однако будь ранее это явление регулируемо законом – обществу удалось бы избежать драматических историй, которые мы наблюдаем с сожалением и сочувствием ко всем сторонам – и к тем ребятам, которые рекламировали эти финансовые пирамиды, и к тем, кто повелся на их обещания.

Поэтому монетизация в соцсетях – это палка о двух концах. С одной стороны – новшество в сфере предпринимательства. Есть (их немного) добропорядочные держатели аккаунтов, чей промысел вызывает уважение своей индивидуальностью, креативом и профессионализмом в управлении. Но, к сожалению, большинство кейсов – это истории о низкой компетентности, о рвачестве, об очковтирательстве, о мошенничестве и обмане.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.